На днях украинские сети всколыхнула история о преступной халатности работников одного из домов-интернатов Житомирской области, которую рассказал уполномоченный президента по правам детей Николай Кулеба. По его словам, сотрудники интерната закрыли в комнате и оставили умирать в горячке одного из своих воспитанников — 6-летнего Андрея. Медицинский персонал учреждения просто не видел смысла в том, чтобы вызвать мальчику скорую, ведь у Андрея было ДЦП и сотрудники интерната считали его "растением". Благодаря активистам, ребенка все же удалось спасти, по факту открыто уголовное производство.
Гривна на лечение
Случай преступной халатности сотрудников интерната можно было бы списать на частное происшествие, однако Николай Кулеба уверен, что вся система уже давно нежизнеспособна и Украине пора от нее отказаться, ведь некоторые родители отдают своих детей в интернаты, так как в их населенных пунктах просто отсутствует система специализированной поддержки семей с детьми, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах.
Иными словами, если в семье, которая живет в селе, рождается, например, ребенок с инвалидностью, то необходимых специалистов, которые помогали бы развиваться и следить за здоровьем такого ребенка, рядом просто не оказывается. Часто родители видят единственный выход из ситуации — определить чадо в интернат, где, по идее, ему должны обеспечить уход. "Наша система не готова поддерживать маму с таким ребенком по месту ее проживания, а система интернатов наживается на горе семей, получая постоянное финансирование в огромных размерах", - отметил Николай Кулеба.
"Огромные размеры" финансирования - это 7 миллиардов гривен, которые в 2016 году было потрачено из бюджета на содержание интернатов по всей стране. Еще четверть миллиарда зашли как благотворительная помощь.
"Если посмотреть, каким образом тратятся эти средства, то можно увидеть, что 6 миллиардов из них, то есть около 85%, - это оплата работы персонала, коммунальные платежи и содержание зданий. На ребенка выделяется всего 1 миллиард гривен. Мы посчитали, что это 27 гривен в день на ребенка. Из них 23 гривны на питание, 1 гривна на лечение и 3 гривны на одежду. Если говорить о том, что эти учреждения были созданы для того, чтобы помочь ребенку с особыми потребностями, то по финансированию мы видим, что это невозможно. Поэтому, тратя 7 миллиардов гривен, мы сами себя обманываем, что детям в интернате будет лучше", - пояснил детский омбудсмен.
Первый шаг к тому, чтобы сломать советскую систему воспитания детей в интернатах, в офисе уполномоченного по правам детей ожидают от президента, который до конца года должен утвердить Стратегию деинституализации ухода за ребенком.
Согласно стратегии, интернатные учреждения должны быть полностью реформированы. Сейчас в Украине насчитываются 744 таких учреждения, которые находятся в структуре Минздрава, Минсоцполитики и Минобразования. По словам Кулебы, основная идея реформирования в том, чтобы каждый ребенок в стране рос в условиях безопасности и благополучия, а интернатная система не способна это обеспечить, поэтому большинство таких учреждений придется закрыть. "Тут важно понимать, что идея состоит не в закрытии интернатов, хотя некоторые из них будут закрыты, а, возможно, и все", - отметил уполномоченный по правам детей.
Но если большая часть интернатов будет оптимизирована, возникает вопрос, что делать с их воспитанниками, которых насчитывается около 105 тысяч по всей стране? В офисе детского омбудсмена объясняют, что задача максимум — вернуть детей в семьи, ведь, согласно данным статистики, только 8% детей в интернатах круглые сироты, остальные 92% (97 тысяч детей) имеют биологических родителей или близких родственников, которые отдают детей на воспитание в интернат, поскольку не могут обеспечить детям с особыми потребностями правильный уход.
"Наша система с советских времен формировала все социальные услуги на уровне интернатов. Если требует ребенок ухода и помощи, а 20% детей в интернатах – это дети с инвалидностью, как правило, государственные органы дают очень "хорошую" рекомендацию — направить ребенка в интернат. В Украине 1,5% детского населения находятся в интернатах. Если брать Польшу, Болгарию, Румынию, эти показатели составляют от 0,2 до 0,5% в зависимости от страны. В Австрии, Норвегии, Германии институализация менее 0,1%. В этих странах услуги предоставляются в общинах, и они максимально приближены к ребенку. В Украине такие услуги почти отсутствуют на уровне общин", - пояснил Николай Кулеба.
Ожидается, что в результате развития системы социальных услуг многие родители захотят забрать своих детей из интернатов. Инфраструктура услуг, согласно стратегии, включает открытие в школах классов инклюзивного образования, местных центров реабилитации, дневного присмотра за ребенком и кризисных центров матери и ребенка, учреждений для развития детей с инвалидностью, доступность медицинских услуг и многое другое.
"Например, услуга раннего вмешательства - это услуга для семьи, в которой рождается ребенок с особыми потребностями. Международные исследования четко говорят — если государство вложит в такую услугу хотя бы 1 доллар, то потом оно экономит 7 долларов на социальную поддержку такого человека в течение всей его жизни, ведь когда предоставляется услуга раннего вмешательства, вопрос инвалидизации ребенка или вообще снимается, что позволяет государству экономить на выплатах по инвалидности, или приобретает не такую тяжелую форму инвалидности", - считает руководитель общественных программ Института общественно-экономических исследований Марианна Онуфрик.
Решение проблемы реальных сирот, которые не смогут вернуться в семью или к неблагополучным родителям, видится следующим образом: часть таких детей будут усыновлены. "Уже 65 тысяч детей у нас живут в семейных формах воспитания. Это опека и приемные семьи", - пояснил Кулеба.
Остальные дети будут отправлены в заведения так называемого альтернативного воспитания. "Сегодня нам говорят о том, что на Западе также существуют интернаты. Да, там действительно есть интернатная система и учреждения институционального ухода, там они называются альтернативным уходом, который приближен к семейному, и в зависимости от страны эти учреждения рассчитаны на 6-12 детей, но никак не на 300", - подчеркнул Николай Кулеба.
"На первом этапе параллельно будут существовать две системы. Мы не будем выселять детей, закрывая интернатные учреждения. Будут существовать интернаты, и параллельно нужно будет вкладывать средства, чтобы развивать социальные услуги", - добавила Марианна Онуфрик.
В течение трех месяцев после того, как президент подпишет стратегию, Кабмин должен разработать план действий, в котором будут обозначены конкретные шаги реализации реформ. Также будет составлен план реформирования интернатных учреждений по каждой области. По расчетам Кулебы, за 10 лет на эту реформу необходимо будет потратить около 2 миллиардов долларов.
"В деинституализации очень много зависит от реформы финансов. Насколько Минфин сможет придумать тот механизм, который позволит им перераспределять те средства, которые раньше направлялись на интернатную систему, на развитие других услуг", - добавил уполномоченный по правам ребенка.
Полностью от интернатов не избавиться
По словам Николая Кулебы, интернатная система только калечит судьбы детей.
"Исследования, проведенные за границей, показывают, что три месяца нахождения в интернатном заведении замедляют развитие ребенка на 1 месяц, а 3 года - на 1 год. Более 50% детей живут в интернатах более 3 лет. Поэтому дети, которые заканчивают интернат, не могут приспособиться к нормальной жизни. Спросите любого директора интернатного учреждения, и он вам подтвердит, что большая часть тех детей, которые воспитываются сегодня в интернатах, - это дети выпускников их же интернатных учреждений. То есть их воспитанники вырастают, становятся взрослыми, заводят детей, но они не умеют создавать семьи и не знают, как опекать ребенка. Они, как правило, очень недоразвиты во всех смыслах этого слова для того, чтобы воспитать своих детей. И снова эти дети попадают в интернаты, и снова по кругу эта система работает и калечит судьбы детей", - уверен Николай Кулеба.
Впрочем, сами сотрудники интернатов уверены, что закрыть все подобные учреждения просто не выйдет, ведь даже если максимально приблизить все социальные услуги к ребенку, родители, которые уже отдали своего ребенка в интернат, не будут им заниматься. Такого мнения придерживается работница школы-интерната для детей с нарушениями слуха Катерина Петрова.
"К сожалению, глухие дети не смогут чувствовать себя полноценными рядом с детьми, у которых нет никаких отклонений. Например, я вожу детей на секцию с борьбы. На них тычут пальцами, смотрят косо и чувствуют они себя, поверьте, неловко. Кто подскажет таким детям, когда и где переходить дорогу? В школе у нас воспитатели с ними ходят везде. Кто будет им присваивать навыки гигиены? Родители их работают, заняты. Есть даже такие родители, которые не понимают язык глухих. Таким детям нужно уделять много времени. Например, во время какой-либо работы или готовки мы в обычной жизни запросто можем обсудить различные темы или решить проблемы, вопросы, а детям с нарушениями слуха для этого необходимо оторваться от всех дел и поговорить, глядя друг на друга. Тогда каждому родителю придется нанимать своему ребенку индивидуального воспитателя, няню", - рассказала "Апострофу" Катерина Петрова.
Да и в Минсоцполитики признают, что на 100% отойти от интернатной системы не выйдет. Как отметил замдиректора Департамента по защите прав детей и усыновлению Владимир Вовк, полностью убрать интернаты системы Минздрава будет сложно, ведь в некоторых из них предоставляется узкоспециализированный уход за детьми с особыми потребностями. То же самое касается и учреждений Минобразования. Однако чиновник признает, что социальные услуги должны быть приближены к общине.