В Министерстве обороны обнародовали неутешительную статистику - за 2016 год небоевые потери украинских военных составили 256 человек, при том, что на фронте в боевых столкновениях погибло 211 бойцов ВСУ. "Апостроф" разбирался, почему в передышках между боями погибает больше солдат, чем от пуль и мин боевиков.
Суициды в АТО
Больше всего ужасает причина, которая вышла на первое место среди небоевых потерь в ВСУ за 2016 год. Это самоубийства. В Минобороны за прошлый год насчитали 63 таких случая. По статистике, которую ранее озвучивал главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос, всего с начала АТО погибло почти 1300 бойцов по причинам, которые не связаны непосредственно с ведением боевых действий, из них самоубийц — 259 человек.
Сами военные утверждают, что на 100% доверять этой статистике нельзя, ведь не всегда, когда солдат себя убивает, это связано с планами свести счеты с жизнью.
"Сейчас в стране тяжелая экономическая ситуация, и многие идут на службу, чтобы заработать денег. Но когда они подписывают контракт, люди не думают, что их могут сразу отправить в зону АТО, все же хотят служить в тылу. А когда человек не очень морально устойчивый попадает в зону боевых действий, у него может возникнуть паника, и он может прострелить себе чего-нибудь, чтобы больше не воевать и бывает что перестарается", - рассказал "Апострофу" демобилизованный военный Сергей.
Тем не менее, случаи суицида в ВСУ действительно происходят и они не единичные. Наш собеседник Сергей вспоминает, что такое ЧП произошло в его подразделении во время службы в армии.
"У парня были домашние проблемы с девушкой, потому что за пару минут до самоубийства он с ней разговаривал по телефону. Просто домашние часто не понимают реалий того, что происходит на фронте. Я не один раз был свидетелем ситуаций, когда солдату звонят из дома и начинают выносить мозг, а человек в это время стоит на посту с оружием. Начинаются бурные обсуждения домашних проблем и пытаются перенести их решение на бойца. Но человек, если он служит на передке или даже в тылу, реально ничего не может сделать и решить. Например, если проблемы финансового плана, банкомата же под боком нет. Решить проблему с ЖЭКом он тоже не может, ведь это не аргумент для начальства отпустить человека, если у него дома проблемы с коммунальщиками", - отметил Сергей.
Суицидальные мысли могут возникать не только у новобранцев, которые впервые оказываются на передовой, но и у ветеранов АТО, которые не находят себя в мирной жизни."Очень много людей, которые были в АТО добровольцами, ушли в тыл, там не выдержали и пошли в ВСУ, а свои моральные проблемы они ведь принесли с собой и не решили", - пояснила "Апострофу" основатель добровольческого медицинского управления "Госпитальеры" Яна Зинкевич.
В свою очередь военный психолог Андрей Козинчук пояснил "Апострофу", что история каждого самоубийства на фронте уникальна, соответственно нет единого фактора, который заставлял бы солдат сводить счеты с жизнью.
"Говоря другими словами, если командир, например, отказал бойцу в отпуске, то это не может быть причиной самоубийства. А вот депрессия, алкоголизм, наличие психического заболевания уже могут его к этому подтолкнуть. Есть факторы, которые побуждают мужской пол к таким поступкам. Это депрессивное расстройство, утрата рационального мышления, в связи с длительным пребыванием в зоне боевых действий, наличие психотравмирующих факторов (смерть побратима). Но на мой взгляд самым большим фактором является отсутствие поддержки как индивидуальной, так и социальной. Эти институции у нас не работают, их просто нет. В итоге, человек остается сам на сам со своими проблемами. Если вы спросите Минобороны, что они делают, чтобы люди не кончали жизнь самоубийством, то они скажут, что у них есть приказы и директивы по поводу профилактики суицидов и все специалисты трудятся над этим. На самом же деле еще больше будут кончать жизнь самоубийством ветераны. Например, в США ежедневно случается 20 суицидов. Каждый день 20 ветеранов сами себя убивают. Наша задача не допустить такого в Украине", - подчеркнул эксперт.
По словам военного психолога, часть самоубийств на фронте возможно упредить еще на этапе отбора бойцов в военкоматах.
"Это реально, просто весь вопрос в том, что к этому несерьезно относятся. Там должны сидеть диагносты-специалисты. Но эти диагносты стоят немного дороже, чем могут предложить военкоматы. Если в каждом военкомате будет качественная психологическая диагностика, процент самоубийств будет гораздо меньше. Нужно понимать, что не все, кто свел счеты с жизнью психически больные люди. Просто должна быть адекватная работа с личным составом. У нас в армии до сих пор работает система замполитов, которая просто иначе называется. Замполиты это ведь не решение проблемы, если сам командир не знает о том, какое морально-психологическое состояние должно быть у его бойцов. Например, в европейских армиях нигде нет замполитов. Вместо них там группа специалистов — социальный работник, психолог и врач. Кроме того, командиры сами проходят психологическую подготовку", - резюмировал Андрей Козинчук.
Психолог, представитель общественной организации "Без брони" Татьяна Руденко добавляет, что даже если на этапе медкомиссии специалисты укажут на проблемы с психологическим здоровьем призывника, к ним не всегда прислушиваются.
"У нас психологи если и привлечены к отбору солдат, то их слово не всегда является финальным или весомым. Во всех армиях мира есть суицидальные случаи, просто где-то их больше, а где-то меньше. Там где меньше, там есть нормальный отбор, психологическое сопровождение и адаптационные мероприятия, чтобы человек после возвращения с фронта смог себя найти и нормализовать свое психологическое состояние", - подчеркнула Татьяна Руденко.
Болезни и "аватары"
На второе место антирейтинга небоевых потерь в украинской армии вышли смерти солдат от болезней. По этой причине, по данным Минобороны, в 2016 году умерло 58 бойцов. Но если брать все время проведения АТО, то именно смерти воинов от болезней являются самой распространенной причиной небоевых потерь в ВСУ — более 400 случаев. Такие данные приводил Анатолий Матиос. По словам главного военного прокурора Украины, эта цифра говорит о том, что военкоматы проводят некачественный отбор военнослужащих и берут на службу мужчин, у которых есть проблемы со здоровьем.
Впрочем, Яна Зинкевич уверяет, что с некоторыми опасными болезнями медкомиссии имеют право брать бойцов на службу совершенно легально. "Человек мог умереть в АТО, например, от онкологии, гепатита С. С некоторыми болезнями можно брать в армию. У меня батальон — 200 человек и ни один не умер в бою, только раненные, но умерло двое людей от болезней", - говорит волонтер.
Действительно, согласно приказу Минобороны 402 от 14 августа 2008 года, боец, например, с раком кожи в индивидуальном порядке может признаваться ограничено пригодным. "Но банально солдат может заболеть уже в армии, от кого-то заразиться. Нужно понимать, что у военных есть общение с местными, с женщинами в том числе, и какие у них болезни никто не знает. Бойца могли отпустить в отпуск на три дня, отсутствие контрацепции и вот он уже заболел", - добавила Яна Зинкевич.
Третья по распространенности причина небоевых потерь в АТО - гибель в результате неосторожного обращения с оружием — 39 смертей. Однако сами военные утверждают, что это совсем не причина, а следствие другой проблемы в армии — пьянства. Хотя по официальным данным от отравлений алкоголем и наркотиками в 2016 году в ВСУ умерло 10 человек, по словам военных, за гибелью в результате несчастных случаев (29 человек), убийствами (30 человек), ДТП (18 человек) стоит именно алкоголь.
"Мобилизовали обычно тех, кто не успел спрятаться. Людей забрали в армию, а они не очень понимали зачем они там вообще находятся. Дома зарплата у них могла быть меньше, чем в армии, тем более дома семья, нужно продукты покупать, вещи, а в армии тебя кормят, одевают и дают зарплату, плюс куча свободного времени. Потом получались такие ситуации, когда человек выпил в сильную жару, пошел купаться на речку и утонул. Другой на полигоне перепил до такой степени, что на утро не проснулся. Если человек на гражданке пил, то в армии моментально другим он не станет. При этом никакие методы воспитания на них не действуют. Бывало что и физиономию им били свои же сослуживцы. У каждого солдата ведь есть обязанности, например, ходить на пост. А как он заступит на пост, если он пьяный? А если на позиции не хватает людей, а на пост нужно ходить через каждые 6 часов, то заступать еще за кого-то кому же захочется", - говорит наш собеседник Сергей.
Татьяна Руденко уверяет, что пьяницы попадают в ВСУ, в том числе, из-за недоработки военкоматов."У нас очень плохой отбор. К сожалению, в армию попадают люди с алкоголизацией 10, 15 и даже 20 лет. Тут никакие воспитательные мероприятия не помогут", - резюмировала специалист.