Резкое обострение ситуации на фронте в районе Авдеевки уже забрало жизни как минимум 8 украинских военных, а счет раненных идет на десятки. В это время город замерзает, оставаясь без стабильного тепло- и электроснабжения. Какие причины очередного витка эскалации конфликта и к чему это приведет, в блиц-интервью "Апострофу" рассказал экс-заместитель начальника Генштаба генерал-лейтенант ИГОРЬ РОМАНЕНКО.
- Игорь Александрович, по вашему мнению, с чем связана резкая активизация боевиков в районе Авдеевки?
- Здесь нужно рассматривать два подхода. Первый связан с тем, что Путин использует боевые действия в принципе и их активизацию, чтобы повлиять на ситуацию, как он считает, на международной арене. Известные политические изменения в США, предполагаемые изменения в Германии, Франции ставят перед ним задачу показать свое влияние, чтобы четко понимать, с каких позиций вести переговоры. Тем более в Сирии пока затишье. В каком-то смысле это срабатывает: вы знаете, что наш президент прервал визит в Германию в связи с обострением в Авдеевке и был вынужден вернуться в Украину и не допустить еще большей эскалации.
Второй аспект – сугубо военный. Он заключается в том, что за последнее время подразделениям ВСУ удалось на всех направлениях, проводя контратаки, захватить часть территорий, которые по Минским договоренностям и должны контролироваться Украиной, но занимают их пророссийские террористы. Наши военные отбивают определенные высоты и районы: саму промзону Авдеевки, территорию на Светлодарской дуге, где вообще подошли близко – всего 6 километров до Дебальцево. Там заняли ряд высот, откуда их артиллерия обстреливала наши города. А Дебальцево, кстати, согласно Минским договоренностям должно быть под контролем Украины. Мы неоднократно поднимали этот вопрос, но боевики никак не реагировали на наши заявления. На Мариупольском направлении тоже было несколько таких моментов. В ответ на все это они решили проучить Украину: сосредоточили свои резервы и начали интенсивное ведение боевых действий, чтобы отбить всю промзону. Но это им не удалось, несмотря на приказы из Москвы, сосредоточение ударных сил и заведение туда российского спецназа. Тогда боевики начали обстреливать Авдеевку, чтобы посеять панику среди мирного населения. С другой стороны, они обстреливают окраины Донецка и сам Донецк, чтобы показать, что так якобы действует Украина. Сейчас была подписана договоренность с российской стороной о прекращении огня, ремонтные бригады и минеры уже туда выехали. Ситуацию удалось стабилизировать.
- Почему именно Авдеевка? Какое стратегическое значение для боевиков имеет этот город?
- С промзоны контролируется дорога, по которой было всестороннее обеспечение горловского гарнизона. Когда наши взяли промзону, это обеспечение было перерезано и боевикам приходится объезжать проселочными дорогами. С точки зрения восстановления обеспечения для боевиков — это важно.
- Хватает ли у ВСУ сил и средств, чтобы сдерживать натиск боевиков?
- Ну, вы же видите, что за трое суток ВСУ не допустили прорыва. С 2014 года у нас появились новые бригады, танковые подразделения, улучшилось обеспечение. Хотя проблемы еще есть, это уже другие Вооруженные силы и подразделения. Конечно, предела совершенству нет, и хотелось бы, чтобы у наших воинов было более современное вооружение, но пока это требует серьезных средств, усилий и научных разработок.
- В контексте обострения ситуации можно ли сказать, что Минские соглашения себя исчерпали, ведь оказывается, что боевикам ничего не стоит подтянуть "Грады" и вести обстрелы наших позиций. Нужно ли пересматривать соглашения?
- Пересматривать их стоит хотя бы потому, что за все время их существования реализовать их не удается. Если это не удастся, тогда нужно искать новые подходы. Но вы видите, что меняется руководство государств, которые участвуют в этих переговорах, меняется влияние. На мой взгляд, нужно еще раз попытаться их реализовать с новыми политическими игроками, если это не удастся, значит, нужно искать новые форматы, чтобы решать вопрос освобождения территории Украины. Но в любом случае силовым структурам нужно повышать свой потенциал, ведь это залог того, что наша позиция будет сильна в мирных переговорах.
- Некоторые эксперты говорят, что в обмен на смягчение позиций России в Сирии Москва получила от США добро на свободу действий на Донбассе, и сейчас это видно по ситуации в Авдеевке. Можно ли сказать, что Украину разменивают на Сирию?
- Я считаю, что в Сирии все просто так не обойдется. Алавитское меньшинство захватило власть в Сирии и долго так не продержится. Хотя если США прекратят поддержку, то ситуация усложнится для умеренной оппозиции. Понятное дело, что Путин боится, чтобы Сирия для России не стала, как Афганистан для СССР. Кроме того, Украина - не простая разменная пешка, государство укрепилось, и все зависти от того, позволим ли мы поступать с нами таким образом или нет. Я думаю, что мы окрепли до такой степени, что вести себя так с собой не позволим.
- Как на ваш взгляд будет развиваться ситуация в Авдеевке?
- Ситуация должна стабилизироваться, ведь уже пришли к соглашению о прекращении огня и восстановлению. Но это не значит, что боевики не могут возобновить боевые действия как в Авдеевке, так и на других участках фронта, ведь результатов они не добились. Их московское руководство просто так это не оставит.