Военно-морские силы Украины будут существенно усилены за счет стран НАТО. Такое заявление на днях сделал первый заместитель командующего ВМС Андрей Тарасов. По словам военного, Украина ведет переговоры с США о передаче нашим военно-морским силам американских патрульных кораблей. Если переговоры завершатся успешно, украинские ВМС пополнятся новой морской техникой. Не окажутся ли заграничные подарки очередным чемоданом без ручки, который самим американцам нести тяжело, а выбросить жалко, разбирался "Апостроф".
Что передадут
По словам Андрея Тарасова, США намерены передать Украине патрульные катера типа Islands. Три аналогичных катера в 2015 году были переданы ВМС Пакистана и еще два в прошлом году поступили на службу в департамент береговой охраны пограничной полиции МВД Грузии. Патрульные катера типа Islands строились в конце 80-х – начале 90-х годов для береговой охраны США. Корабли оснащены радиолокационной станцией, моторной лодкой, автоматической артиллерийской установкой и двумя пулеметами. Правда, придут катера в Украину с вооружением или его демонтируют по пути, пока сложно сказать.
На данный момент США отказываются от катеров типа Islands в пользу более современных быстроходных катеров класса Sentinel. Но разработаны новые катера той же судостроительной компанией, что и Islands – Bollinger Shipyards.
Существуют риски, что патрульные катера, которые США планирует передать Украине, могут повторить судьбу американских беспилотников Raven. Напомним, что в июле прошлого года США передали ВСУ 72 беспилотника Raven RQ-11B. Тогда Генштаб преподносил это как однозначную победу, но спустя несколько месяцев украинские операторы БПЛА Raven стали жаловаться, что в условиях боевых действий на Донбассе американские "птички" малоэффективны, так как используют аналоговые сигналы передачи данных, а не современные цифровые. Такой "косяк" позволял боевикам отследить места запуска беспилотников, а соответственно и позиции ВСУ.
Но Андрей Тарасов поспешил успокоить скептиков, мол, катера не утратили своих боевых качеств и вполне удачно впишутся в украинские ВМС. "Чтобы верно понимали люди, это не секонд-хенд. Корабль, который получается от западного флота, от страны НАТО, содержится в таком состоянии, что его боевые возможности остаются практически без изменений. Возраст, например, ракетного катера 20 лет — это нормально. Он полностью сохраняет все свои боевые свойства. Мы получаем нормальные полноценные корабли, но им на смену пришли более современные. Это нормальная практика", - отметил Тарасов.
В свою очередь замдиректора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь подтвердил в комментарии "Апострофу", что возраст 20-25 лет для морской техники не критический. "Давайте посмотрим на боевой состав того же Черноморского флота, Тихоокеанского флота или Северного флота России. Мы увидим, что там на вооружении стоят корабли по 40-50 лет и спокойно себе служат. Или флагман Черноморского флота ракетный крейсер "Москва", которому за 30 лет. И ничего страшного, он справляется со своей миссией по защите России", - подчеркнул Самусь.
Да и в условиях, когда большую часть украинского флота забрала Россия, перебирать нашим морякам особо не приходится. "На данный момент ВМС Украины находятся в наиболее худшем состоянии за всю свою историю и уступают всем флотам, которые находятся в акватории Черного моря. При том что риски у Украины самые большие в сравнении с другими государствами черноморского региона, учитывая накапливание потенциала России в Крыму", - рассказал "Апострофу" директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.
Москитный флот
С началом аннексии Крыма к России перешли четыре корвета: "Луцк", "Хмельницкий", "Приднепровье", "Тернополь", подводная лодка "Запорожье", два морских тральщика "Чернигов" и "Черкассы", большой десантный корабль "Константин Ольшанский" и несколько вспомогательных судов. По словам командующего украинским флотом вице-адмирала Игоря Воронченко, наши суда служат донорами для кораблей флота России. Официально приписать откровенно отжатые корабли к Черноморскому флоту РФ не решается, а вот разобрать их на запчасти – запросто.
Осязаемой перспективы возвращения Россией украинских кораблей нет. "Пока принципиально не поменяется ситуация, мы их не получим. Не стоит строить иллюзии на этот счет", - считает экс-замначальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко.
Соответственно наши ВМС строго ограничены в выполнении боевых задач. "Фактически Россия полностью контролирует Черное море и может делать там все что угодно, в том числе, перекрыть доступ Украины к Средиземному морю и выход к морю вообще. Большинство кораблей нашего флота уже почти истощили ресурс использования, и нам просто через 2-3 года вообще нечем будет выполнять задачи, в том числе и патрулирование прибрежной зоны", - говорит "Апострофу" Михаил Самусь.
По словам эксперта, в Минобороны видят два пути развития украинских военно-морских сил. "До войны у нас была программа по строительству корветов для ВМС. Они предназначались для выполнения заданий даже не в Черном море, а в океанской зоне. Это большие корабли под 3 тысячи тонн, вооруженные ракетным оружием. С началом войны встал вопрос: нужны ли нам эти корабли, ведь нам нужно выполнять задачи уже не в океанской зоне, а конкретно в Черном море возле Крыма. Кроме того, один корвет стоит около 7-8 миллиардов гривен. Это огромные средства, которые ВМС никто бы не выделил, поскольку активные боевые действия идут на суше и нужно делать акцент на перевооружении сухопутных войск, - отмечает Самусь. – Другой путь в том, чтобы наращивать боеспособность флота посредством так называемого москитного флота, то есть небольших и быстрых морских платформ, которые имеют на вооружении, в том числе, противокорабельные крылатые ракеты. Таким образом, Украина сможет дать адекватный ответ действиям российского Черноморского флота".
Замдиректора ЦИАКР добавил, что пополнение морской техникой за счет союзников как раз и поможет ВМС реализовать концепцию мобильного и боеспособного флота. В этом контексте и нужны патрульные катера типа Islands. "Если у нас будет около 10 кораблей такого класса, они бы очень помогли ВМС для выполнения патрульных функций. Например, все мы помним ситуацию с буровыми вышками (украинское водолазное судно "Почаев" обстреляли российские снайперы с буровой платформы в Черном море, - "Апостроф"). В этой зоне нам необходимо постоянно демонстрировать свое присутствие и держать ситуацию под контролем", - резюмировал Михаил Самусь.
Что касается обслуживания таких катеров, то, по словам экспертов, корабли будут передаваться с полным комплектом запчастей. Кроме того, американцы обеспечат подготовку и обучение экипажа и технического персонала. По крайней мере так было в Грузии, когда США провела для грузинского экипажа 2-месячный курс обучения.
Также в ВМС рассматривают возможность приобретения минно-трального комплекса из числа суден, которые выводятся из состава военно-морских сил других государств. "Одним тральщиком, тем, который мы забрали, "Геническом", мы не сможем решить весь этот спектр работы. Были рассмотрены несколько вариантов, мы приняли решение, что за тот ресурс, который у нас есть, мы сможем приобрести минно-тральный комплекс", - заявил Воронченко.
Эксперты отмечают, что следующим логичным шагом могла бы стать передача Украине от союзников ракетных катеров. Но, принимая во внимание темпы помощи нашим ВМС (в 2015 США передали ВСУ пять скоростных надувных лодок и только сейчас зашла речь о патрульных катерах), Украина быстрее дождется деокупации Крыма, чем восстановит свой флот.