Украина остро страдает от нехватки водных ресурсов, а уровень наполнения рек всего 20% от нормы. Такое заявление на днях сделал глава министерства экологии и природных ресурсов Остап Семерак. В то же время эффективно наказать предприятия, которые загрязняют водоемы страны, государство не в состоянии. Почему так происходит, разбирался "Апостроф".
Экоинспекция против бизнеса
По словам министра, на фоне обмеления водоемов предприятия не спешат сокращать объем выброса в реки и озера отходов своей хозяйственной деятельности. "Когда рассчитываются гранично допустимые нормы выбросов в водные объекты обратных вод, рассчитывается и сезонность, и наполненность вод. Но если наполненность вод стала меньшей, чем была расчетная, добавив туда большую концентрацию выбросов, водные объекты уже не имеют возможности выполнить свою природную функцию самоочищения", - рассказал "Апострофу" министр экологии Остап Семерак.
В Минприроды "Апострофу" пояснили, что Украина уже давно относится к числу стран, которые в недостаточном количестве обеспечены водными ресурсами, однако ситуация усугубляется тем, что на государственном уровне практически не выделяется средств на очищение водоемов.
"На очищение рек и водоемов выделяется очень мало средств. Например, в прошлом году в правительстве выделили 200 тысяч гривен, и в этом году заложено 200 тысяч. Этих денег недостаточно, чтобы очистить одну реку, не говоря уже о всех водоемах Украины", - рассказали "Апострофу" в пресс-службе Минприроды.
Одна из наиболее критических ситуаций сложилась с рекой Ингулец. Еще в начале года в министерстве заявляли, что из-за постоянных выбросов минерализованных вод в реку с горнорудных предприятий Ингулец практически потерял потенциал к самоочищению. Это создало угрозу для жизни и здоровья людей, ведь из реки осуществляется водозабор для Кривого Рога и Днепра. "На многих предприятиях стоит очень устаревшее фильтровальное оборудование. Еще в СССР делался упор на индустриализацию экономики и вопросы экологии решались по остаточному принципу в СССР и, к сожалению, десятилетиями по остаточному принципу они решались и в Украине", - пояснили в пресс-службе.
Контролировать ситуацию с выбросом вредных веществ в реки Украины и реагировать на чрезвычайные ситуации должна Государственная экологическая инспекция. Но после моратория на экологические проверки, который парламентарии продлили на весь 2017 год, руки у инспекторов оказались связанными. "Предприятия просто не допускают инспекторов для проверки их деятельности. Например, на уровне местной власти предприятия получают разрешения на определенное количество выбросов в воду. Но указываться в документах может одно количество выбросов, а на деле сбрасывается намного больше и намного худшего качества. Кроме того, осуществляют выбросы вредных веществ в водоемы в ночное время, когда никто не видит", - отметили в пресс-службе.
Мораторий на экологические проверки угрожает нормальному состоянию не только водного хозяйства страны, но и всей окружающей среды. Так, например, если бы госинспекторы были допущены к мониторингу ситуации вокруг Грибовицкого мусорного полигона под Львовом, пожара и человеческих жертв можно было бы избежать. "Три года инспекторы государственной экологической службы не могли попасть на территорию свалки. Как физлицо туда, конечно, они могли попасть, но осуществлять контроль состояния грунта, атмосферного воздуха, воды права у них не было", - отметили в пресс-службе.
Могло не быть и масштабного пожара на нефтебазе БРСМ в Василькове. Напомним, что в результате происшествия погибло пятеро и пострадало 15 человек. "Предприятия почувствовали безнаказанность и по полной программе начали сбрасывать и мусор, и вредные отходы в реки и землю, соответственно, объемы вредных веществ в окружающей среде катастрофически увеличиваются", - рассказал "Апострофу" экс-министр экологии Игорь Шевченко.
"Мораторий может работать как краткосрочная мера, чтобы облегчить давление на бизнес и навести порядок с инспекторами", - говорит Остап Семерак.
А наводить "порядок с инспекторами", по словам экспертов, необходимо в первую очередь, ведь запрет на проверки для того и вводился, чтобы госэкоинспекторы перестали кошмарить бизнес. Но до полноценного реформирования ведомства у Кабмина руки не дошли, поэтому для того, чтобы развести предпринимателей с инспекторами по разным углам, последних просто превратили в "свадебных генералов".
"Экологическая инспекция занимается вымогательством вместо того, чтобы заниматься контролем. Это проблема коррупции, которая существует во всей стране, и экоинспекция как контролирующий орган не исключение", - отмечает бывший министр Игорь Шевченко.
Проблему признает и действующий министр. "Мы должны найти новую функцию, новых людей, дать им соответствующую мотивацию, ведь с минимальными зарплатами эти люди являются уязвимыми к коррупционным действиям", - констатирует Семерак.
Шевченко добавляет, что Госэкоинспекцию нужно уводить от принципа плановых проверок к анализу, аналитике и экологической разведке. "Инспекторы должны реагировать на нарушения, выявлять их с помощью оперативных мероприятий, наказывая нарушителей, а не идти давить бизнес планово, пытаться найти мелкие нарушения, чтобы выдавить взятку. Система должна уйти от плановых проверок всех подряд до проверок конкретных нарушителей, когда есть уже накопленные доказательства и свидетельства нарушения. Для это и нужно перестраивать систему работы экоинспекции", - резюмировал Шевченко.
За загрязнение в тюрьму
Но одной реформой Госэкоинспекции украинские водоемы чище не станут. В Минэкологии настаивают на ужесточении ответственности за загрязнение окружающей среды, вплоть до введения уголовного наказания. Напомним, что сегодня, согласно действующему законодательству, за загрязнение вод максимальная ответственность предусматривает до 5 лет ограничения свободы, а за загрязнение земель предприниматель вообще отделается только штрафом до двухсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. "Сегодня мы приходим к пониманию того, что нужно или более жестко штрафовать, или реально наказывать, чтобы государственные экоинспекторы имели реальные механизмы влияния как полиция", - добавили в пресс-службе Минприроды.
Кроме обновления штрафов сторону увеличения, в Минприроды настаивают на механизмах ограничения деятельности предприятий на время судебных разбирательств по экологическим преступлениям. "Например, экоинспекция выявляет предприятие, которое своей деятельностью вредит окружающей среде. Чтобы это предприятие остановили, и оно перестало работать, Госэкоинспекция должна обратиться в суд, пройти все инстанции. Но все это время предприятие будет работать, а суд может рассматривать жалобы очень долго, и даже если решение будет в пользу экоинспекции, то зачастую нанесенный вред уже настолько глубокий, что восстановить окружающую среду практически невозможно", - жалуется Семерак.
Министр отметил, что в его ведомстве совместно с ГПУ разработали соответствующие правки в уголовный кодекс, которые предусматривают ужесточение ответственности для нерадивых предпринимателей, но инициативы министерства напоролись на мораторий, ведь нарушений без проверки не выявить, а значит, и наказывать предпринимателя не за что.