В Италии на днях задержали украинского военнослужащего, бойца Нацгвардии Виталия Маркива. Итальянская Фемида подозревает замкомвзвода батальона имени Кульчицкого в причастности к гибели фоторепортера Андреа Роккелли и его российского переводчика Андрея Миронова в 2014 году. Что делают украинские власти для оправдания Маркива и какие новые важные детали появились в деле, узнавал "Апостроф".
Чей миномет?
Виталий Маркив был арестован итальянскими правоохранителями 30 июня в аэропорту города Болонья, куда приехал в отпуск. Уроженец Тернопольской области до событий на Майдане проживал в Италии, где работал музыкантом и инструктором по бодибилдингу. С началом горячей фазы украино-российского конфликта, Маркив вернулся в Украину и записался в добровольческий батальон, который сейчас входит в состав Нацгвардии. В мае 2014 года Виталий Маркив принимал участие в боях под Славянском, который на то время уже был захвачен российским наемником Игорем Гиркиным. Именно в ходе противостояния под Славянском погибли Андреа Роккелли и Андрей Миронов, ставшие одними из первых представителей СМИ, погибших на востоке Украины.
Расследованием причин гибели иностранцев параллельно занялись в Украине и в Италии. "В Украине есть уголовное производство, которое расследуется СБУ, а прокуратура осуществляет процессуальное руководство, - рассказывает "Апострофу" заместитель генерального прокурора Украины Евгений Енин. – Есть производство по тому же факту смерти итальянского журналиста Роккелли в Италии. Между Украиной и Италией существует международная правовая помощь, в частности, они обращаются к нам с определенными ходатайствами, а мы их удовлетворяем в максимально полном объеме".
В Нацгвардии отмечают, что, по данным украинского следствия, журналисты погибли в результате минометного обстрела со стороны российско-террористических войск. В свою очередь, боевики утверждают, что артиллерийский огонь вела именно украинская сторона. Видимо, итальянские правоохранители придерживаются версии боевиков, если подозревают Виталия Маркива.
Впрочем, в Нацгвардии уверяют, что их военнослужащий не может быть причастен к гибели гражданских лиц, так как в 2014 году в батальоне Кульчицкого не было ни одного миномета. Эту же информацию "Апострофу" подтверждает и Евгений Сорока, который был непосредственным участником боев за Славянск в составе батальона Кульчицкого в тот день, когда погибли Роккелли и Миронов.
"Тогда в бою участвовали батальон Кульчицкого, который назывался первым резервным батальоном Нацгвардии, спецназ "Омега", "Ягуар" и две десантных бригады - 25-я и 95-я. Другие подразделения ВСУ в этой операции не участвовали, только две десантных бригады, - вспоминает Сорока. - В нашем распоряжении тогда не было ни артиллерии, ни минометов, ничего. У нас было базовое вооружение: автоматы, пулемет Калашникова, РПГ и СВД. Это все минимальное пехотное вооружение. Все. И это не только у нас. У десантников был АГС, ну, максимум, и бронетехника, понятное дело: БТР, БМП. Тяжелее АГС у нас ничего не было на протяжении месяца, наверное. Поэтому обвинения смешные. А вот по нам тогда работала "Нона" (артиллерийская установка, - "Апостроф"). Две "Ноны" путешествовали по Славянску, и они из города по нам работали. Поэтому как свидетель тех событий я могу сказать точно, что артиллерии у нас не было".
Коллизия подданства
Правовой поддержкой Виталия Маркива уже занялись в Генеральном консульстве Украины в Милане. Дипломаты обратились в суд с ходатайством предоставить им информацию об обстоятельствах задержания украинца. Кроме того, решается вопрос о допуске консула к Маркиву и присутствии консула на судебном заседании, которое назначено на 4 июля. Но есть риск, что военнослужащий Нацгвардии может лишиться поддержки украинских дипломатов, ведь Виталий Маркив, кроме украинского, имеет еще и итальянское гражданство, а, значит, итальянская Фемида может судить его как своего гражданина.
"С точки зрения итальянских властей, у них появляется дополнительный аргумент, чтобы не идти нам навстречу, ведь если он итальянский гражданин, они могут к нему относиться как к итальянскому гражданину, и тогда наши просьбы о немедленной встрече с консулом не совсем обоснованы, - поясняет "Апострофу" тонкости процедурных моментов экс-заместитель главы МИД Украины Владимир Хандогий. - С другой стороны, наличие второго гражданства не лишает нашего гражданина права на консульскую защиту. Но, в любом случае, выходит юридическая коллизия. Решение вопроса скорее лежит в политико-правовой плоскости. Необходимо задействовать политические механизмы, которые должны создать основу для сотрудничества между правоохранительными органами Италии и Украины".
В ГПУ уверяют, что будут настаивать на украинском гражданстве Маркива. "Он действительно имеет двойное гражданство, но в первую очередь мы его рассматриваем как гражданина Украины", - говорит Евгений Енин.
Также в прокуратуре отмечают - фундамент для сотрудничества правоохранителей Италии и Украины уже существует.
"Речь идет о том, что в Италии идет определенный судебный процесс в рамках их криминально-процессуального законодательства, куда мы прямого доступа, безусловно, не имеем, поскольку есть тайна следствия как в Украине, так и в Италии. Соответственно, они не разглашают данные, которые могут навредить дальнейшему ходу этого расследования. Поэтому на данном этапе мы сконцентрировались на максимальной помощи в защите господина Маркива, в частности, предоставлении той информации, которая могла бы помочь отстоять его правовую позицию в итальянском суде, - добавляет Евгений Енин. – Кроме того, мы параллельно следим, чтобы судебное рассмотрение в Италии было непредвзятым, и все права нашего гражданина были соблюдены".
Кому выгодно?
О непредвзятости в ГПУ вспоминают не зря, ведь, по сообщению МВД, поводом для задержания Маркива стали свидетельские показания некоего французского журналиста (Уильяма Рогелона), которые он предоставил итальянскому следствию. "Французский журналист указал на то, что смерть вышеуказанных журналистов стала следствием применения оружия подразделением НГУ, в котором проходил службу, задержанный Виталий Маркив", - сообщают в МВД. Отметим, что с таким же успехом карабинеры могли задержать и судить весь батальон Кульчицкого, если бы он объявился в Италии, но прилетел только Маркив.
На политический подтекст дела с элементами российской провокации после задержания Маркива, поспешил намекнуть советник главы МВД Антон Геращенко. Можно было бы возразить, мол списывать все неудачи на Россию стало модным политическим трендом, но, по словам эксперта Международного центра перспективных исследований Евгения Ярошенко, в деле с задержанием Маркива Россия действительно становится главным выгодоприобретателем.
"Это дело очень неприятное для репутации Украины и ее силовых структур. Оно дает основания российской пропагандистской машине обвинять нас в том, что Украина якобы может убивать журналистов не только из России (журналистов ВГТРК Волошина и Корнелюка, согласно версии СК РФ, убила украинская сторона на Донбассе, - "Апостроф"), но и западных стран. Это может способствовать тому, что часть общественного мнения на Западе, в той же Италии, будет склоняться к российской версии", - резюмировал Ярошенко.