Появилась информация, что министр финансов Александр Данилюк передал в Кабмин на утверждение проект лицензионных условий для лотерейного рынка - без учета замечаний Антимонопольного комитета и Государственной регуляторной службы. Правдивая ли это информация, думаю, сможем увидеть уже во время ближайших заседаний Кабмина. Но следует разобраться, какие могут быть последствия для государства от принятия документа без согласования с государственными органами. Все говорит о том, что последствия будут не очень приятные, считает юрист, эксперт лотерейного рынка Зоряна Топорецкая.
Частная компания-монополист
Этим проектом Лицензионных условий Кабмин лоббирует интересы на рынке частной компании - "Украинской национальной лотереи", поскольку предусматривает запрет на получение лицензий для двух других операторов лотерей. То есть Кабмин вводит монополию лотерейного рынка в пользу частной компании (которая не имеет никакого отношения к государству и не будет защищать интересы государства), а лицензия, которая ей выдается, будет бессрочной. Кому принадлежит "УНЛ", уже неоднократно исследовалось СМИ .
В то же время в большинстве стран лотерейный рынок ограничен несколькими операторами лотерей, что позволяет поддерживать между ними конкуренцию и улучшать качество лотерейных продуктов.
Например, в таких странах как Азербайджан, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Словения, Швеция, Израиль, Китай действуют по два оператора лотерей, Испания - 3, Япония - 4, Канада - 5, Германия - 17, в США - 47.
Однако ни в одной стране мира нет частной монополии на лотерейном рынке, как это предлагают сделать в Украине.
Проектом лицензионных условий не предусмотрены механизмы аннулирования лицензии за существенные нарушения законов. То есть, Кабинет Министров предоставляет частному монополисту абсолютное монопольное и бесконтрольное положение на рынке. В частности, компания "Украинская национальная лотерея" сможет проводить азартные игры под видом лотерей, поскольку документ не содержит четких критериев для разграничения лотерей и азартных игр. Таким образом нелегальные сегодня игровые залы смогут легализоваться в качестве распространителей оператора лотерей. Первые шаги к этому уже делаются.
Превышение полномочий Кабмина и создание новой коррупции
Только Верховная Рада Украины имеет право путем принятия законов определять, какие виды игорного бизнеса разрешать и какую модель государственного регулирования избирать. Однако раньше через парламент это не удалось сделать, поскольку такие законопроекты отклонялись или признавались коррупционными (№№3632, 4663 и другие). Поэтому "влиятельные люди" решили договориться с Кабмином.
Фактически, сейчас Кабмин превышает свои полномочия, легализируя этим проектом лицензионных условий игорный бизнес под видом государственных лотерей.
Такое превышение полномочий создает условия для развития коррупции, поскольку проект лицензионных условий содержит много положений с высокими коррупционными рисками. Эти положения в свое время были выписаны в правительственном законопроекте №4663 (который признан Комитетом Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции содержащим высокие коррупционные риски, и который недавно министр финансов Александр Данилюк призвал депутатов поддержать и принять). В частности, лицензионные условия дают Минфину широкие полномочия для принятия субъективных решений - согласование условий проведения лотерей, возможность ручного регулирования любой лотереи, согласование перечня лотерей, которые проводятся через лотерейные терминалы.
Потери государственного бюджета - 4 млрд грн
Кабмин позволяет частному лотерейному монополисту "УНЛ" платить минимальные налоги государству, поскольку для контроля над оборотом оператора лотерей внедряются обычные кассовые аппараты. Это означает, что в кассе будут фиксировать минимальный необходимый объем, а остальные деньги, полученные от игроков, останутся необлагаемыми.
Также Кабмин позволяет "УНЛ" платить минимальный платеж за каждый пункт распространения (17 000 грн в год для лотерей тото и 170 000 грн в год для лотерей с визуализацией) - это примерно 800-900 млн грн.
Ранее Александр Данилюк называл объем рынка лотерей - $1 млрд, то есть около 27 млрд грн. Получается, что частному монополисту надо заплатить один раз в год лишь около 4% от потенциального объема рынка.
Хотя, по оценке экспертов, бюджет мог бы получать ежегодно более 4 млрд грн налогов.
Кто и как будет отвечать?
Что же будет в случае принятия КМУ документа без согласования Антимонопольным комитетом и Государственной регуляторной службой? Закон Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" в ст. 21 прямо указывает на необходимость учета замечаний и повторного согласования. Он по юридической силе выше Регламента Кабинета Министров. Поэтому существуют достаточно высокие риски признания судом такого постановления КМУ незаконным из-за несоблюдения процедуры согласования регуляторного акта.
А затем можно ждать следующего иска и, возможно, уголовного производства, поскольку кто-то должен ответить за уничтожение лотерейного рынка и нанесение многомиллиардных убытков государству.
Остается только один вопрос - есть ли в планах премьер-министра Владимира Гройсмана именно такое стратегическое развитие Украины, когда Кабинет Министров собственными руками создает скрытый рынок с "черным" оборотом? А о создании дополнительного источника для финансирования социальных программ и спорта при этом можно будет забыть на долгие годы.