RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество

Чернобыль: чем опасна зона спустя 32 года после катастрофы

Проблема безопасности в Чернобыльской зоне сохранится на долгие годы

Проблема безопасности в Чернобыльской зоне сохранится на долгие годы Фото: EPA/UPG

Спустя 32 года после аварии Чернобыльская АЭС и 30-километровая зона вокруг нее стали относительно безопасными. Однако до сих пор существуют серьезные угрозы для окружающей среды и людей. "Апостроф" разбирался в опасностях, которые скрывает зона, и перспективах развития на ее территории солнечной энергетики.

Ровно 32 года назад – 26 апреля 1986 года – произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, которая считается одной из крупнейших техногенных катастроф XX века.

Взрывом был поврежден ядерный реактор энергоблока №4 Чернобыльской АЭС. К ноябрю 1986 года над четвертым энергоблоком станции был возведен бетонный саркофаг – так называемый объект "Укрытие". Саркофаг не мог рассматриваться в качестве надежной защиты окружающей среды от радиации, в связи с чем в 2007 году началось строительство арочного конфайнмента, который в ноябре 2016 года надвинули на старый объект "Укрытие".

Чернобыльскую станцию окружает так называемая зона отчуждения, подвергшаяся интенсивному загрязнению радионуклидами после аварии, свободный доступ в которую запрещен. Зона отчуждения состоит из трех частей – особой зоны (промышленная площадка ЧАЭС), 10-километровой и 30-километровой зон. На сегодня там проживают лишь самоселы – около 200 человек, которые вернулись в родные места после катастрофы.

Безопасность превыше всего

На сегодня зона отчуждения является относительно безопасной территорией. "Зона сейчас больше безопасна, чем нет. Кроме очаговых включений, радиационная безопасность практически соблюдена. Что касается ядерной безопасности, при выгрузке материалов, отработанного ядерного топлива и поломанной техники дело идет в нужную сторону", - сказал в комментарии "Апострофу" глава мониторинговой миссии МАГАТЭ по радиологическим аспектам в Украине Александр Коноплев.

Фото: EPA/UPG

С этим согласен экс-директор объекта "Укрытие" (1995-2002 годы) Валентин Купный. "Благодаря времени Чернобыльская зона гораздо безопаснее, чем раньше", - сказал эксперт изданию, при этом добавив: "И, увы, не благодаря деятельности человека".

Но говорить о том, что зона отчуждения стала абсолютно безопасной, конечно же, нельзя.

"На тысячи лет на этой территории будут проблемы с живучими радиоактивными отходами, - предупреждает президент Украинского ядерного сообщества Владимир Бронников. – Если речь идет об использовании того, что зона производит – грибы, лес – это всегда риски воздействия радиации".

Кроме того, сохраняется риск паводков, из-за которых может произойти вынос активности из зоны отчуждения.

Фото: EPA/UPG

Опасности и риски

Существуют и другие риски.

"Есть водяное хранилище для отработанного топлива станции под четвертым энергоблоком. Оно построено с проблемами и сейчас переполнено – это называется уплотненное хранение ядерного топлива. А это представляет опасность, потому что расстояние между топливными кассетами сократилось. Другой проблемный вопрос в том, куда перегружать это топливо, если какой-то из отсеков начнет протекать. Резервного хранилища нет. Как будут выходить из этого положения, неизвестно. Если там произойдут неприятности – хватит всем и надолго", - рассказал "Апострофу" бывший гендиректор Чернобыльской АЭС (1987-1992 годы) Михаил Уманец.

Кроме того, по его словам, на территории 30-километровой Чернобыльской зоны есть более 800 захоронений с активными веществами, которыми никто не занимается по причине отсутствия финансирования.

Александр Коноплев в свою очередь указывает на опасность такого вещества, как америций-241. "Радиоактивный плутоний рождает америций, а он опасен тем, что это мощный носитель альфа-излучения и может создать минимальную критическую массу, что приведет к началу самоподдерживающейся цепной реакции деления", - отметил он.

Есть претензии и к новому конфайнменту.

"На мой взгляд, то, что построили над разрушенным энергоблоком, – это "презерватив" одноразового использования. При начале строительства мы понимали, что объект должен быть построен таким образом, чтобы была возможность разобрать топливосодержащие массы, извлечь оттуда всю активность. Нынешний конфайнмент не отвечает требованиям по разборке того, что под ним есть", - заявил Михаил Уманец.

Фото: EPA/UPG

Ядерный могильник

Как считает Александр Коноплев, зона отчуждения обречена на то, чтобы ее использовали для "грязных" объектов. Однако это не значит, что Чернобыльскую зону следует загрязнять еще больше.

Одним из наиболее болезненных вопросов является строительство на этой территории центрального хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ).

"Необходимо во главу угла ставить вопрос, что конкретно будет храниться на этой территории, и контролировать вопрос, чтобы Украина не стала местом хранения для радиоактивных отходов из Европы", - заявил Александр Коноплев.

Эксперты предупреждают, что Швеция, с завода в которой Украина получает свежее ядерное топливо американской компании Westinghouse, не станет принимать его обратно, поэтому стране придется хранить его у себя.

"Что касается дальнейшей судьбы топлива, которое будет храниться на нашей территории, я не уверен, что будет нужна его переработка, потому что через 50 лет придет что-то другое, более экономически выгодное и безопасное", - считает Валентин Купный.

Фото: EPA/UPG

По мнению Владимира Бронникова, Чернобыльская зона "может сделать вклад для мировой науки". Эксперт предлагает на территории зоны отчуждения отрабатывать технологии ликвидации ядерных объектов, проводить исследования, связанные с атомной энергетикой.

"Мы должны быть вовлечены в процесс разработки технологий, потому что это – ответственность нашего поколения: разработать и применить технологию утилизации. Мы пока это не делаем и отдаем эту проблему потомкам, а это неправильно", - отметил он.

Нерадужные перспективы

Как известно, украинские власти видят для Чернобыльской зоны "солнечное" будущее: ее хотят использовать для производства солнечной энергетики. Однако, как писал "Апостроф", реализация проекта по созданию хаба альтернативной энергетики затягивается.

Французская компания ENGIE, являющаяся одним из мировых лидеров в сфере энергетики, в марте 2018 года представила результаты технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта солнечной генерации в Чернобыльской зоне. Вывод французской компании довольно осторожный: мол, строительство солнечной электростанции на территории "является возможным". При этом в ТЭО говорится, что проект нуждается в более детальном экономическом обосновании. Среди рисков упоминается, что радиационное загрязнение территории увеличит расходы на его реализацию. Инвестиции в строительство солнечной электростанции мощностью 1,2 ГВт оцениваются в 1 млрд евро.

Фото: EPA/UPG

Опрошенные "Апострофом" эксперты довольно скептически относятся к проекту солнечной энергетики в Чернобыльской зоне.

"Солнечная или ветряная энергетика – это не перспектива для Чернобыльской зоны. Точно так же как нет смысла в этом месте строить другую атомную станцию", - считает Александр Коноплев.

С этим согласен Михаил Уманец. "Я не приветствую тех прогнозов или намерений, что мы собираемся строить солнечные станции в зоне. Я не думаю, что это хорошее решение. Пока это не место для нормальной человеческой деятельности. Сначала нужно зону очистить, а потом думать о том, что там делать", - заявил он.

Читайте также