RU  UA  EN

воскресенье, 24 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

Переселенцам с Донбасса и из Крыма готовят важное изменение: что из этого выйдет

Дадут ли украинским переселенцам полноценное право голоса?

Дадут ли украинским переселенцам полноценное право голоса? Фото: УНИАН

В следующем году украинцев ждут выборы – парламентские и президентские. Однако воспользоваться своим конституционным правом голоса смогут далеко не все граждане. Более миллиона избирателей из числа вынужденных переселенцев из Крыма и c Донбасса до сих пор не имеют возможности полноценно проголосовать. Почему за четыре года войны власть так и не решила правовую коллизию и что может выйти из намерений изменить избирательные права внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), разбирался "Апостроф".

За президента можно, за мэра нельзя

Стоит отметить, что полностью переселенцы не лишены избирательных прав, но существенно в них ограничены. Так, украинцы, бежавшие от войны и оккупации, сейчас могут избирать президента и только ту половину состава парламента, которая баллотируется в Верховную Раду по партийным спискам. А вот опустить бюллетень в урну за мажоритарного кандидата уже не выйдет, равно как и проголосовать на местном уровне, например, за нового мэра, новый состав горсовета или нового сельского голову.

Почему так произошло, что за президента голосовать можно, а за мэра уже нет? На самом деле прямо законодатель не лишал переселенцев права голоса, в том числе и на местных выборах. В статье 8 закона "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц" даже расписан механизм, как переселенцу реализовать избирательное право вне границ своего избирательного адреса (прописки), которыми определяются место голосования и избирательный участок. У подавляющего большинства переселенцев избирательные адреса остались на оккупированной территории. Чтобы сменить место голосования без смены избирательного адреса (ведь зачастую поменять прописку не так-то и просто), закон предлагает обратиться в местные органы госреестра избирателей, а там уже поменяют место голосования.

Но обращаться в органы госреестра могут только те граждане, которые имеют право голосовать на соответствующих выборах. Так, если голосовать за президента имеют право все граждане Украины, которым есть 18 лет, то, например, за депутатов местных советов имеют право голосовать лишь те украинцы, которые относятся к соответствующей территориальной общине. А как стать членом этой общины? "Принадлежность гражданина к соответствующей территориальной общине определяется его зарегистрированным местом проживания", – говорится в тексте закона "О местных выборах". А зарегистрированное место проживания у большинства переселенцев – это Донецк, Луганск, Енакиево… Вот и получается замкнутый круг: голосовать как бы можно, но как бы и нельзя.

Фото: EPA/UPG

Между тем ВПЛ, которых по состоянию на 2 мая в Минсоцполитики насчитали более 1,5 миллиона человек (около 1,2 млн семей), уже давно осели в мирных городах Украины и, по идее, должны иметь право выбирать местную власть и влиять на ее решения. И здесь проявляется второй замкнутый круг.

"Если переселенцы не могут выбирать местную власть, значит, местная власть не заинтересована в том, чтобы решать проблемы переселенцев, - говорит "Апострофу" глава общественной организации "Всеукраинская ассоциация переселенцев" Руслан Калинин. – Мэрам, руководителям райадминистраций просто не интересны переселенцы, что, конечно, не способствует их интеграции. А у нас политика государства направлена на интеграцию ВПЛ".

Более того, на стороне переселенцев и главный закон Украины: статья 38 Конституции говорит о том, что граждане Украины имеют право свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Забытый законопроект

Разрубить бюрократический узел проблем в перспективе мог бы законопроект №6240, который еще в марте прошлого года был зарегистрирован в Раде. Авторы документа предлагают дать переселенцам право изменять не просто место голосования, что в случае с местными выборами сделать невозможно, а избирательный адрес, на основании подтверждающих документов, например, справки ВПЛ или договора аренды квартиры.

"То есть если гражданин проживает в конкретной территориальной общине и планирует участвовать в местных, парламентских, президентских выборах, то ему не нужно каждый раз обращаться по процедуре временного изменения места голосования, - поясняет "Апострофу" координатор общественной сети ОПОРА Ольга Айвазовская. – К примеру, если речь идет о президентских выборах, там могут быть первый и второй туры голосования. На данный момент перед вторым туром и повторным голосованием избирателю нужно снова обращаться по процедуре для изменения места голосования. Поэтому изменение избирательного адреса – это уже определенное институциональное изменение, которое предусматривает право голоса для граждан, проживающих в территориальной общине, но не имеющих местной регистрации".

Фото: УНИАН

Новоизбранный омбудсмен Людмила Денисова уже заявила, что будет лоббировать продвижение в парламенте этого законопроекта, ведь за год с небольшим законопроект №6240 даже не был рассмотрен профильным правовым комитетом, не говоря уже о включении его в повестку дня Верховной Рады.

"В правовом комитете есть серьезная проблема с тем, что они не могут собрать кворум, и у них есть десятки законов, которые не получают их решения из-за того, что комитет просто физически не собирается, - сетует одна из авторов законопроекта нардеп Светлана Залищук, комментируя ситуацию "Апострофу". – Есть законы, которые принимают в один день, если есть желание и готовность, в первую очередь – президента, "Блока Петра Порошенко", председателя комитета. А когда такого желания нет, то закон может лежать очень долго".

Правда, по словам Ольги Айвазовской, в комитете все же решили немного ускориться.

"Недавно состоялись слушания в комитете по правам человека, в целом они касались вопросов внутренне перемещенных лиц, и было объявлено публично обязательство со стороны руководителя профильного комитета (по вопросам правовой политики и правосудия, - "Апостроф") Руслана Князевича, что на ближайшем заседании будет рассматриваться этот вопрос, - добавила Айвазовская. – Но есть и политические нюансы: политические права внутренне перемещенных лиц - не в повестке дня части народных депутатов. Они не обеспокоены тем, как интегрировать этих граждан".

От греха подальше

Почему же нардепы не спешат помочь переселенцам полностью реализовать их избирательные права на местных уровнях?

"Потому что боятся, что переселенцы могут изменить избирательную картинку, изменить соотношение, то есть проценты тех, кто голосует за ту или иную партию. На местных выборах, которые в 2020 году будут, они смогут в значительной степени повлиять на результаты, - добавляет Залищук. – Но сегодня очевидно, что Донбасс – это вопрос многих лет. Мы не можем говорить: "Уважаемые переселенцы, подождите, пожалуйста, смотрите, за год решатся все проблемы, потому что уже согласовали миротворческую миссию". Это значит, что мы в подвешенном состоянии держим эту социальную группу, а это около 20% избирателей".

Фото: opposition.org.ua

По словам экспертов, высока вероятность того, что переселенцы поддержат оппозиционные действующей власти силы.

"Многие из зарегистрированных по всей Украине переселенцев зарегистрированы на самом Донбассе. Надо понимать, за кого голосуют эти две области, эти две области голосуют в основном за "Оппозиционный блок" и немножко меньше за [Вадима] Рабиновича и его партию "За життя". И, конечно, они могут влиять на показатели этих двух партий", - поясняет "Апострофу" руководитель социологической группы "Рейтинг" Алексей Антипович.

Однако Руслан Калинин отмечает, что переселенцы могут проголосовать и весьма неожиданно.

"Нет конкретной уверенности, что переселенцы поддержат, например, каких-нибудь пророссийских политиков. Большинство людей, которые переехали на территорию свободной Украины, - это люди с проукраинской позицией, они выбрали Украину и не исключено, что они поддержат демократических политиков. Не обязательно переселенцы будут голосовать за "Оппозиционный блок", "Наш край" или "За життя", - добавляет он.

Кроме того, далеко не факт, что ВПЛ вообще придут на выборы.

"В случае присутствия не на территории Донецкой и Луганской областей, а действительно будучи переселенцами в других областях Украины, скорее всего, они не очень включены в общественную жизнь того региона, и говорить, что они все придут на выборы, нельзя. Они сами по себе не очень рвутся идти на выборы, - уверяет Антипович. – Самые высокие показатели тех, кто не хочет участвовать в предстоящих парламентских или президентских выборах, – это именно избиратели в Донецкой и Луганской областях. Соответственно, делаем вывод, что и переселенцы, которые разъехались по всей Украине, также будут проявлять меньшую готовность участвовать в выборах. Придут ли они на избирательные участки – у меня есть сомнения. Точнее, они придут, но в значительно меньшей степени, чем другие избиратели".

Но вне зависимости от того, кого поддержат на выборах переселенцы и придут ли они вообще, власть имущим намного удобнее совсем не давать тем, кто вынужденно уехал с оккупированных территорий, права голоса. Как говорится, от греха подальше.

Читайте также