Минюст планирует легализовать в Украине гражданское партнерство для однополых пар. Примерно такие заголовки появились на днях в украинских СМИ. Какой механизм введения в правовое поле однополых пар видят в правительстве и, самое главное, поддержат ли эту инициативу народные избранники, разбирался "Апостроф".
Паника в Минюсте
В августе 2015 года президент Петр Порошенко подписал указ об утверждении "Национальной стратегии в сфере прав человека" до 2020 года. В ноябре Кабмин написал план действий по реализации этой стратегии. Так, согласно пункту 105 плана действий, для "обеспечения комплексности и согласованности законодательства в сфере противодействия дискриминации" должен быть написан законопроект, который легализировал бы в Украине зарегистрированные гражданские партнерства для разнополых и однополых пар. По плану этот законопроект должен был рассмотреть Кабмин еще во втором квартале прошлого года, но его текст так и не появился.
Во вторник, 12 июня, в офисе омбудсмена решили провести круглый стол, чтобы "освежить" план по реализации Нацстратегии по правам человека, ведь далеко не все пункты плана выполняются. В ходе этой "сверки часов" генеральный директор Директората по правам человека Минюста Владислав Власюк заявил, что в его ведомстве не отказались от идеи легализации гражданских партнерств (хотя было много просьб убрать этот пункт из плана действий) и Кабмин подаст соответствующий законопроект до четвертого квартала следующего года.
Когда новость разошлась по СМИ, в пресс-службе Минюста запаниковали, выпустив не совсем внятное опровержение, во-первых, перепутав термины "гражданское партнерство" и "однополый брак", а во-вторых, заявив, что Власюк не сообщал о том, что Минюст уже подал на рассмотрение Кабмина законопроект о гражданских партнерствах. Хотя чиновник действительно об этом не говорил, а СМИ об этом и не писали.
Но панику Минюста можно списать на резонанс, который всегда вызывает в обществе тема однополых отношений.
Итак, если из плана реализации Нацстратегии не исключат пункт о легализации гражданских партнерств для разнополых и однополых пар и соответствующий законопроект все же появится, то что это будет означать на практике?
Партнерство и брак
На данный момент, если гетеросексуальная пара проживает фактическим браком (без регистрации в ЗАГСе), то некоторые правовые отношения между такими людьми возникают. Например, согласно статье 74 Семейного кодекса Украины, мужчина и женщина, которые живут семьей, но не находятся в официально зарегистрированном браке, имеют равные права на имущество, приобретенное во время фактического брака. Но это мужчина и женщина. О мужчине и мужчине или женщине и женщине, проживающих в фактическом браке, в Семейном кодексе ничего не сказано. А между тем, как бы украинское общество ни относилось к таким парам, в реальности они существуют, а значит, им необходима правовая интеграция.
"Сейчас все однополые пары в Украине с точки зрения закона - абсолютно чужие люди, - поясняет "Апострофу" PR-менеджер "КиевПрайд" Тимур Левчук. - У них нет никаких экономических и социальных прав. Например, люди не могут взять общий кредит, оформить ипотеку, купить семейную страховку, люди не могут не переживать, что, если с одним из партнеров что-то случится, другой не получит никакого имущества партнера. Если один из партнеров попадет, например, в реанимацию, то сейчас другой партнер просто так - без взятки или придуманных историй - не может попасть к нему в больницу, а тем более не может принимать какие-то решения, если вдруг один из партнеров находится без сознания. Опять же, это право не свидетельствовать против партнера в суде, которое есть у гетеросексуальных пар. Для большинства людей в Украине это не имеет никакого влияния на их жизнь. Тут история о том, что небольшая часть людей в стране сможет урегулировать свои отношения".
Кроме того, гражданское партнерство и однополый брак – вещи принципиально разные.
"Брак определен в Конституции как союз мужчины и женщины. Чтобы это поменять, необходимо решение конституционного большинства, что мне кажется малореальным в Украине, - добавляет Левчук. - Кроме того, брак регулируется Семейным кодексом, в то время как однополые партнерства не имеют отношения к Семейному кодексу, а регулируются Гражданским кодексом".
Правда, в некоторых странах, например, во Франции, институт гражданского партнерства, введенный в 1999 году, стал промежуточным звеном к брачному равноправию между однополыми и разнополыми парами. Но парадокс в том, что в той же Франции подавляющее большинство пар, которые воспользовались бонусами гражданского партнерства, – разнополые.
Впрочем, говорить о том, как именно может выглядеть институт гражданского партнерства в Украине, пока слишком рано, ведь в правительстве до сих пор не могут определиться не то что с текстом законопроекта, а с тем, кто вообще его будет писать.
Кто крайний?
В плане действий записано, что ответственный за написание законопроекта - Кабмин.
"Но Кабмин не занимается разработкой законопроектов, это делает Минюст, тем более именно Минюст курирует выполнение плана действий, - поясняет "Апострофу" правозащитник ЛГБТ-центра "Наш світ" Андрей Кравчук. - В Минюсте нам ответили, что это задача Минсоцполитики. Мы написали в Минсоцполитики, а там нам ответили, что это задача Минюста. Замкнутый круг. Поэтому мы подали иск в Окружной административный суд Киева против Кабмина, Минюста и Минсоцполитики за противоправное бездействие. Этот иск тянется уже целый год. Первое заседание назначено было через полгода, вместо двух месяцев, следующее - через четыре месяца, но оно не состоялось, и теперь его перенесли на сентябрь".
По словам Кравчука, Минюст намеренно затягивает написание законопроекта о гражданских партнерствах.
"Просто к ним были сотни обращений от местных органов, петиции от отдельных граждан, которые протестуют против того, чтобы предоставлять вообще какие-либо права однополым парам в Украине. Поэтому затягивают исключительно из политических соображений", - добавил Кравчук.
Действительно, за год до выборов вряд ли стоит ожидать, что политики поднимут такой неоднозначный вопрос, ведь это не тарифы, которые волнуют всех, и не вопросы языка, которыми можно расколоть электорат, а потом снимать политические сливки. Права ЛГБТ в большей степени волнуют самих представителей ЛГБТ, а они в Украине не представляют собой значительную часть электората, соответственно, пожертвовать этой категорией избирателей можно вполне безболезненно, а вот стать на их защиту – себе дороже.
"Это вопрос сверхсложный, ведь мы видим, что даже Стамбульская конвенция не была ратифицирована только из-за наличия таких понятий, как "гендер" и "гендерно обусловленное насилие". Поэтому мы понимаем, какие дебаты могут возникнуть во время рассмотрения законопроекта о гражданском партнерстве, - говорит "Апострофу" нардеп, глава парламентского подкомитета по вопросам гендерного равенства и недискриминации Ирина Суслова. – Но самая удручающая ситуация в том, что до завершения реализации плана действий осталось полтора года, а он находится на стадии реализации 24-26%. Более 40% находится в процессе выполнения, а остальные вопросы даже не рассматриваются".
Однако, по словам Тимура Левчука, если Украина декларирует европейский вектор развития, рано или поздно чиновникам придется написать, а депутатам принять неудобный закон.
"Мы являемся членами Совета Европы, решения ЕСПЧ имеют к нам прямое отношение, а ЕСПЧ уже вынес несколько решений о том, что государство должно дать возможность однополым парам урегулировать свои отношения. Речь не идет о принуждении к легализации однополых браков, речь идет о возможности для людей урегулировать свои социальные и экономические вопросы, а назвать это можно как угодно: союзом, партнерством – разницы нет", - подчеркнул Левчук.
С другой стороны, далеко не во всех странах ЕС легализированы гражданские партнерства или однополые браки. Например, национальные законы Польши, Болгарии, Румынии, Литвы, Латвии не предусматривают никакого правового статуса для однополых пар. Соответственно, Украина также может отложить этот вопрос в самый долгий ящик.