RU  UA  EN

среда, 24 апреля
  • НБУ:USD 39.25
  • НБУ:EUR 41.85
НБУ:USD  39.25
Общество

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Если Россия мирно не вернет Донбасс, Украина перейдет к "плану Б" - дипломат

Бывший посол о ключевых вопросах реинтеграции Донбасса и возвращении Крыма

Бывший посол о ключевых вопросах реинтеграции Донбасса и возвращении Крыма Александр Левченко Фото: Дарья Давыденко / Апостроф

Бывший посол Украины в Хорватии (2010-2017) и в Боснии и Герцеговине (2011-2017), советник министра по вопросам временно оккупированных территорий АЛЕКСАНДР ЛЕВЧЕНКО во второй части интервью "Апострофу" рассказал интересные детали процесса мирной реинтеграции оккупированных территорий на хорватском примере - о местных выборах, разоружении населения, разминировании территории, имущественных правах и восстановлении разрушенной инфраструктуры - а также о том, по какому сценарию Украина вернет сначала Донбасс, а потом Крым.

Первую часть интервью читайте здесь: Есть реальный сценарий возвращения Донбасса - дипломат о нескольких шагах и условиях

- В Эрдутских соглашениях, по которым происходило восстановление суверенитета Хорватии над Восточной Славонией, были прописаны имущественные права – люди могли возвращаться, имели право на свое имущество или на справедливую компенсацию за это имущество, если оно было повреждено. О каких суммах шла речь и кто платил эти деньги?

- У нас это прописано меньше, но линия разграничения мягче – у хорватов ее почти невозможно было пересечь. В нашем случае тот, кто хочет вернуться, может сделать это и сейчас. Вопрос в том, как он реализует свои имущественные права, если они уже нарушены. Это очень острая тема, и нужно продумывать механизмы возврата. Кто это будет делать, если оно повреждено или сожжено? В международной практике существует понятие переходной юстиции, то есть как будет действовать законодательство в переходный период. Но уже можно закладывать то, кто будет компенсировать эти вещи. Частично, конечно, это придется делать украинскому правительству. Оккупационная администрация будет распущена, поэтому с нее ничего не возьмешь. Все надо будет фиксировать и со временем по возможности выплачивать. На официальном уровне должно быть заявлено, что компенсацию получит каждая семья, которая финансово пострадала в этой ситуации.

- В Хорватии все это покрывалось за счет госбюджета?

- Ну конечно. Если вы реинтегрируете территорию, то платит, конечно, не сербская сторона, а хорватская. Если бы стоял вопрос о интеграции в другую сторону, то, видимо, финансирование происходило бы иначе.

- Хорватское правительство пыталось получить от сербского какие-то компенсации?

- Конечно, пыталось. Были иски в международные суды, но суд должен признать международную агрессию, что это была оккупированная территория, а это очень долгий процесс. Был встречный иск сербской стороны к хорватам, затягивалось время, и расчет на решения международных судов не сработал. В нашем случае я тоже не знаю, сработает ли, это очень и очень сложно. А вот определенные механизмы с помощью от международных организаций можно было бы использовать.

У украинской стороны будет много экономических обязательств, поэтому если ставится вопрос о мирной реинтеграции, то надо сразу делать поправки в бюджеты всех уровней и резервировать деньги.

- Хорваты практиковали выкуп оружия у людей на освобожденной территории. Много удалось выкупить?

- Много, речь идет о сотнях тысяч, если не миллионах единиц. Суммы давали небольшие, но это был красивый символический жест. Человек не боялся, что его в чем-то обвинят, если он придет сдавать оружие.

- А какие были расценки?

- Они варьировались в зависимости от оружия – автомат, пулемет, РПГ, ручная граната, пистолет стоили по-разному. И это того стоило.

- То есть люди были заинтересованы найти оружие, чтобы просто заработать?

- Да, человек получал хоть и немного, но все же это деньги – искали где-то по схронам или соседям, чтобы сдать и заработать денег. Первый этап был достаточно успешным, второй уже затягивался. Кто-то принципиально не хотел сдавать оружие, но человек в любом случае мог принести его и не должен был отчитываться о том, откуда у него это оружие взялось или что-то еще. Получаешь на руки свои деньги и идешь себе.

Александр Левченко в студии Апостроф TV Фото: Дарья Давыденко / Апостроф

- Условно говоря, принес "калаш" – и свободен?

- Да, чтобы поощрить людей. Детали насчет обстоятельств, откуда он этот "калаш" взял, могут бросить тень на человека. Поэтому все делалось для того, чтобы обезопасить человека от каких-то последствий того, откуда у него автомат.

Эта кампания не бесконечна – если ты придешь или тебя заметили с оружием после окончания сроков сдачи, наступает ответственность. Этот процесс периодический.

- И долго собирали?

- Годы. Если кто-то сам не хотел в участок, он мог вызвать полицейских – они приезжали домой. Не все хотели ходить по улице с автоматом. Полицейский тогда приезжает домой, забирает оружие и отдает тебе деньги.

- Большую роль в успехе хорватской реинтеграции сыграла политическая воля руководства страны - президент Франьо Туджман, несмотря на всю критику и обвинения в измене, придерживался плана. В Украине вообще сложно с непопулярными решениями. Вы видите перспективы того, что какие-то украинские политики будут придерживаться плана реинтеграции, каким бы непопулярным он ни был?

- Сама собой реинтеграция является добром для каждого человека. Вопросы возникают, когда ты говоришь, что это займет два года и надо постараться. Если сказать: "Закрой глаза и через два года оно все уже здесь", то все за. Но эти два года надо как-то пройти, принять, возможно, не очень популярные меры. Но мир того стоит. Все шаги навстречу имеют свою цену, но ты должен просчитать в общем, на что ты выходишь в конце, а это мир с возвращением территории. Разве не стоит постараться, чтобы достичь этого?

Это непростой путь, но он единственно правильный. Какая альтернатива? Отдать все это? Но ведь это такая боль, это так неправильно! Бороться с Россией военным путем? Это опасно, это не поддерживает международное сообщество. А вот достижение мира с возвращением территории может объединить наши политические элиты. Реинтеграция Донбасса – это первый шаг, а дальше нас ждет Крым. К нему мы не сможем подойти, если не реинтегрировали Донбасс.

- В Хорватии работает комиссия по вопросам примирения, и граждане неоднозначно оценивают ее работу, а постпред Хорватии в ООН говорит, что процесс примирения продолжается до сих пор.

- Уже выросло мирное поколение, и процесс продолжается. Мы говорим прежде всего о реинтеграции территорий, а он говорит о реинтеграции умов. Реинтеграция населения и умов продлится не два-три года, как в резолюции Совбеза, а десятилетия. Государство должно разрабатывать отдельные программы гуманитарного и общественного развития этой территории, способствовать путешествиям людей оттуда в другие регионы, ведь половина из них не знает, что такое Киев, я уже молчу про Львов или европейские страны. К сожалению, все они смотрят российское телевидение, а Россия в этом плане достаточно хитро все продумала. Кроме того, у нас будет много проблем с минами – эти процессы могут затянуться на десятилетия.

- Западную Славонию разминировали же только два года назад?

- Да, а Боснию, например, до сих пор не разминировали. Мы будем чувствовать некоторые негативные последствия, но мир и реинтеграция территорий – это то, что нам нужно, поэтому мы должны воспользоваться этим шансом.

- Сейчас мы воспринимаем миротворцев как финиш, но это же только новый старт.

- А за этим будет реинтеграция территорий и населения, а дальше – реинтеграция Крыма, к которому мы тоже должны прийти, ведь по факту Донбасс задумывался для того, чтобы мы никогда не разговаривали о Крыме.

Александр Левченко в студии Апостроф TV Фото: Дарья Давыденко / Апостроф

- Случай с Крымом беспрецедентный для международного права. В будущем другая, демократическая, Россия должна была бы признать все действия с февраля 2014-го неконституционными, чтобы вернуть исходное положение вещей?

- О методах возвращения Крыма дискуссий нет – это будет исключительно мирный путь, все должно произойти в обратном порядке. А как это будет в реальной жизни...

- То есть они действительно должны были бы признать: все, что происходило с 27 февраля 2014 года, неправомочно?

- Абсолютно. Вопрос Крыма и признания его аннексированной территорией – это самое болезненное для правящей элиты в Москве. Для них очень опасно вступать в дискуссию, поэтому они ее принципиально избегают. Нам сложно вести непосредственную предметную дискуссию относительно Крыма, но мы работаем над этим. Мы должны показать эффективность решения задачи реинтеграции Донбасса – не сделав правильных шагов там, трудно сделать их в крымском направлении.

- А как насчет имущественных прав в Крыму после того, как гипотетически демократическая РФ признает неконституционность всего совершенного на полуострове после 2014 года? По словам Мустафы Джемилева, туда переселили миллион человек, и все они будут иметь какие-то права собственности.

- Что делать с этими людьми и их имуществом – это сложность тактического характера. Собственно говоря, мы признаем гражданами Украины тех, кто проживал там по состоянию на начало марта 2014-го. Новоприбывшие, извините, но вы не являетесь нашими гражданами. Вопрос собственности может решаться в рамках международного или национального законодательства, но это второстепенный вопрос. Главное заключается в готовности к передаче Крыма. Туда не зайдет международная миссия, как это может произойти на Донбассе – это будет политическая договоренность, а чтобы ее достичь, нужно иметь козыри в рукаве.

Почему Кремль против мирной реинтеграции? Потому что в таком случае их позиция сразу ослабляется, а украинская – усиливается. Если мы сможем реинтегрировать захваченные когда-то военным путем территории, то получаем большое преимущество. Вопрос Крыма чуть дальше, но мы о нем помним, и нельзя выбрасывать его из информационного поля украинского общества. Возможно, это даже вопрос жизни и смерти для государства.

Возвращение Крыма должно происходить в обратном захвату порядке – сначала была оккупация полуострова, а затем Донбасса. Поэтому сначала мы должны вернуть край горняков, а тогда уже взяться за Крым. Если Россия заблокирует мирный план по возвращению Донбасса, то это и есть план Б украинской стороны, - переходим к Крыму. И тогда ситуация для Москвы осложнится, ведь вопрос Крыма автоматически охватывает и вопрос Донбасса.

- Недавно Владимир Путин сказал, что Украина может поступить с Донбассом так, как Россия с Чечней, имея в виду, конечно, федерализацию, а не его разрушение, как это было с Грозным. Вы не считаете это возвращением к давней дискуссии о федерализации вместо обсуждения перспективы миротворцев?

- Нам не нужны рецепты Чечни, мы в курсе, сколько чеченцев убили путинские войска. Украина может решить этот вопрос в рамках своего конституционного поля. Наибольшей помощью Путина была бы команда войскам выйти еще до того, как туда зашли бы миротворцы. Это был бы лучший вклад в урегулирование на Донбассе.

- Но вряд ли такое произойдет.

- Кто знает. Все равно выйдут, если будет резолюция (Совбеза ООН, - "Апостроф").

- И вы думаете, она будет?

- Таких решений удавалось достигать относительно других стран.

Александр Левченко в студии Апостроф TV Фото: Дарья Давыденко / Апостроф

- Вы много лет прожили в Хорватии и сейчас общаетесь с тамошними экспертами. Что они говорят, глядя на ситуацию на Донбассе?

- Ситуация на Донбассе очень похожа на ту, которая была в Хорватии. Я видел четыре войны на Балканах – были конфликты в Боснии, Косово и Македонии, но там несколько другой сценарий и линии поведения. Хорваты говорят, что после двух успешных военных операций вышли на мирную реинтеграцию и документ, который называется Эрдутскими соглашениями, а мы получили "Минск-2", который достаточно сильно перекликается с их документом. Хорваты уверяют, что, несмотря на нарекания, эти соглашения похожи на Эрдутские тем, что позволяют мирным путем вернуть оккупированные территории. А разве не это является приоритетом для каждого государства? Каждый мирный документ содержит компромиссы, и это нормально. Они идут сторонам на пользу, ведь сегодня они находятся по разные стороны баррикад, а через год-два – станут по одну. Это и есть мирное урегулирование – оно предполагает определенные взаимные политические уступки, которые дают общегосударственный успех.

- Одним из наиболее дискуссионных вопросов у нас были выборы на ныне неподконтрольных Киеву территориях. В Хорватии тоже было такое горячее обсуждение?

- Было бы странно, если бы мы воспринимали все без дискуссий, это нормальный процесс. Хорваты тоже обсуждали, что, кто и каким образом будет контролировать. Всю власть берет на себя международная администрация, которая имеет серьезные рычаги для того, чтобы провести процесс голосования и затем проконтролировать самое главное – подсчет голосов. Хорваты также приобщили внутренне перемещенных лиц, которые не смогли поехать на малую родину в день волеизъявления, и открыли участки по всей стране, поэтому все, кто хотел проголосовать на местных выборах, могли это сделать. Это абсолютно положительный опыт.

Результаты выборов там были разные – где-то победили сепаратисты, где-то – прохорватская партия власти, и правительство должно было все это воспринять. После пересчета результат подтвердили, комиссия поставила печати, и начался процесс запуска местных органов власти. И это нормально.

В Вуковаре (битва за Вуковар – крупнейшая битва Хорватской войны, сам город стал символом хорватского сопротивления сербской агрессии, - "Апостроф"), например, не смогли победить ни одни, ни другие, но там нашли компромисс: состоялась первая коалиция сепаратистских и провластных политсил. Они сформировали коалиционную местную власть: мэр – от правящей партии, а двое его заместителей – от местных сил, и начали работать. А что делать?

- Есть ли статистика, у какой из сил было больше всего победителей?

- В 15 общинах победили проправительственные силы, в 11 – сепаратисты. Там, как правило, компактно проживали сербские меньшинства. И вот в Вуковаре был такой смешанный результат.

- Немного жестокая ирония судьбы.

- Это жизнь. Мирная жизнь предполагает определенный уровень компромиссов. Главное – все те, кто победил, были представителями партий, которые зарегистрировало министерство юстиции в Загребе. Поэтому все люди, которые стали местными депутатами и главами городов, не были военными преступниками. Всех граждан в целом простили, но если хочешь избраться в представительский орган – должен пройти специальную проверку. Поэтому все должны были дважды подумать, надо ли им баллотироваться или лучше не стоит.

Читайте также

Марш домой! Как сработает отмена консульских услуг за границей

Эксперты скептически отнеслись к идее введения ограничений по работе консульств

Многие спрашивают, будет ли новое наступление на Киев - офицер Сил обороны

Офицер Евгений Тихий - о помощи Украине, попытках россиян осуществить новое наступление и вероятности контрнаступления ВСУ

Оккупационные войска продолжают атаковать окрестности Часового Яра - офицер бригады "Рубеж"

Офицер бригады Рубеж Владимир Черняк рассказал о ситуации в Часовом Яру и планах россиян захватить город