На саммите в Хельсинки президент РФ Владимир Путин предложил лидеру США Дональду Трампу провести референдум по Донбассу. Такую информацию в четверг, 19 июля, со ссылкой на собственные источники в российском МИДе опубликовало американское авторитетное издание Bloomberg. Какая геополитическая игра Кремля стоит за этим предложением и где тут может быть ловушка для Украины, разбирался "Апостроф".
Информацию из-за океана о предложении Путина к Трампу по референдуму на Донбассе подтвердил и главный редактор радио "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов, который считается вхожим в высокие кабинеты российского МИДа и администрации президента Путина.
"Про референдум на Донбассе. Путин-Трамп – подтверждаю. Трамп взял тайм-аут", - написал Венедиктов в своем Twitter.
Очевидно, что фейковый "референдум", который уже провели на оккупированных территориях боевики еще в 2014 году, используя в качестве бюллетеней для голосования распечатанные на принтере листочки, в политическом плане значит ровно столько же, сколько претензии пастафарианцев на земли Ватикана. Соответственно, ни о какой безоговорочной лояльности жителей Донбасса к России не может быть и речи.
Однако эксперты, опрошенные "Апострофом", уверяют, что всего лишь при одной константе – информации о референдуме – в этом вопросе слишком много переменных, которые имеют принципиальное значение.
"Сути пропозиции мы пока не знаем. Во-первых, речь идет о референдуме на оккупированных территориях или на территории всей Донецкой и Луганской области? – говорит "Апострофу" дипломат Богдан Яременко. – Во-вторых, референдум по какому поводу? Какой вопрос должен быть вынесен на референдум? Независимость территорий, вхождение их в состав России, в состав Украины или речь будет идти о выборе временной формы управления? Наконец, не менее важный вопрос – условия проведения референдума. Кто гарантирует безопасность для участников референдума, равные соревновательные условия, справедливый подсчет голосов и какие условия должны быть достигнуты для проведения референдума: перемирие, вывод войск, прекращение огня?"
Завесу тайны относительно того, о чем все же может быть референдум на Донбассе, приоткрыло российское информагентство "Интерфакс". По данным их "информированных источников", речь идет об автономии Донбасса в составе Украины, "чтобы жители Донбасса законным способом могли в правовом поле высказаться относительно предоставления отдельным районам автономии в составе Украины, чтобы Киев предоставил региону соответствующие политические права".
Если референдум по такому вопросу все же будет проведен, Кремль выигрывает при любых его результатах. Например, жители Донбасса высказываются за автономию в составе Украины. Тогда у Москвы появляется дополнительный козырь в переговорах с Киевом: ваши же граждане хотят автономии, а ее условия давайте обсуждать. Кроме того, появляется возможность легитимизировать на Донбассе условного Захарченко и Пасечника.
"Это может быть использовано и с точки зрения пропагандисткой работы, мол, смотрите: Донбасс же хочет обратно в Украину, а Украина не хочет его принимать", - поясняет "Апострофу" аналитик Украинского института будущего Игар Тышкевич.
Если жители Донбасса против автономии в составе Украины, то для Москвы еще лучше. Нет, в Россию их, конечно, никто не заберет, но у Кремля появляется еще более мощный переговорный козырь: ваши граждане хотят быть с нами, мы не собираемся их забирать, но раз они нам так доверяют, мы и будем диктовать условия.
Однако, по мнению Игара Тышкевича, результаты референдума вообще могут не интересовать Москву – все затевается ради самого процесса.
"Если референдум будет проведен на территории всей Украины, то, по данным социологии, у населения нет единого мнения о будущем Донбасса. Есть те, кто готов отгородиться от этой территории, есть люди, выступающие за максимально широкий компромисс, а есть те, кто выступает за решение вопроса военным путем. Здесь суть даже не столько в результатах самого референдума, сколько в создании политической напряженности на украинском поле и дополнительной поляризации украинского общества", - подчеркивает Тышкевич.
К примеру, если большая часть украинцев голосует за автономию Донбасса, меньшая часть граждан, которая против, вряд ли согласится с результатами референдума, пусть даже он и будет полностью законным, а это угрожает реальным гражданским конфликтом.
Но и этот сценарий, вполне возможно, не основной для Москвы. Проведение референдума на Донбассе может быть пылью в глаза Украине и Западу для признания референдума в Крыму. Схема следующая: Донбасс голосует, не важно, как, и Кремль апеллирует к Западу, мол, вот на востоке люди высказались, и мы уважаем их решение, давайте аналогично уважать и решение крымчан, которые таким же образом высказались. Вжух – и аннексия – уже не аннексия.
Впрочем, реальные перспективы проведения референдума о судьбе Донбасса, какую бы цель ни преследовало это волеизъявление, выглядят весьма расплывчато.
"Любые разговоры о референдуме, местных выборах, да и вообще каких-бы то ни было выборах могут вестись только после того, как будут выполнены все пункты по безопасности Минских соглашений: прекращение огня, вывод российских войск, доступ к границе украинских пограничников", - поясняет "Апострофу" дипломат Владимир Хандогий.
"Нельзя проводить референдум на оккупированной территории по определению, - добавляет "Апострофу" экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко. – Референдум, выборы и все остальные подобные мероприятия проводятся на тех территориях, где человек имеет возможность свободно высказать свое мнение. А разве можно свободно высказать свое мнение под дулами автоматов, как это было в Крыму? Конечно, нет. Поэтому по сути это предложение является абсурдным, оно не может обсуждаться, и я думаю, что в ближайшее время американская сторона сообщит о том, что такое предложение было высказано, но оно висит в воздухе, так как обсуждать здесь нечего".
В таком случае зачем Путину нужно было поднимать этот вопрос, ведь в Кремле и сами понимают, что под дулами автоматов никакого референдума не будет. Ответов может быть два: либо Москва действительно собирается убраться с Донбасса, чтобы протолкнуть сценарий легитимизации крымского "референдума", либо это пустые разговоры, цель которых создать имидж миротворца для Путина – лидера, который неустанно ищет пути решения конфликта. И не так важно, что рецепты мира по-кремлевски устраивают только Москву, ведь в большой геополитике зачастую главное миротворцем не быть, а слыть. А там и до приостановки санкций рукой подать.
Впрочем, позже в Белом доме заявили, что не рассматривают идею референдума на Донбассе, так как Минские соглашения не предусматривают его проведения. Кроме того, голосование на неподконтрольной украинскому правительству территории не может быть легитимным, отметили в администрации президента США.