Общая площадь усыхания лесов в Украине составляет почти 400 тысяч гектаров. И если не остановить этот процесс в ближайшее время, то это грозит Украине самой масштабной экологической катастрофой. О том, как бороться с усыханием леса, какие меры необходимо принимать немедленно, "Апострофу" рассказал министр экологии и природных ресурсов Украины в 2001-2002 годах, исполняющий обязанности министра в 2015-2016 годах СЕРГЕЙ КУРЫКИН.
Наиболее универсальный и правильный способ, чтобы спасти ситуацию - это начать срочное облесение. То есть надо засаживать те территории, где лес уже вырублен. И это должна быть масштабная программа, подобная тем, которые эффективно работают во многих других странах, когда высаживаются миллионы деревьев.
Дело в том, что одной из причин усыхания леса является вырубка, как бы это парадоксально ни звучало. Во время масштабной вырубки леса нарушается гидрологический режим, то есть опускается уровень подземных вод. И к этому добавляется влияние изменения климата.
Кроме того, надо высаживать те породы деревьев, которые более устойчивы и приспособленные к современным условиям.
И хочу обратить внимание на то, что значительная часть лесов, которые усыхают - это ель, которая в свое время была высажена слишком высоко в горах, то есть на тех уровнях, где она естественным образом никогда не существовала. По крайней мере так утверждают лесоводы.
Одним словом, масштабное облесение - это единственное, чем можно ответить на эту угрозу. Я имею в виду не государственную программу, поскольку они принимаются а потом не выполняются, а сознательные и активные действия с участием местных властей, пусть и координированные правительством, чтобы хотя бы попытаться остановить процесс усыхания леса.
Также, если речь идет о карпатских лесах, то внимания требует вопрос использования карпатских рек, поскольку сегодня очень много вреда наносят малые ГЭС, которые часто строятся без учета гидрологических особенностей местности. А что происходит, когда строятся даже маленькие водохранилища? В одном месте увеличивается количество воды, а ниже по течению уровень падает. При этом в одном месте происходит подтопление, а в другом - катастрофическое падение грунтовых вод.
То есть здесь нужен комплексный подход. Конечно, проблема возникла не вчера, но если ее не начать решать сегодня, то завтра реально будет поздно.
Мы можем потерять все леса по крайней мере в Карпатах. С одной стороны, происходят огромные масштабы вырубки. А то, что не успели вырубить и вывезти как дрова за границу, постепенно будет усыхать.
Как предотвратить усыхание леса
Вырубку лесов нужно прекращать. Также надо всячески поддерживать и укреплять мораторий на вывоз кругляка. И я очень расстроен тем, что президент ветировал закон, которым криминализировалась контрабанда леса. Я не могу найти этому объяснение, а отсылки на ВТО и Евросоюз в данном случае являются очень слабой аргументацией, потому что даже по правилам ВТО, если государство имеет ограниченный природный ресурс и принимает меры для его защиты, то это может быть оправданием для ограничения или прекращения экспорта определенного природного ресурса. А лес - это природный ресурс.
Поэтому, еще раз подчеркиваю, что надо прекращать вырубку леса и сочетать это с интенсивным залеснением територии. Также подчеркиваю, что надо обратить внимание на водоемы, на малые карпатские реки, которые сегодня тоже находятся в запущенном, ужасном состоянии из-за неупорядоченной, научно-необоснованной экспансии гидроэнергетических мощностей.
Я не люблю пугать людей, но в данном случае, принимая во внимание весь комплекс обстоятельств, наша территория может реально превратиться в пустыню.
Я концентрируюсь на Карпатах потому, что там сосредоточено наибольшее количество украинских лесов. Но если мы отойдем немного от Карпат, то вспомним ту же добычу янтаря, сочетающуюся с фактическим опустыниванием, уничтожением леса. Если кто-то видел территории после добычи янтаря, то это марсианский или лунный пейзаж - кому что больше нравится.
Глубокие раны от добычи янтаря в лесах Ровенской области (фото - nationalgeographic.com)
И когда мы говорим о обмелении рек и неоправданной экспансии гидроэнергетики, то это в полной мере касается и центральной Украины. В той же программе развития гидроэнергетики до 2026 года предусмотрено строительство новых гидросооружений на Днепре, зарегулирования стока всего Днестра. И не стоит надеяться, что это никак не отразится на уровне грунтовых вод и не повлияет на украинские леса. И мы действительно сегодня стоим на пороге масштабной экологической катастрофы, которую мы могли бы предотвратить при наличии политической воли. Прежде всего, мы должны уже сегодня начать облесение и обратить внимание на состояние рек и других водоемов, потому что сегодня их состояние напрямую связано с состоянием лесов.
Сама по себе эта проблема не решится. Единственное, что меня беспокоит - государство, к сожалению, является очень инерционным механизмом. И с момента принятия решения до момента его реализации обычно проходит очень много времени. Я уже не говорю за коррупционные риски и тому подобное. Это тоже украинские реалии.
Ключевая проблема в том, что подавляющее большинство национальных программ не выполняется, поскольку они не находят реальной поддержки и понимания на местах. А в таком деле как облесение, наивно надеяться на то, что будет дана определенная команда, выделят деньги, а Госагентство лесного хозяйства начнет высаживать лес. Вопрос не сдвинется с места без активной позиции местных советов, областных администраций. Поэтому здесь необходимо реальное эффективное взаимодействие центральных органов и местных властей в рамках общей политической воли, реального понимания опасности и масштабности проблемы.