Прекращение пассажирского железнодорожного сообщения с Россией, о котором заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, может сыграть положительную роль в вопросе привлечения внимания к проблеме Азовского моря. Кроме того, это позволит как минимум в два раза сократить поток украинцев, которые едут на заработки в Россию, а это уже на 750 тысяч потенциальных заложников меньше. Такое мнение высказал "Апострофу" военный эксперт и блогер Алексей Арестович.
Не являюсь великим специалистом по пассажирскому сообщению с Россией, но подозреваю, что в любом случае блокировка движения через определенную территорию является проблемой для этой территории. После этого в международных каталогах пройдет сообщение о том, что пассажирское движение на территорию России заблокировано в силу определенных санкций. И это может повлиять на экономическую привлекательность, поскольку есть же поезда, которые идут через Украину в Россию – и их движение тоже будет ограничено. Поэтому они потерпят какой-то минимальный ущерб. Но я не могу оценивать его степень – здесь надо спрашивать Омеляна, потому что он является специалистом в этой отрасли.
Что касается адекватных действий Украины в ответ на беспредел России в Азовском море, то первым трубить начал я – месяц тому на уважаемом сайте "Апостроф" я сказал, что нужно делать. Во-первых, нужно разрывать договор с Россией о том, что это внутреннее море. Соответственно, все то, что там происходит, должно регулироваться в соответствии с международным морским правом. То есть Азовское море должно получить статус международного водоема, а не внутреннего моря Украины и России. Во-вторых, надо усиливать военную кампанию в Азовском море. В-третьих, надо стучаться во все международные инстанции, которые занимаются международным морским правом.
Читайте также: Из Украины в Москву побежали гонцы с предложением договориться – Юрий Гримчак
В этом смысле ограничение пассажирского движения с Россией может быть еще и способом привлечения внимания к проблеме Азовского моря. Поэтому информационный аспект немаловажен.
Второй момент – если отменят поезда, то украинцы будут меньше ездить в Россию. Дело в том, что в силу тяжелой экономической ситуации в Украине процветает трудовая миграция. И здесь вопрос – выбирать Европу или Россию. В России по разным данным работает до полутора миллиона человек, а если брать и сезонных работников, то до двух. И здесь можно вспомнить историю с "Вконтакте": когда запрещали "Вконтакте" и прочее, все кричали, что это не поможет: мол, как ходили, так и будут. В итоге же, по самым скромным данным количество заходов в "Вконтакте" со времен введения запрета упало в 8 раз. Такой же эффект будет с пассажирским движением. Все сначала будут вопить, что мы бросаем соотечественников, которые там работают, а реально народ начнет переориентироваться на страны Европы. Таким образом реально будет уменьшаться число потенциальных заложников. Это тоже очень важный момент. Ведь авиасообщения с Россией нет, а закроют железнодорожное сообщение и трудовые мигранты (сезонники) начнут переориентироваться на Европу, потому что в Россию будет тяжело добираться. И поток начнет сокращаться в два раза – с полутора миллиона до 750 тысяч. А это уже на 750 тысяч заложников меньше, что очень хорошо.