После летнего подорожания проезда в муниципальном транспорте столицы, киевляне обрадовались: проезд в маршрутках на многих направлениях оказался дешевле и выгоднее, чем в метро, троллейбусах и трамваях. Однако радость длилась не долго, и киевлянам пришлось вновь приуныть, ведь с наступлением осени перевозчики вновь заговорили о вынужденном росте тарифов, а в некоторых городах Украины цены на проезд в маршрутках уже выросли. При этом качество автопарка не изменилось, и украинские маршрутки продолжают оставаться сосредоточением риска на колесах. Что будет с ценами на проезд, узнавал "Апостроф".
С 22 октября цены на свои услуги подняли перевозчики Харькова. В среднем, удовольствие прокатиться в маршрутке для жителей первой столицы Украины, теперь будет стоить на 1-2 гривны дороже и составит от 8 до 10 гривен. Вслед за Харьковом захотели лучшей жизни и перевозчики области. Так, в Лозовой местные водители маршруток даже устроили часовую забастовку, потребовав от мэрии разрешить им поднять цену на проезд с 4,5 до 8 гривен.
Рост тарифов на проезд в маршрутках подбирается и к столице. Первым пал пригородный маршрут Киев-Белая Церковь. Ровно год назад, этот маршрут вырос в цене с 50 до 60 гривен. Сейчас же перевозчик решил не мелочиться и поднял стоимость проезда с 60 до 80 гривен.
Примечательно, что при такой цене маршрутки для семьи, где в Киев на работу 5 дней в неделю ездят два человека, нет смысла жить в Белой Церкви, а легче перебраться в столицу. Итак: 160 гривен туда и обратно в день для одного человека. В неделю выходит 800 гривен, а в месяц 3 тысячи 200 гривен. Если в семье в Киев на работу и с работы ездят, например, муж и жена, то за месяц на один только проезд им придется выложить 6 тысяч 400 гривен, а это цена аренды средней однокомнатной квартиры в столице.
Чтобы "наказать" зарвавшихся перевозчиков маршрута Киев-Белая Церковь, пользователи в соцсетях самоорганизовываются и призывают бойкотировать маршрутки, выбирая альтернативные способы добраться на работу: автостоп, электричка, группы попутчиков в мессенджерах.
Объявления о грядущем повышении цен, появились и на других маршрутах.
"Сегодня утром уже увидела объявление над местом водителя, что с 27 октября дорожает проезд на 301-й маршрутке Академгородок - Вишневое, - рассказывает "Апострофу" киевлянка Юлия. – При этом водитель не говорит на сколько именно поднимется цена, и в объявлении не написано. Ждем сюрпризов".
В то же время аргументы перевозчиков от повышения к повышению остаются неизменными: цена горюче-смазочных материалов растет, запчасти дорожают, водителей не хватает, а те, что есть, отказываются работать за маленькую зарплату, вот и приходится перекладывать финансовый груз забот на пассажиров.
"Перевозчики еще с апреля, когда появилась инициатива киевской власти о поднятии тарифов на общественный транспорт до 8 гривен, рассказывают сказки, что у них себестоимость проезда 10 гривен, а они вынуждены возить людей по 6-7 гривен. Но разве они будут кататься себе в убыток?" - говорит "Апострофу" эксперт общественной кампании "Евро-Патруль" Вячеслав Коновалов.
Начальник коммунальной службы перевозок КГГА Сергей Савтыр подтвердил "Апострофу", что в ближайшее время частники, которые еще не успели сравнять свои тарифы с ценами на проезд в муниципальном транспорте, обязательно это сделают.
"С лета понемногу уже начались подниматься тарифы. Просто не все одномоментно это делают. Месяц пройдет, топливо выросло в цене, они еще на гривну поднимут, потом еще. Идет постепенное выравнивание цен до уровня Киевпастранса, ведь летом впервые такая ситуация сложилась, что частные перевозчики стали дешевле ездить, чем муниципальный транспорт, - пояснял чиновник. – Выше 8 гривен по Киеву пока не будет проезда, только если топливо резко поднимется в цене. Кто еще не поднял до 8 гривен, будет до 8 поднимать".
"На мой взгляд, единственная причина, по которой Киевпастранс поднял цену до 8 гривен - для того чтобы дать возможность поднять тарифы частным перевозчикам", - добавляет "Апострофу" транспортный инженер Виктор Петрук.
Для того чтобы поднять тарифы, частные перевозчики должны обратиться за соответствующим разрешением в местные администрации, предоставив экономические обоснования. Однако, по словам Вячеслава Коновалова, чаще всего такие расчеты берутся с потолка.
"Например, расчеты, которые подавали перевозчики на маршрут Киев-Вишневое, доходили до смешного: они официально признавали, что перевозят аж 8 пассажиров за один рейс. А все, кто ездят на этом маршруте знают же, как набивается эта маршрутка", - уверяет Коновалов.
"Цена формируется из необъективных показателей, - добавляет Петрук. – Куда бы вы ни написали запрос: хоть частному перевозчику, хоть в Киевпастранс, хоть в департамент экономики КГГА, вам никто никогда не напишет ответ, разложенный по каждой статье затрат, что на горюче-смазочные материалы идет столько-то денег, на ремонт - столько-то. Частный перевозчик деньги получает в коробках, и никто не знает реальной себестоимости затрат рынка".
Исправить ситуацию на рынке, и остановить рост цен на проезд в маршрутках каждые полгода, помогло бы внедрение электронного билета (соответствующий закон давно принят ВР и подписан президентом), а также изменение подхода сотрудничества местной власти с перевозчиком.
"Если город начнет заключать с перевозчиком договора за транспортную работу, как это происходит в цивилизованном мире, то перевозчик будет знать, что независимо от того, по каким маршрутам он будет ездить: с большим или малым пассажиропотоком, он получит деньги за транспортную работу, и ему будет абсолютно все равно, соберет он наличкой 100 тысяч гривен или нет. Перевозчик эти же деньги получит за транспортную работу. Перевозчику это даже выгоднее, ведь у него пропадают риски", - отмечает Петрук.
Но заключать договора и внедрять электронный билет, означает работать "по-белому". А зачем, когда работать с неучтенной наличностью гораздо приятнее.
"Просто есть определенный коррупционный сговор. Например, электронный билет никто внедрить не может до сих пор, талончиков не выдают, при этом водители честно признаются, что в сутки с маршрутки на "крышу" в Укртрансбезопасность и МВД они отдают от 800 до 1 тысячи гривен, и тогда их никто не будет трогать. А сейчас, накануне выборов, появилась особенная необходимость в черном нале. В свое время мы делали расчеты, оборот чистых средств перевозчиков по одной только Киевской области составляет около 2 миллиардов гривен", - уверяет Коновалов.
"Большая часть перевозчиков, которая планирует повышать цены, это "нелегалы", - добавляет "Апострофу" экс-заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер. – К сожалению, с этих перевозок государство не получает нормальных налогов. В тени остается многомиллиардный оборот средств. Это то же самое, что и игровые автоматы по Киеву, янтарь, контрабанда сигарет через границу. Все из одного ряда проблем".
Между тем многие украинцы готовы мириться с ростом тарифов, но только в том случае, если перевозчики за повышенную плату предоставят более-менее комфортные и человеческие условия поездки.
"Повышение цен на проезд должно сопровождаться жестким контролем за тем, чтобы перевозчики соблюдали правила безопасности и работали в легальном поле. Хотите повышать плату за проезд? Тогда платите налоги, поставьте ремни безопасности, оборудуйте комфорт в автобусах. Это должны быть параллельные процессы", - отмечает Шульмейстер.
Например, 4 года назад Максим Бурбак, который на то время занимал пост министра инфраструктуры, обещал за 3 года очистить дороги от пассажирских грузовиков. После летней серии кровавых ДТП с маршрутками нынешний министр Владимир Омелян пообещал убрать грузовые маршрутки до конца 2018 года, однако эксперты скептически относятся к таким обещаниям, ведь другой автопарк многие перевозчики не спешат закупать.
Читайте также: В Киеве исчезнут все городские маршрутки: названа дата