Марина Ставнийчук: для Украины плохой знак – отсутствие решений по переселенцам с Донбасса
Известный юрист-констутиционалист рассказала о проблемах в избирательном законодательстве
суббота, 10 ноября 2018, 09:38Среди нерешенных проблем, которые возможно повлияют на ход и результаты следующих президентских и парламентских выборов, есть одна, о которой предпочитают не говорить. Но этот тонкий момент стоит порядка миллиона голосов. Речь идет о внутренних переселенцах, которых согласно различным данным, насчитывается в стране от 1,5 до 1,8 миллиона человек. Их избирательное право до сих пор не урегулировано. И это накануне избирательного года выглядит политическим нонсенсом. О причинах, явных и скрытых смыслах этого явления журналист "Апострофа" побеседовал с экспертом Венецианской комиссии, председателем ОО "За демократию через право" Мариной Ставнийчук.
- Марина Ивановна, по вашему мнению – в чем причины такой ситуации? Неужели так трудно законодательно урегулировать избирательные права этих людей?
- Избирательные права внутренне перемещенных лиц – проблема, которая не первый год сохраняет остроту и актуальность. Причем она комплексная, поскольку касается их прав избирать и быть избранным. И обострение этого вопроса провоцируется тем, что, скорее всего, следующие парламентские выборы будут проходить по смешанной системе. Именно поэтому очень важно, чтобы вынужденные внутренние переселенцы смогли принять участие в голосовании по мажоритарной составляющей – иначе речь пойдет о нарушении равного избирательного права, а это для страны, которая демонстрирует свои евроинтеграционные стремления, очень нехороший знак.
Еще более позорно выглядит ситуация с ограничением избирательных прав этой категории людей на местных выборах – участие в этом процессе в целом для внутренне перемещенных лиц до сих пор невозможна! Люди, которые из-за войны выбрали новое место жительства, уже по три-четыре года живут в новых территориальных общинах, но не имеют права избирать местные органы власти! Быть приобщенными к решению местных дел, которые напрямую влияют и на их повседневную жизнь.
В парламенте зарегистрированы законопроекты, которые должны решить проблему, но руководство Верховной Рады и депутаты, видимо, не считает этот вопрос важным. С 2017 эти проекты не двигаются.
Задача общественности – давить на власть, чтобы полтора миллиона внутренне перемещенных лиц имели право участвовать в волеизъявлении и быть избранными. Сегодня на этом снова и снова подчеркивает международное сообщество. Добрый десяток резолюций ПАСЕ за последнее время содержит такое требование к Украине. Среди них ключевая Резолюция 2198 (2018) "Гуманитарные последствия войны в Украине", принятая в январе 2018 года, согласно которой прямо предусмотрены ряд рекомендаций по созданию механизмов обеспечения права голосовать внутренне перемещенным лицам на всех выборах, в том числе на местном уровне. На днях Конгресс местных и региональных властей Совета Европы снова слушал доклад по этому вопросу, где основная часть обсуждения на пленарном заседании была посвящена вопросу ненадлежащей защиты избирательных прав внутренне перемещенных лиц, которые были вынуждены покинуть свои дома в результате российской агрессии. В очередной раз данная рекомендация – требование обеспечить избирательные права внутренне перемещенных лиц.
- Обычно у каждого действия или бездействия есть какая-то причина. Здесь наличествует политическая составляющая?
- Безусловно. Мне очень жаль, но я вынуждена об этом говорить. Власть сегодня не заинтересована именно в таких избирателям, поскольку они не являются ее традиционным электоратом. К тому же для этих людей она ничего не делает, наоборот – их жизнь существенно затруднена. Они обижены на власть за то, что она не смогла создать условия обеспечения их прав, дать им ту соломинку, за которую они могли бы ухватиться, чтобы собственными силами решать проблемы, но опираясь на государство.
Эта бездеятельность даже является показательной, ведь по требованию общественности еще в ноябре 2017 года правительство наконец приняло стратегию интеграции внутренне перемещенных лиц. Прошел год. До сих пор нет плана мероприятий реализации! А срок выполнения – 2020! Это издевательство, а не профессионализм, не патриотизм – все сразу! Это совершенно не государственная позиция, а позиция политического эгоизма, которая будет иметь негативные последствия для самих представителей власти. Люди, ответственные за этот участок работы, должны быть привлечены к ответственности за халатность в работе.
Такая демонстративная незаинтересованность власти в решении проблем переселенцев, конечно, влияет на их электоральный выбор. И нетрудно предположить, что голоса переселенцев не пополнят электоральную копилку нынешнего президента и близких к нему политсил. Ведь именно они не дают людям реализовать их конституционные права. И с учетом понимания "токсичности" этой прослойки населения для своих политических перспектив, не хотят исправлять ситуацию.
- Смогут люди из-за этого в будущем обращаться в международные суды?
- Конечно, если до этого используют все средства национального судебной защиты. Но здесь ситуация печальная – Верховный Суд принял решение, в котором говорится о том, что законодательством не предусмотрено право для внутренне перемещенных лиц голосовать на местных выборах. Таким образом, новый состав Верховного Суда после так называемой судебной реформы, продемонстрировал непонимание принципов верховенства права. Ведь сама Конституция Украины гарантирует равные, общие и прямые избирательные права для всех граждан Украины.
Если бы в конкретном деле Верховный Суд принимал конкретное решение, которое основывалось бы исключительно на законодательстве Украины, то он должен был обязать органы государственной власти принять превентивные меры для того, чтобы верховенство права в обеспечении конституционных избирательных прав и свобод граждан Украины было реализовано. Но и Верховный Суд этого не делает. То есть сегодня в Украине по большому счету и президент, и законодательная и исполнительная власти, а также судебная власть не защищают собственных граждан.
- То есть решения международных судов не в пользу государства Украина в этом вопросе - вполне реальная перспектива?
- Конечно, если будут такие жалобы в Европейский суд по правам человека, мы можем ожидать решения, в которых на власти страны будет возложена ответственность за то, что они не гарантировали реализацию избирательных прав граждан Украины. Не только рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы – обеспечить избирательные права внутренне перемещенных лиц, но и больше – Венецианская комиссия несколько раз обращала внимание Украины на необходимость создать механизмы, которые бы обеспечили эти права.
В свою очередь, решения ЕСПЧ всегда связаны с позицией Венецианской комиссии. Для меня очевидно, что Украина, как государство, и украинская власть в случае обращения в Европейский суд, проигрывает эту ситуацию. Поэтому срочно, еще до решения ЕСПЧ, нужно решать эти вопросы!
- Кроме внутренне перемещенных лиц, есть люди, которые не проживают по месту регистрации из-за других жизненных обстоятельств. И они не могут голосовать по месту фактического проживания. Облегчение процедуры изменения избирательного адреса могло бы решить проблемы и переселенцев, и этих граждан?
- Если говорить о внутренне перемещенных лиц – в механизме, который сегодня предлагается в проектах избирательных законов, не предусмотрено изменение избирательного адреса. Прописана процедура, которая дает возможность заявительному характеру, при наличии определенных обстоятельств и документов, быть включенным в списки реестра избирателей и получить возможность проголосовать.
Но конечно, есть еще граждане, которые просто в силу различных объективных причин проживают не по своим избирательным адресам. Примером может быть категория военнослужащих, находящихся на Востоке Украины. Поэтому на ближайших общенациональных выборах актуален вопрос обеспечения и им права голоса. Очень важно и в этом контексте изменить подходы и дать возможность нашим защитникам участвовать в волеизъявлении.
Завершая свои полномочия, предыдущий состав ЦИК своим постановлением №129 принял изменения в Порядок временного изменения места голосования избирателя без изменения его избирательного адреса.
Подчеркиваю, что не постановлением ЦИК, которое по решению суда или нового состава Комиссии можно отменить в любое время, а именно на уровне закона долнжа регулироваться одна из основных процедур в избирательном процессе – процедура голосования. Поэтому в законодательном порядке вопрос предоставления возможности права голоса гражданам Украины, избирательный адрес которых находится на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях, также должен быть урегулирован.
- Многие мои знакомые прописаны в разных местах, но живут и работают в крупных городах. И так происходит не первый год. По избирательным адресам, то есть по месту регистрации, проживают преимущественно пожилые люди. Это куда более дисциплинированные избиратели, чем молодежь, которая живет где угодно, но не по прописке. Их трудно, а то и невозможно взять «гречкой» и другими подобными методами. Возможно, проблему не решают столько лет, потому что нет заинтересованности в этих голосах?
- Молодежь, как показывает практика, не является стабильным электоратом. Традиционно административный ресурс власти сосредоточен на получении голосов среднего и старшего поколения. Но сегодня, я думаю, власть вряд ли может рассчитывать на голоса уже и старшего поколения. Цены на энергоносители актуальны в формировании мысли. Пусть и не в выборе "за" кого голосовать, а в том, кого точно нельзя поддерживать.
Кроме того, мы имеем еще одну очень серьезную проблему, связанную со случаями, когда люди зарегистрированы по своему избирательному адресу, но фактически даже в Украине не живут! И речь идет даже не о сотнях тысяч людей, а о миллионах! Прежде всего трудовых украинских мигрантов. Конечно, на данную ситуацию также необходимо реагировать. К сожалению, власть в очередной раз отложила перепись населения. И сейчас мы как бы и имеем реестр избирателей, однако довольно часто показатель численности населения не соответствует реальным спискам избирателей.
На месте Центральной избирательной комиссии я бы смотрела на эту ситуацию с точки зрения чистоты, реальности списков на выборах. На декабрь назначены выборы в объединенных территориальных общинах, то есть это вопрос чрезвычайно актуален. К сожалению, я не вижу никаких инициатив, прежде всего, законодательного характера от ЦИК, чтобы решить и эти проблемы. Возникает вопрос: всем удобно, чтобы мы в государстве не знали реального количества избирателей?!
- Что касается самой ЦИК: она начала свою работу с легким скандалом. Насколько имидж Центризбиркома важен для чистоты избирательного процесса? Что скажете о начале ее работы?
- Четыре года власть демонстрировала циничный процесс формирования легитимного состава ЦИК. Мне кажется, что даже сам факт такого неестественно длительного процесса, с последующим мгновенным и неаргументированным увеличением количества членов Комиссии, практически свели на нет легитимность в формировании ее состава, подорвало доверие к Комиссии, и собственно к будущим выборам.
Из положительного в работе новой Комиссии – разблокировка выборов в новых ОТО (объединенных территориальных общинах, - «Апостроф»). Перед ЦИК стоят огромные задачи по подготовке президентских выборов. Особенно актуальнен вопрос – предвыборная агитация, открытость процесса, создание равных возможностей для всех кандидатов.
- Учитывая украинские реалии, какую из избирательных систем вы назвали бы оптимальной?
- Каждая из избирательных систем имеет свои недостатки и преимущества. Для нас сегодня, как никогда, важно структурировать политическую систему, создать независимый ее субъект – политические партии. В Украине использовали различные виды систем в различных пропорциях, сейчас же лучший вариант – пропорциональная система с открытыми региональными списками.
Есть ли вероятность введения такой системы? Несмотря на громкие заявления о том, что будет принят Избирательный кодекс – я отвергаю такую возможность. Сейчас нет политической воли и на изменение избирательной системы. Депутаты могут пойти на хитрость и принять кодекс в том несовершенном виде, в котором он сегодня существует. Но это только усложнит ситуацию – он реально устарел, как технологически, так и политически.
Но и без принятия Избирательного кодекса есть необходимость усовершенствования всех избирательных законов для обеспечения открытости избирательного процесса. Но поскольку сегодня власть как никогда заинтересована в административном ресурсе, то подозреваю, что и такие шаги не будут осуществлены.
- Но для запуска системы открытых списков нужна не только воля власти, но и всех политических партий. Открытые региональные списки должны демократизировать политсилы, но готовы ли они к этому сегодня?
- Ответ на этот вопрос в том, как идет подготовка к президентской избирательной кампании. Несмотря на то, что новые политические силы неоднократно заявляли, что у них продолжаются переговорные процессы, реальных объединительных процессов мы не видим. То есть и парламентские политические силы, и внесистемные силы тоже не имеют политической воли на внедрение новой системы. Хотя громкий пиар на этой теме существует.
Кроме того, надо иметь в виду, что пропорциональная система всегда сложнее для самого избирателя. Реальное внедрение той же пропорционалки требует определенной подготовки не только со стороны организаторов выборов, политических сил, но и, прежде всего, самих граждан.
Здесь мы сразу же выходим еще на одну серьезную проблему – техническую устарелость и механизм избирательных процессов в Украине. Я надеюсь, что в скором будущем отношения к тому же электронному голосованию, возможности сохранения и использования избирательной информации в онлайне, будет гораздо серьезнее.
- На грядущих выборах мы имеем еще одну угрозу – вмешательство России Достаточно ли защищены серверы, и на каких этапах возможно вмешательство извне в процесс вообще?
- Риски, связанные с иностранным вмешательством в избирательный процесс – это только одна сторона проблемы. Второй – это вмешательство в процесс установления итогов голосования и результатов выборов. Должна сказать, что в Украине не было ни одной избирательной кампании, когда не было бы попыток вмешаться в систему выборов. Это не всегда афишируется, особенно во время избирательных процессов, но таких попыток было на каждых выборах тысячи. Центральная избирательная комиссия ставит вопрос о дополнительном финансировании, около 200 миллионов гривен, чтобы обеспечить именно безопасность реестра. И обеспечить безопасность информации вполне возможно, ведь в ЦИК работает хорошая техническая команда уже не один год.
Что же касается влияния на ход выборов в целом, это реальная угроза, ведь мы слышали о влиянии той же России на американские и ряд европейских выборов. Надо быть очень осторожными, потому что Украина сегодня находится в центре геостратегических интересов России, США, Европы и многих других стран. Избирательная компания должна быть законодательно структурирована таким образом, чтобы уменьшить влияние фейков. Этот вопрос общей информационной безопасности государства.
- Если бы надо было поставить оценку готовности всей системы к выборам, то сколько баллов вы бы ей дали?
- Если по двенадцатибалльной шкале, то шесть-семь баллов. Я считаю, что очень поздно сформирован состав Центральной избирательной комиссии. Членам комиссии надо время, чтобы вникнуть и понять суть задач, которые перед ними стоят, и иметь возможность их решать, проанализировать риски, вызовы и тому подобное.
И к вызовам, связанным с гибридной войной, кажется, Украина тоже готова не полностью. Не говоря уже о том, что в подавляющем большинстве кандидаты, заявляют о намерении баллотироваться, за исключением нескольких кандидатов на этих выборах, предлагают избирателям скорее стратегию войны и разделения государства, а не стратегию ее объединения. А это также большая проблема. От того, какой повестку дня основные претенденты на победу зададут предвыборной кампании, также в значительной степени зависит сам ход избирательного процесса.