RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Почему в Украине процветает бизнес по угону автомобилей

Особенно часто угоняют автомобили в Киеве

Особенно часто угоняют автомобили в Киеве Фото: GettyImages

Страховые компании бьют тревогу – в 2018 году в Украине украли более 4 тысяч автомобилей, причем каждый четвертый был похищен в Киеве. В группе риска - дешевые машины отечественного производства, и, конечно же, престижные марки японского и немецкого автопрома. Став собственником автомобиля – забудьте о спокойном сне. Полиция не может гарантировать сохранность вашего авто – автоворы, сбежавшие с Востока Украины и Крыма, ринулись в большие города, а система видеонаблюдения полноценно не работает. В ситуации разбирались журналисты "Апострофа".

Пропажа машины – один из самых страшных кошмаров для владельца автомобиля. В стране, где автомобиль по-прежнему является не средством передвижения, а непозволительной роскошью - потеря транспортного средства, это большая трагедия для большинства владельцев. По данным Департамента уголовного розыска Национальной полиции Украины, на протяжении 2018 года на территории Украины зафиксировано 4092 случая незаконного завладения автомобилями, из них -25% машин похищены в Киеве, 10% - в Одесской области, и около 9% - в Днепропетровской области.

По данным Национальной полиции, в течение первых трех месяцев 2019 года в целом по Украине уже угнали 766 машин, тогда как вернуть владельцам удалось лишь 250 машин (32,6%)

Статистика Генеральной прокуратуры Украины еще более удручающая. В 2018 году ведомством зарегистрировано 4405 случаев незаконного завладения транспортными средствами (в 2017 году воры украли 5684 автомобиля). Более 22% автомобилей похищено именно в столице. Тенденция продолжается и в 2019 году. По данным Генеральной прокуратуры Украины, из 794 похищенных с января по март автомобилей - более 21% украли в Киеве.

В департаменте уголовного розыска Национальной полиции Украины объясняют, что чаще всего машины крадут со стихийных автостоянок и улиц именно в Киеве и областных центрах - здесь наиболее развита дорожно-транспортная инфраструктура. Любимые места автомобильных преступников - парковки торговых и развлекательных центров, дворы многоэтажек. Обычно воры сканируют сигнал ключей автомобилей, оборудованных штатной (заводской) системой защиты от угона. После чего похищенный автомобиль перегоняют в место отстоя - в парковки многоэтажек, СТО, гаражно-строительные кооперативы и так далее. Затем автомобиль регистрируют с перебитыми номерами и продают или разбирают на запчасти.

Киев, переполненный дорогими автомобилями, страдающий от пробок и отсутствия современной системы парковок, в последние годы стал настоящей "Меккой" для автоворов. Фактически столица переживает небывалый всплеск авто воровства.

В компании "AXA Страхование" действительно подтверждают, что среди всех городов Украины, чаще всего похищали автомобили именно в Киевской области. Всего в течение 2018 году компания выплатила более 36 млн. грн., компенсировав клиентам стоимость 52 угнанных автомобилей. По данным "AXA Страхование", наиболее популярными среди преступников были японские автомобили TOYOTA RAV4, TOYOTA CAMRY, MAZDA 6, MAZDA CX-5, HONDA ACCORD и CR-V.

Андрей Лизогуб, начальник центрального управления урегулирования страховых случаев страховой компании "ТАС", также рассказывает, что по сравнению с 2017 годом, количество угонов автомобилей клиентов компании увеличилось практически втрое.

Представители страховых компаний считают, что ситуация с количеством похищенных автомобилей может только ухудшиться. Татьяна Щучьева, директор "Экспресс Страхование", рассказала "Апострофу", что в прошлом году компания выплатила 12,4 млн. грн. в качестве компенсации своим клиентам за похищенные авто. А за три месяца 2019 года обращения клиентов, потерявших машины, увеличилось на 225%.

Одной из причин увеличения угонов автомобилей является столичный строительный бум - ежегодно продаются сотни, если не тысячи, квартир в новостройках, большинство из которых не оборудованы подземными паркингами. Территории многочисленных жилых комплексов ночью превращаются в стихийные автостоянки, потому что даже если дом и оборудован подземным паркингом, не каждая семья может себе позволить его приобретение. Стоимость места для одного автомобиля в крытом паркинге колеблется в столице от 10 до 50 тыс. долларов.

Татьяна Щучьева,объясняет, что в идеале дорогой автомобиль должен храниться на закрытом паркинге, или на стоянке с охраной и видеонаблюдением, или в собственном гараже. Оставляя машину на ночь без охраны в темном неосвещенном дворе, владелец собственноручно провоцирует преступников, - соглашаются в полиции.

Увеличение угонов автомобилей связывают и с войной на Востоке Украины. Криминальные авторитеты и профессиональные автоворы перебрались в Киев, Одессу, Днепр - подальше от зоны боевых действий. За год-два они освоились на новых территориях и вернулись к старым делам – угонам авто. Если раньше украденные автомобили вывозили с территории Украины через Молдову в Приднестровье, то с началом войны значительная часть украденных машин исчезает в так называемой "серой зоне", а затем через территорию ДНР и ЛНР попадает в Россию и на Кавказ.

Важным фактором является и удешевление стоимости современного компьютерного оборудования, которое используется ворами для своего ремесла. Если раньше сканер и ноутбук были инструментом для автоворов высшей категории, то сейчас необходимую технику может приобрести любой желающий.

Полиция отчитывается об увеличении процента возврата украденных авто. Однако одновременно специалисты страхового рынка возмущены низкой статистикой раскрытых авто преступлений – большинство угнанных машин уже никогда не возвращаются к своим собственникам. Если до 2014 года речь шла о каждом пятом возвращенном владельцам автомобиле, то сейчас полиции удается найти более 30% угнанных авто. И, будем откровенны - большинство украденных машин владельцы находят самостоятельно с помощью друзей и знакомых в социальных сетях.

Эффективной стратегией государства по борьбе с авто ворами должна была стать сверхсовременная система видеонаблюдения, но проект развивается очень медленными темпами. При наличии городской системы камер, искусственный интеллект должен самостоятельно отслеживать путь утраченного авто, и сообщить оператору, где в настоящее время находится машина. К сожалению, проект видеонаблюдения еще на стадии, далекой от необходимого уровня. Более того, создается впечатление, что развитие национальной системы камер наблюдения остановлено осознанно.

Вполне возможно, что схемы "крышевания" автоворов, процветавшие в ГАИ времен Януковича, могли перекочевать и в ряды новой полиции, - намекали журналистам "Апострофа" сотрудники службы безопасности нескольких страховых компаний. Вывести автомобиль стоимостью 100 тыс. долларов за пределы Украины, а тем более, перерегистрировать автомобиль с перебитыми номерами на нового владельца - невозможно без содействия сотрудников полиции и экспертов.

Пока в стране процветает безнаказанное автоворовство, владельцы вынуждены сами заботиться о своем имуществе. Государство не способно гарантировать гражданам сохранность их автособственности, соответственно, покупая автомобиль стоимостью более 30 000 долларов, не стоит сэкономить на охранной системе, ограничиваясь штатной сигнализацией.

Татьяна Щучьева, объясняет, что идеальная защита должна быть многоуровневой, то есть иметь несколько "линий обороны". Первая из них - современная эффективная спутниковая сигнализация. Не помешают и дополнительные средства - устройства блокировки руля, педалей, замка зажигания и тому подобное. Если все эти системы корректно установлены и настроены сертифицированными специалистами, используются регулярно и эксплуатируются правильно - риск угона снижается на 50%!

С ней соглашаются и специалисты страховой компании "АХА Страхование". Они также объясняют, что страховой полис КАСКО - это лучшая защита для владельца дорогого автомобиля. При стоимости автомобиля в 30 000 долларов, годовой платеж по КАСКО не выглядит таким большим, а сохраняет не только время, средства, но и нервы владельца. Потому, любая, даже сверхсовременная охранная система не гарантирует 100% защиты вашего авто. Средняя стоимость страхового полиса составляет от 3,5% до 5% от стоимости автомобиля на момент заключения договора, есть варианты и дешевле, от 2% (здесь ограниченное количество страховых случаев) - поэтому не стоит экономить на страховании.

В Департаменте уголовного розыска Национальной полиции рассказывают, что чаще всего похищают автомобили ВАЗ и DAEWOO, потому что владельцы этих недорогих марок, как правило, не тратят средства на дополнительную защиту. Включить двигатель недорогой машины можно за считанные секунды.

Toyota, Mercedes, BMW, HONDA - любимые машины воров в дорогом сегменте, поэтому владельцы автомобилей этих марок должны тщательнее выбирать систему защиты и обязательно страховать свою собственность.

Почему количество случаев незаконного завладения автомобилями остается высоким, при современном уровне развития технологий видеонаблюдения и контроля? Почему существуют разборки, где совершенно легально продаются запчасти, в том числе и от похищенных авто? Почему воры находят возможность быстро вывезти дорогой автомобиль через государственную границу? Ответы на большинство из этих вопросов нужно задавать руководству МВД, потому что стратегия развития и эффективность работы Национальной полиции полностью зависит от позиции профильного министерства. По мнению большинства опрошенных экспертов, профильное министерство должно перестать делать вид, что проблемы авто угонов в стране не существует. Нужно не замалчивать проблему, а решать ее, опираясь на международный опыт и современные технологии. И, конечно же, нужен глубокий аудит полиции и системы регистрации транспортных средств на предмет возможного содействия криминальному автомиру.

Конечно, водители, в ожидании нужных реформ в МВД, могут приобрести полис КАСКО - страховые компании, дорожащие своей репутацией, регулярно выплачивают компенсации пострадавшим. Однако если в ближайшее время, государство не вмешается в ситуацию с авто угонами, стоимость страхового полиса может вырасти. За бездействие правоохранителей снова заплатят автовладельцы.

Пока готовился этот материал, некоторыми из сотрудников редакции, владеющими авто, было принято решение установить системы дополнительной сигнализации, поскольку они не уверены, что полиция способна снизить количество угонов в ближайшее время. Рекомендуем это сделать и нашим читателям, особенно из столицы. Поскольку киевляне - в основной группе риска, и, возможно, уже сейчас за их авто охотятся воры.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Общество
Теги: авто

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства