Уже в ближайшее время в Украине попытаются окончательно разрешить деятельность игорных заведений. Работа над законопроектом о легализации игорного бизнеса, за который депутаты проголосовали в первом чтении 16 января, перешла в следующую стадию - внесения правок на уровне комитета Верховной Рады. После чего за документ должны проголосовать в комитете и передать на утверждение во втором чтении в сессионный зал парламента. Существует риск, что комитет пойдет на поводу у букмекеров и попытается оставить в тексте законопроекта максимум преференций для этого вида игорки. Косвенно об этом говорит и появление агрессивных публикаций со стороны владельцев букмекерских контор.
Карты сданы
По информации "Апострофа", замечаний к текущей версии законопроекта о легализации игорного бизнеса набралось изрядное количество. Но далеко не факт, что все они будут учтены комитетом при передаче на итоговое голосование. Дело в том, что, несмотря на актуальность и логичность многих из правок, они воспринимаются в штыки главными бенефициарами законопроекта, прежде всего - представителями букмекерского лобби, которые продолжают настаивать, что закон должен содержать максимально комфортные для них условия работы. Депутаты-разработчики законопроекта позитивно реагируют лишь на пожелания лоббистов, игнорируя мнение общественности и экспертов (в том числе и международных).
Все это может говорить о том, что ко второму чтению мы рискуем получить документ, который мало чем отличается от первоначальной версии, наиболее выгодной букмекерам. Как метко заметила на днях участник рабочей группы по подготовке законопроекта, глава ОО "Поддержка легализации игорного бизнеса в Украине" Елена Мочалова, возможен вариант, когда накануне голосования "опять подложат закон, удобный "решалам". Напомним, именно так и случилось перед повторным первым чтением - несмотря на множество замечаний в законопроект были внесены всего две правки.
Общественность против "решал"
Понятно, что подобный исход совершенно не устраивает ту часть общественности и экспертов, которая считает, что первоочередной целью принятия закона должна стать защита общества от игорного бизнеса, и которая хочет, чтобы легализация игорки была осуществлена цивилизованным путем. Отсюда - множество критических замечаний и публикаций, как по содержанию самого документа, так и относительно процесса его подготовки и участия в этом процессе лиц с сомнительной репутацией.
Именно благодаря таким публикациям общественность узнала, кто конкретно стоит за всеми явными "дырками" законопроекта об игорном бизнесе. Так, на сегодня уже не секрет, что в подготовке документа принимал активное участие одиозный бизнесмен Борис Баум (по данным СМИ, имеющий отношения к российскому бизнесу). Это признал и он сам, и даже глава комитета, где пишется закон, Даниил Гетманцев.
Второй вектор лоббизма - отечественные букмекеры. Здесь СМИ, прежде всего, говорят об активной роли букмекерской конторы "Пари Матч", которая вот уже несколько лет кряду вполне комфортно себя чувствует, несмотря на прямой законодательный запрет ведения букмекерской деятельности в Украине.
Святые букмекеры, и "ацкие" лотереи
То, что интерес букмекерских компаний в законопроекте о легализации вытащили на свет, похоже, не слишком нравится их владельцам. Так, один из последних материалов, в котором говорится о роли владельца "Пари Матч" в подготовке законопроекта, вызвал достаточно бурную ответную реакцию.
Сам факт появления подобного "ответа", конечно же, однозначно говорит: статья с критикой владельцев "Пари Матч" попала в самое яблочко. И авторы упомянутого "ответа" (кстати, безымянного) не придумали ничего лучше, чем попытаться "перевести стрелки" и обвинить в том, что закон получается плохим… всех представителей лотерейного бизнеса. Параллельно представляя букмекеров едва ли не ангелами во плоти.
Конечно, аргументы против лотерейщиков, которые пытаются использовать авторы "ответа", достаточно сумбурны. Однако даже в этот сумбур можно было бы вложить рациональное зерно, потрудись безымянные авторы более детально изучить тему, не равняя всех представителей лотерейного бизнеса под одну гребенку, а попробовав определить действительного виновника происходящего сегодня на рынке.
Вот, авторы "ответа" пишут, что во всех грехах виноваты люди, которые "абсолютно спокойно занимались игорным бизнесом под прикрытием "лотерей и аттракционов", держали подпольные сети казино и игорных залов, платили за "крышу" правоохранителям и горя не знали".
Эта фраза классический пример "манипуляции с помощью правды", ведь обобщая весь лотерейный бизнес, авторы "ответа" словно намеренно скрывают от читателей, реальное состояние дел в этой сфере в последние годы.
А обстояли они следующим образом. После принятия в 2012 году закона "О государственных лотереях в Украине" в стране осталось всего три оператора (что, откровенно говоря, было даже много для такой страны, как Украина), которые вели легальную деятельность по распространению лотерей - компании "УНЛ", "М.С.Л." и "Патриот". Однако уже с 2014 года стало очевидно, что власть отдает все большее предпочтение единственному оператору, "УНЛ" (за которым, как неоднократно писали СМИ, стояли соратники Порошенко: нардеп Александр Третьяков,тогдашний глава АП Борис Ложкин), в то время как его конкурентом всячески мешали работать, устраивая обструкцию на всех уровнях. В результате в течение 2014-17 годов компания "УНЛ" стала фактическим монополистом лотерейного рынка.
Кроме того, за эти годы, благодаря явному благословению тогдашней власти, "УНЛ" подмяла под себя все нелегальные сети игорных салонов, вроде "В мережі" и прочие. А самое главное в том, что одним из основных "приобретений" "УНЛ" стали… запрещенные законом сети букмекерских контор "Фаворит" и, кто бы мог подумать! - тот самый "Пари Матч", который авторы "ответа" сегодня пытаются обелить.
О том, как букмекеры вдруг оказались "лотереями", "Апостроф" неоднократно писал. Схема довольно проста: чиновники Минфина, в ведении которых находился реестр государственных лотерей в Украине, без всяческих проверок на соответствие вносили туда любые названия, которые у них просил "УНЛ". Вот так в реестре появились (и находятся там до сих пор) всяческие "Пари-Матч Лото" и "Фаворит Спорты". И владельцы упомянутых букмекерских сетей имеют возможность прикрываться этим фактом, чтобы заниматься букмекерством, называя его "лотереей". Поэтому, учитывая, что именно "УНЛ" была основной крышей нелегальной игорки, нельзя обобщать всех существующих лотерейных операторов.
Так что, хорошая, конечно, попытка со стороны авторов "ответа". Только, по сути, они "выстрелили себе в ногу", поскольку, если разобраться, прямо обвинили в незаконной деятельности тех самых букмекеров, которых пытались оправдать.
Ах, они спонсоры…
Еще более сумбурными выглядят в "ответе" попытки "обелить" букмекеров, рассказывая об их спонсорстве. Мол, какие молодцы, спорту помогают.
Не так, совсем не так. Потому что прием денежных ставок в Украине - деятельность полностью нелегальная. Об этом четко говорится в законе "О запрете игорного бизнеса". Поэтому так называемое "спонсорство" (а по сути - обычная реклама игорного бизнеса) в данном случае - не более чем фикция и попытка доказать, что "мы белые и пушистые" хотя и работаем вне закона. Это как "воры в законе", которые будут оправдывать свою бандитскую деятельность, жертвуя деньги на благотворительность.
А в это время реклама о "спонсорстве" нелегального бизнеса - от бигбордов на каждом углу, до интернета, долбит по мозгам наших несовершеннолетних детей, создавая у них иллюзию о "честных спонсорах".
Перед последним рывком
Между тем, большинство экспертов продолжают требовать у депутатов из комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики исправить явные недоработки законопроекта о легализации игорного бизнеса. Характерно, что к украинским коллегам присоединились и ведущие зарубежные специалисты, которые прямо говорят о серьезных международных рисках для Украины, в случае если разработчики не прислушаются к голосу разума.
Прежде всего, эксперты настаивают на обязательном внедрении системы государственного контроля еще до выдачи лицензий на занятие игорной деятельностью (а не через два года, как предусматривает законопроект).
"Нет логики в том, чтобы сначала выдавать лицензии, а потом пытаться устанавливать систему контроля. Это конфликтует с логикой любого законотворчества, как процесса установления правил в обществе. Такой подход создаст хаос – каждый из операторов будет делать, что захочет", – заявил в комментарии "Апострофу" ведущий европейский эксперт в вопросах игорного бизнеса и лотерейных игр Филипп Влемминк.
Также эксперты требуют закрыть в законопроекте "международные" дыры, разрешающие лицам из-за рубежа играть на украинских площадках. Прежде всего, кстати, это касается как раз букмекерского направления, поскольку именно для букмекеров законопроект содержит подобное разрешение. Из-за этих "дыр" Украина, с одной стороны, может стать площадкой по отмыванию грязных денег, что несомненно вызовет вопросы у международных мониторинговых организаций, таких как FATF, а с другой - Украину могут ждать многочисленные иски в ЕСПЧ со стороны зарубежных игроков.
Еще один спорный момент, на который постоянно обращают внимание эксперты, касается четкого разграничения на уровне законодательства деятельности лотерей и азартного бизнеса.
"Лотерея сильно отличается от игр казино… Во всем мире лотерею считают низкорисковой игрой. Любой знающий психолог скажет: это не короткая ставка, это длинная ставка, поэтому риск привыкания незначительный. От азартных игр лотерею отличает еще и то, что билеты продаются в обычных киосках, и сам процесс игры происходит не в игорных заведениях. Потому приравнивать лотерею к азартным играм – неверно", - считает, в частности, Влемминк.
Вот, авторы безымянного "ответа", о котором шла речь выше, обвиняют лотерейщиков в том, что игорный бизнес под них маскируется. Чтобы такого не было, настаивают эксперты, необходимо построить между лотереями и игоркой нормативную "китайскую" стену".
Среди серьезных недостатков законопроекта - явные преференции для букмекеров в виде возможности принимать ставки на виртуальные события. По сути это означает разрешение под видом, якобы, "лотерейных терминалов" ставить в букмекерских пунктах обычные игорные автоматы.
А то, что подобные автоматы смогут размещаться в трехзездочных отелях (иначе говоря - даже в обычных хостелах, которых может быть полно повсеместно) полностью нивелирует тезис "убрать игорку с улиц".
Все эти и множество других замечаний - для членов комитета далеко не новость. О них постоянно говорилось еще после появления самой первой версии законопроекта о легализации игорного бизнеса. Однако пока комитет с упорством игнорирует мнение профессионалов. Складывается впечатление, что, как в игре в казино, члены комитета решили поставить все на один цвет - цвет букмекерства. И как бы такая "ставка на черное" не аукнулась депутатам и всему украинскому обществу игорным хаосом, которого они всеми силами старались избежать.