В Офисе президента планируют вдохнуть новую жизнь в переговорный процесс: глава ОП Андрей Ермак заявил, что теперь в заседаниях трехсторонней контактной группы в Минске будут принимать участие переселенцы как представители оккупированных территорий Донбасса. Способна ли такая рокировка приблизить мир в регионе, разбирался "Апостроф".
Игра без правил
На самом деле, о планах ввести переселенцев в переговорный процесс президент Владимир Зеленский заявлял еще в декабре прошлого года. Мол, если уж Россия так настаивает на том, чтобы Киев вел переговоры с "народом Донбасса", значит нужно говорить и с теми украинцами, кто уехал с востока, спасаясь от войны. Логика власти, очевидно, была следующая: имея антисепаратистские взгляды, в отличие от пасечников и пушилиных, переселенцы перевернут исход переговоров.
Такой ход, вероятно, представлялся ОП достаточно хитрым: атаковали РФ ее же оружием. Но только поединок этот далеко не шахматный, а боевой, без правил и законов, а значит победить в нем тонкой стратегией не выйдет. Ведь невозможно вести выверенную игру, если правил в ней просто нет.
Ну, во-первых, тех "представителей Донбасса", переговоры с которыми нам навязывает Москва, Россия сама же не признает. Напомним, что официально Кремль не признавал никаких выборов в ОРДЛО. Поэтому дело не в том, чтобы Киев разговаривал с "представителями Донбасса" (ведь их не существует даже для РФ), а чтобы Киев разговаривал с Москвой просто через ее марионеток. И если Москве не будет нужен формат, при котором в Минске на переговорах участвуют переселенцы, то такого формата и не будет.
Это уже подтвердили в так называемом МИД ДНР, заявив, что не видят смысла в переговорах с переселенцами, так как ВПЛ будут представлять мнение не "народа республики", а Киева.
"Фактически, украинские власти хотят говорить сами с собой. Но так конфликт не урегулировать", - отметила фейковый министр иностранных дел ДНР Наталья Никонорова. А как говорят в ОРДЛО, так, значит, считают и в Москве.
Другое дело, если бы на переговорах с "представителями Донбасса" настаивал Запад. Тогда идею с переселенцами действительно можно было бы "продать". Москве, теоретически, пришлось бы с этим считаться. Но Запад также понимает, что никаких законных "представителей Донбасса" в природе не существует и не давит на Киев, принуждая вести двусторонний диалог с оккупационными администрациями.
Оккупированный Донецк
Во-вторых, сам факт того, что Киев в принципе пытается выкристаллизовать каких-то отдельных "представителей Донбасса", пусть даже и правильных, пусть даже и патриотов Украины - это игра на поле РФ и тот же самый сепаратизм. Ретранслировать мнение жителей региона могут только законно избранные местные власти, и только в тех рамках, в которых это разрешено законом "О местном самоуправлении". Все остальные конструкции от лукавого.
Тем не менее, от своей идеи президент не отказался. По словам Ермака, отбирать людей, которых следует считать представителями ОРДЛО, будет Министерство по вопросам временно оккупированных территорий Украины, и уже на этой неделе их имена станут известны. В зависимости от тематики переговоров, отобранных переговорщиков будут приглашать на заседания ТКГ.
Впрочем, в желании разрушить монополию на представительство "мнения Донбасса" может крыться очередная ловушка для Украины и механизм легитимизации боевиков в переговорном процессе. Ведь если Украина назначила своих представителей Донбасса, то чем же хуже назначенные Пасечник и Пушилин? Чем они отличаются?
Россия не агрессор?
По словам самих переселенцев, их присутствие в Минске вряд ли приблизит окончание войны.
"Любые переговоры с Л/ДНР бессмысленные, ведь решения принимаются в России, - говорит "Апострофу" известный блогер из Донецка Денис Казанский. – Хорошо, конечно, что на шестом году войны вспомнили, что есть еще и проукраинские жители Донбасса, и если уж мы должны имитировать переговорный процесс, то лучше дать слово проукраинским жителям региона. Не нужно отдавать эту трибуну исключительно россиянам и их сателлитам, делая вид, что на Донбассе нет другого мнения. Но любые переговоры с ДНР и ЛНР - это просто имитация. Возможно, такие переговоры смогут решить локальные вопросы, например, о перемирии на несколько дней, но это не приблизит конец войны".
Вероятно, привлечение переселенцев к переговорам в Минске будет происходить в рамках так называемого консультативного совета. Напомним, что об идее создания такой площадки в Минске еще в марте говорил Андрей Ермак. В совет должны были войти по 10 представителей от Украины и ОРДЛО с правом решающего голоса, и по одному представителю с правом совещательного голоса от РФ, Франции, Германии и ОБСЕ. Но тогда идею консультативного совета в Украине жестко раскритиковали, мол, это первый шаг к легализации Л/ДНР как стороны переговоров, а этого и добивается Россия.
"Ключевая задача России – усадить за стол переговоров официальный Киев и боевиков. С того момента, как мы сядем с ними за стол переговоров, мы формально признаем, что в Украине гражданский конфликт", - поясняет "Апострофу" политолог из Донецка Кирилл Сазонов.
"Представитель" оккупантов
Недовольство созданием консультативного совета звучало даже в президентской фракции в парламенте, но это не значит, что идею в ОП похоронили.
"То, что господин Ермак намерен протолкнуть эту идею - понятно. Но эта же идея на определенном моменте может быть выгодна РФ", - говорит "Апострофу" аналитик Украинского института будущего Игар Тышкевич.
И даже то обстоятельство, что сейчас в ДНР резко против привлечения переселенцев к переговорам, также может быть элементом политической игры Кремля.
"Дело в том, что консультативный совет - это еще одна площадка, которая размывает саму суть трехсторонней контактной группы, а стороны ТКГ - это Украина, Россия и ОБСЕ. Никаких других сторон или представителей там быть не может. Поэтому все попытки создать новые форматы с новым количеством участников, особенно в случае с консультативным советом, где основные участники ТКГ будут в качестве наблюдателей, а РФ вообще выводится за скобки - это попытки подменить понятия, - добавляет Тышкевич. – Допустим, формируется такой орган, где ведут переговоры переселенцы и граждане с оккупированных территорий, на которых нет крови. Россия назначает туда своего представителя. И, кстати, не факт, что там будут представители ОБСЕ, Франции и Германии. Этот орган начинает работать, обсуждать вопросы политического урегулирования конфликта, после чего РФ вдруг перестает присылать своего представителя в ТКГ, но представитель в консультационном совете есть и совет работает. По прошествии времени Россия заявляет: у вас же есть работающий орган (консультационный совет), где идут прямые переговоры. Далее даже из совета Россия может отозвать своего представителя, оставляя только наших переселенцев и представителей ОРДЛО. После этого на международных площадках Россия говорит, что Кремль давно утверждал, что на Донбассе внутриукраинский конфликт, так вот теперь украинцы сами с собой разговаривают, они согласились на такой формат и сами признают, что это их внутренний конфликт. Поэтому абсолютно все равно, кто будет с нашей стороны, вопрос в том, что это размывает формат трехсторонней контактной группы".
Правда, сейчас в ОП отмечают, что создание совета поставлено на паузу – ОБСЕ, Франция и Германия не высказали свое мнение относительно такой идеи. Но, по большому счету, можно создать площадку и без одобрения Запада, а получить его позже.
"Поскольку Украина официально вести переговоры с ОРДЛО отказывается, используются различные ухищрения, чтобы переговоры были де-факто в рамках консультативного совета. А потом, если переговоры пойдут, и будет какой-то, как любят говорить бюрократы, прогресс, сделать переговоры де-юре. Ведь сначала с консультативным советом вопрос не прошел, но сейчас все равно нам пытаются этот механизм продать, - уверяет Сазонов. – Да, вести переговоры с боевиками якобы никто не собирается, будут вести переговоры с нами, с жителями Донецка и Луганска, которые за Украину. Но и там же тоже остались люди, украинцы, их представителей тоже нужно посадить за стол переговоров. Пускай не Пушилина, пускай кого-то другого. Таким образом, нас, переселенцев, используют в качестве нарисованного очага в каморке папы Карло, за которым вход ведет туда, куда хочет Кремль. Это прикрытие".