Вечером, 22 июля, стало известно, что участники Трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе договорились о полном прекращении огня на линии разграничения. Перемирие должно начаться в первую минуту после полуночи 27 июля. Эти договоренности уже называются прорывом в Минском процессе, но реалии таковы, что это перемирие может продлиться недолго. Кроме того, ситуация складывается таким образом, что в 2020 году вряд ли стоит ожидать действительно серьезных продвижений в Минском процессе. Такое мнение высказал "Апострофу" журналист, эксперт по военным вопросам Денис Попович.
О важных решениях, принятых на очередном заседании ТКГ, сообщил вечером 22 июля Офис президента. Стороны договорились об установлении с 00:01 27 июля 2020 года режима полного прекращения огня на Донбассе. "Соответствующие меры согласованы на ТКГ Украиной и Россией, и поддержаны ОБСЕ", - подчеркивается в сообщении Офиса.
В последнее время обстановка на Донбассе действительно неспокойная. Дня не проходит без того, чтобы с фронта не приходили сообщения о погибших или раненых украинских военнослужащих. До сих пор на слуху трагические события 13 июля, когда боевики открыли огонь по двум гуманитарным группам, которые пытались эвакуировать подорвавшегося на мине лейтенанта морской пехоты Дмитрия Красногрудя. От огня боевиков погиб и военный медик Николай Илин.
Так что решение прекратить стрелять уже давно назрело и перезрело. В Офисе президента называют достигнутые соглашения "прорывом в Минском процессе". "Режим полного и всеобъемлющего прекращения огня, если он будет соблюдаться другой стороной, является базовой предпосылкой для реализации Минских договоренностей и открывает путь к выполнению других положений этих соглашений", - подчеркивают в ОП.
Однако весьма вероятно, что предстоящее перемирие станет лишь краткой передышкой, как и много других "пасхальных", "хлебных", "школьных" перемирий, заключенных ранее. И в недалекой перспективе боевые действия возобновятся. Ведь уже в самом сообщении ОП видны противоречия, которые сторонам так и не удалось разрешить. Так у Зеленского отмечают, что Украина подтвердила "полную готовность к соблюдению достигнутых на декабрьском саммите в Париже договоренностей на уровне лидеров стран – участниц "нормандского формата" и приверженность выполнению Минских соглашений".
Далее перечислены условия, при соблюдении которых украинская сторона согласна провести выборы на оккупированных территориях. Это всеобъемлющая деэскалация, вывод иностранных подразделений, разоружение незаконных вооруженных формирований, а также установление контроля со стороны правительства Украины над государственной границей.
Однако в Минских соглашениях прописана другая последовательность. Местные выборы, согласно "Минску-2", вместе с конституционной реформой, предоставляющей оккупированным территориям особый статус, являются важнейшим элементом всеобъемлющего политического урегулирования. Восстановление контроля над государственной границей должно начаться на следующий день после проведения местных выборов и завершиться после реализации политической части "Минска-2". То есть как раз после принятия изменений в Основной Закон, по поводу децентрализации и предоставления оккупированным районам Донецкой и Луганской областей особого статуса.
Между тем еще во времена Петра Порошенко украинская сторона настаивала на проведении выборов после восстановления контроля над государственной границей. Как видим, это базовое противоречие не разрешено до сих пор. А без реализации политической части нет смысла говорить о каком-либо реальном продвижении в "минском процессе".
Кроме того, Минские соглашения в существующей редакции имеют множество противников, как в украинском обществе, так и среди политиков. Верховная Рада не торопится начинать процедуру рассмотрения конституционной реформы, а вице-премьер-министр - министр по вопросам временно оккупированных территорий Алексей Резников неоднократно заявлял о необходимости модернизировать Минские соглашения согласно существующим политическим и военным реалиям.
Кроме того, Верховная Рада уже приняла решение о проведении местных выборов 25 октября 2020 года. И эти выборы не распространяются на оккупированные территории. Это может означает только то, что в рамках выполнения "немодернизированных" Минских соглашений вряд ли стоит ожидать каких-либо серьезных прорывов в 2020 году.
А если война не заканчивается – значит, она продолжается. Вот почему нарушение перемирия 27 июля, скорее всего, является вопросом времени.