RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество

В Крыму сейчас та же проблема, с которой столкнулся Херсонес 1000 лет назад - крымская активистка

Маргарита Литвиненко рассказала Апостроф TV о тяжелой ситуации с водой

Маргарита Литвиненко рассказала Апостроф TV о тяжелой ситуации с водой Обмелевшее озеро Бугаз в Крыму Фото: krymr.com

В аннексированном Россией Крыму сложилась очень тяжелая ситуация с наличием пресной воды, что уже признают и сами "крымские власти". Проблему пытаются решить бурением скважин, что негативно сказывается на почве и возможности ведения сельскохозяйственных работ. В последнее время власти РФ предлагают еще один способ – опреснение морской воды, ставя в пример опыт Израиля. Однако это может создать еще огромную экологическую проблему для полуострова. Подробнее о ситуации в Крыму в эфире Апостроф Live рассказала крымская активистка и эколог МАРГАРИТА ЛИТВИНЕНКО.

– Насколько серьезная ситуация с водой в Крыму? Вы, как человек, который видит все своими глазами, можете нам рассказать?

– На самом деле, ситуация, конечно, серьезная. Сейчас российские власти, которые здесь присутствуют, столкнулись с той же самой проблемой, с которой столкнулся Херсонес еще тысячу лет назад. Я хочу напомнить один момент из истории, когда украинский князь Владимир, подошедший к стенам Херсонеса, взял его в осаду и заставил сдаться, просто перекрыв воду. И точно так же сейчас не хватает воды в Севастополе, ну и в Крыму в целом.

И вот те способы, которые сейчас заявляются российскими властями, что они дойдут вплоть до опреснения морской воды, — это уже такой жест отчаяния, который говорит, что они готовы использовать любые способы для того, чтобы все-таки обеспечить Крым водой. Потому что нет основного поставщика воды – Северо-Крымского канала.

– Насколько ухудшилась экологическая часть? Мы с украинской стороны не можем конкретно посмотреть на те или другие районы Крыма и сказать: здесь будет очень плохо, здесь уже плохо, здесь более-менее нормально. По крайней мере, мы можем следить за ситуацией по вашим сообщениям. Насколько экологическая ситуация катастрофическая в Крыму, долго ли, и как дорого ее будут решать? Реально ли вообще ее решить?

– Экологическая ситуация в Крыму ухудшается. Если говорить, допустим, о сухопутной части, то уже известно из средств массовой информации, что увеличивается количество карьеров. Увеличивается количество скважин, которые забирают воду из водоносных горизонтов. Следовательно, идет засоление почвы, перекрываются реки, например, как река Биюк-Карасу, и направляется вода в другую сторону. Уменьшается количество фауны, естественно, меняется флора в Крыму. Меняются природоохранные участки, которые существовали в Крыму. Они часто отдаются под застройку.

Последняя история – это, например, тот же мыс Меганом, который собираются отдать под застройку. Экологическая ситуация не улучшается. И к этому стоит, конечно, добавить еще трассу "Таврида", на пути которой абсолютно безжалостно сносились деревья, в том числе и краснокнижные.

– Для многих украинцев Крым — это такая цветущая местность: кипарисы, все зелено, прекрасно. Лето, солнышко, море. После деоккупации Крым останется таким же в экологическом плане, или тот оазис будет потерян?

– Многие места, если их восстанавливать или просто оставить в покое, конечно, восстановятся. Природа умеет самовосстанавливаться. Многое, например, там, где сделаны карьеры, уже не вернется в первоначальное состояние. Но все-таки, лучше бы природу не трогали, а особенно лучше не лезть в море.

Потому что идея опреснения морской воды, которая сейчас активно продвигается специалистами из российских институтов и местными властями, имеет свои отрицательные последствия. Например, я не вижу в открытом пространстве – в интернете, в СМИ – голос тех, кто против опреснения воды. В пример приводят Израиль, который опресняет воду. Но Израиль имеет доступ к открытому источнику, который соединяется с мировым океаном, — это Средиземное море. Крым такого не имеет.

В Крыму – Черное море, которое закрытое и имеет, надо помнить, очень большой сероводородный слой, который начинается на глубине от ста до двухсот метров. Количество воды в Черном море не такое большое, как кажется. И вот эта идея опреснения воды, которая активно начала подниматься последнее время, может иметь еще одни большие отрицательные последствия для экологии Крыма.

Читайте также