Поздно вечером 25 ноября в СМИ появилось сообщение, что после перегрузки отработанного ядерного топлива с Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) в новое хранилище активисты зафиксировали огромные прыжки радиационного загрязнения. Утром 26 ноября в Государственном агентстве Украины по управлению зоной отчуждения заявили, что уровень радиации находится в пределах допустимых норм. Почему произошла такая ситуация, вызвав панику в СМИ, в эфире программы Апостроф Live на телеканале Апостроф TV рассказал эколог АЛЕКСАНДР КОВАЛЬ.
- Очередные сообщения о росте радиационного фона в зоне отчуждения заставляют понервничать, хотя нам говорят, что все хорошо. Вы можете объяснить причину таких прыжков радиационного фона?
- Пока единственная версия и единственное объяснение, которое мы увидели - это метрологическая проверка этих датчиков.
Возникает вопрос, почему об этом не сообщили заранее? Все знают, что сейчас фактически весь мир следит за тем, что происходит в Чернобыле. И это было всегда. Вспомните, что было весной, когда там были пожары. Поэтому, конечно, об этом следовало бы сообщить заранее.
Плюс, это все совпало с этим открытием хранилища - это довольно странное совпадение. Плюс, как мы знаем, эта зона является закрытым объектом, то есть только Госуправление фактически руководит там всем. Оно имеет доступ и уполномочено вести там эти работы. То есть это не просто объект, на который экологи могут приезжать, замерять, наблюдать. Простых людей туда просто не пускают.
Но, к сожалению, еще нет никаких заявлений от Госэкоинспекции. Как мы помним, во время пожаров Госэкоинспекция была довольно активной. Сейчас их страница на Facebook молчит. Так же и сайт молчит. Хотелось бы для успокоения людей увидеть реакцию Госэкоинспекции в первую очередь. Поэтому, конечно, тревога такая присутствует.
В нашей стране может быть множество вариантов и множество догадок. Даже было предположение, что что-то транспортировали в это хранилище - какие-то загрязненные материалы. Некоторые специалисты говорят, что невозможно было получить такие огромные превышения даже при транспортировке. То есть теорий уже очень много.
Мы видим, что в зоне постоянно ловят каких-то грибников, металлоискателей. Помним историю об утилизации ядерного оружия. Поэтому, конечно, предположений может быть очень много, но важно, чтобы сейчас власть коммуницировала вовремя, открыто и в полной мере. Объясняла людям, что происходит. И если такие регламентные работы проводятся, то об этом должны говорить заранее, чтобы люди были готовы, и не было этих историй. Сейчас действительно экологическое сообщество этим всем обеспокоено. Все выглядит достаточно тревожно.
- Насколько отличаются радиационные фоны, которые зафиксированы сейчас, и те, которые фиксировались во время пожаров в Чернобыле? Что было опаснее?
- С моей точки зрения, произошедшее весной было гораздо опаснее. Хотя сейчас датчики показывают в сотню раз больше превышения. Но, по моему мнению, если бы там действительно произошел огромный выброс радиации, то уже и западные СМИ, и другие контролирующие органы об этом бы узнали. Вы помните, что тогда была реакция даже от США.
В принципе, я надеюсь, что это действительно какие-то регламентные работы, а не авария. Хочу отметить, что, в отличие от других объектов, на Чернобыльскую зону выделяются огромные деньги из госбюджета, выделяются деньги из международных фондов. Там уже можно было под каждым деревом и датчик поставить, и камеру, и в режиме онлайн 24/7 наблюдать за тем, что происходит. В зону отчуждения даже целый бюджет Украины за все эти годы был потрачен. И хранилища эти построили и покров построили. Там огромное количество денег, то есть проблем с финансированием там точно нет.
- Подобные сообщения появляются не впервые. Как вы считаете, почему это происходит? Имеет ли это какое-то основание или это какие-то вбросы?
- Этой информацией, как и любой такой информацией, можно манипулировать. Но нужно быть внимательным и осторожным. Мировое сообщество в первую очередь беспокоится за радиационную безопасность. Возможно, за наш мусор они не так переживают, а за радиационную безопасность они волнуются, потому что это грозит Европе и всему миру. Международные органы следят за этой ситуацией, потому что это угроза не только локальная для Украины, как мы видим по рекам, свалкам и так далее. Это глобальная угроза.