С паяльником и утюгом в руках. Это не просто образ из лихих 90-х. Таким фото министр юстиции Денис Малюська на днях поздравил сотрудников исполнительной службы с профессиональным праздником, который отмечается в Украине 17 декабря. По словам министра, ему известно о всех проблемах исполнительной службы, но скоро все изменится, ведь "система постоянно меняется к лучшему". Почему добиться выполнения решения суда в Украине становится тем еще квестом, и когда действительно все изменится, разбирался "Апостроф".
Неисполнительные исполнители
Согласно статье 3 закона Украины "Об исполнительном производстве", принудительному исполнению подлежат решения и постановления судов в гражданских, административных, хозяйственных и уголовных производствах. Но на практике часто государственные исполнители просто не спешат воплощать в жизнь решения судов. Более того, не выполняются даже те решения, которые составляют пиар-фундамент Минюста: решения о взыскании алиментов.
Напомним, что на теме алиментов активно пиарился еще бывший министр юстиции Павел Петренко, а ВР в 2017 году ужесточила наказание за уклонение от выплат на детей, запретив должникам выезжать за границу и управлять транспортными средствами.
Нынешний состав Минюста также не обходит медийным вниманием тему алиментов. Например, по словам замминистра юстиции по вопросам исполнительной службы Андрея Гайченко, за неполный 2020 год сотрудники службы взыскали алиментов на сумму 5,9 миллиардов гривен. Статистика действительно внушающая. Но реальные истории украинцев свидетельствуют о том, что исполнительная служба явно недорабатывает.
"Около 5 лет назад я первый раз подавала на алименты, - рассказывает "Апострофу" жительница столицы Марианна. – Тогда для бывшего мужа назначили 750 гривен алиментов на одного ребенка. Потом бывший муж отказался повысить сумму хотя бы до прожиточного минимума, и я была вынуждена обратиться в суд. Суды длились около года и в итоге было принято решение об увеличении алиментов. Это решение и решение о взыскании судебных издержек я подала в исполнительную службу и дальше… тишина. На сайте Минюста я нашла информацию о том, что исполнительное производство по одному моему делу открыто и контакты исполнителя. Я начала звонить: номер районной службы просто не отвечает, а мобильный исполнителя отключен. Через несколько дней исполнитель все же ответила мне в мессенджере: сказала, что в связи с карантином приема нет и было принято решение отказать в открытии исполнительного производства по принудительному взысканию увеличенных алиментов. Отказали в связи с тем, что было решение суда об увеличении, а не о взыскании алиментов".
Что же касается "приятных" бонусов для неплательщиков алиментов, например, запрета на управление транспортными средствами, то, по словам киевлянки Марианны, добиться от исполнителей наложения на должника таких санкций крайне сложно.
"Как сказал мой адвокат, исполнительная служба не делает ни единого телодвижения без напоминания, ходатайств адвокатов или звонков сверху", - резюмировала жительница столицы.
А вот в Казатине, Винницкой области, исполнительная служба, по словам Юрия, не выполняет решение суда, исходя из коррупционных мотивов.
"Моя история тянется еще с мая прошлого года, - поясняет "Апострофу" Юрий. – Бывшей жене присудили алименты на двоих детей. А сестра бывшей жены работает в исполнительной службе. Но поскольку она работает не исполнителем, а специалистом, то считается, что здесь не может быть конфликта интересов. Поэтому дети не видят алиментов уже полтора года. По статье "Уклонение от уплаты алиментов" (ст. 164 УК Украины – "Апостроф") полиция открыла уголовное дело, но все эти структуры находятся в одном районе, и бывшую жену просто не могут найти – "масочный режим". Она ходит по городу каждый день, а ее просто "не видят" и никто ее искать не собирается".
В ожидании реформ
Впрочем, проблема невыполнения решений судов, намного шире одних только алиментов.
"Нормы Конституции и законов у нас работают через решения судов, а решения судов выполняет исполнительная служба. А если исполнительная служба не выполняет решений судов, нивелируется Конституция и все законы Украины", - поясняет "Апострофу" правозащитник Эдуард Багиров.
Согласно статьи 8 Конституции Украины, "обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется".
Однако, по словам Багирова, государство никогда особо не заморачивалось проблемами госиполнителей.
"Еще с советского периода проблемами исполнительной службы занимались по остаточному принципу: помещения, техника, зарплаты", - добавляет Багиров.
При этом, уровень зарплат в этой системе оставляет желать лучшего. Например, если изучить список открытых вакансий исполнителей на сайте Минюста, то можно увидеть, что государство готово платить исполнителям 4-5 тысяч гривен.
А нагрузка на специалистов достаточно большая.
"На каждого государственного исполнителя приходится по 200-300 дел, которые он должен рассмотреть", - отмечает Багиров.
Не удивительно, что в такой ситуации материального и кадрового дефицита система работает плохо. Поэтому, чтобы ее реанимировать, в 2016 году в стране появился Институт частных исполнителей – лиц, уполномоченных государством осуществлять деятельность по принудительному исполнению решений.
Государственная исполнительная служба Украины координируется Министерством юстиции Украины
По большому счету, это распространенная европейская практика.
"Частная исполнительная служба есть во всех странах Европы. Они работают оперативно и ориентируются на результат, ведь они заинтересованы получить свои проценты", - добавляет Багиров.
Но, по словам юриста Виталия Титыча, в Украине создать частную исполнительную службу как в Европе не вышло.
"Была создана квазичастная служба: несколько десятков человек, преимущественно связанных с Минюстом, - говорит "Апострофу" Титыч. – Закон не реализован окончательно. Частных исполнителей – мизерное количество по отношению к количеству исполнительных производств, на которые они могли бы быть наняты. Но Минюст заблокировал процедуру дальнейшего набора, сформировав когорту исполнителей".
Более того, частные исполнители стали злоупотреблять своим положением.
"У меня существует огромнейшее количество жалоб по частным исполнителям, - добавляет Багиров. – Как только они начали работать, туда подтянулись не только люди, которые хотят работать в рамках закона, но и представители криминала и рейдерских групп. 15-20% частных исполнителей нарушает законы и права граждан, совершая преступления ради материальной выгоды".
Правда, в Минюсте призывают не отчаиваться, обещая в 2021 году зубодробительные реформы в сфере системы исполнительной службы.
"Мы хотим максимально автоматизировать исполнительное производство, и чтобы уже зимой отдельные процессы начали выполняться на уровне программного обеспечения", - резюмировал Денис Малюська.
Пока же тысячи украинцев не могут добиться исполнения решений выигранных ими судов. В том числе, и по алиментам. Увы, как всегда, ужесточение законодательства в Украине "компенсируется" его невыполнением. Поможет ли автоматизация исполнительных производств? Есть серьезное подозрение, что работать это будет так же, как и в случае с частными исполнителями - через пень-колоду.