RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Бесплатный сыр только в мышеловке - врач-пульмонолог о вакцинах от коронавируса

Светлана Гук о вакцинации от коронавируса

Светлана Гук о вакцинации от коронавируса Светлана Гук Фото: Апостроф / Дмитрий Олейник

В середине февраля в Украине стартует вакцинация от коронавируса. Каким должен быть процесс вакцинации, кому надо делать прививки в первую очередь, надо ли вакцинироваться людям, которые уже переболели ковидом. На эти и другие вопросы в эфире программы Апостроф Live на Апостроф TV ответила врач-пульмонолог, руководитель Центра респираторной медицины клиники "Феофания" СВЕТЛАНА ГУК.

- Будет ли в Украине спрос на платную вакцинацию?

- Я где-то встретила фразу о том, что доверие к вакцинации коррелируется доверием к государству как таковому. Учитывая те настроения, которые мы видим и чувствуем, я думаю, если речь о согласованной ВОЗ вакцине, то найдутся люди, которые захотят за нее заплатить.

Если речь будет идти о бесплатном сыре в мышеловке - какой-то вакцине, которая не прошла все три фазы испытаний и не прошла согласование ВОЗ - то таким будет и спрос. Бесплатный сыр есть только в мышеловке. Все зависит от того, о какой вакцине будет идти речь. Говорили о китайской - вроде приостановили. Если речь идет о Moderna или Pfizer, то это совершенно другой расклад.

- Как следует трактовать заявление премьер-министра о том, что и государственная, и платная вакцинации будут проводиться параллельно?

- Это возможности. Я не вижу в этом ничего плохого. Если государственная вакцинация сильно растянется во времени, или пациент не будет доверять конкретной вакцине, то он будет иметь выбор.

- Не будет ли это означать, что украинцам все же придется покупать вакцину за свой счет?

- Посмотрим. Очень возможно. Бесплатным вещам не сильно доверяешь, но тем не менее мы все еще немного выходцы из Советского Союза. Мы считаем, что все качественное и то, что нам нужно, должно быть бесплатным. Это такая философия, которую перебить сейчас почти невозможно. Действительно, доходы населения слишком низкие. Медицина стоит денег. Кто-то за это должен платить.

- Вот только у нас политики привыкли к популизму и говорят, что у нас бесплатная медицина. А потом сам премьер-министр заявляет о том, что есть бесплатные вакцины, рядом с которыми будут и платные. Может ли это означать, что незначительное количество бесплатных вакцин породит еще большую коррупцию? Перепродажа, например? Или очереди, возможно, будут продаваться.

- Знаете, я вообще патриот, но думаю, что такое возможно. С чем мы только не встречались на разных уровнях. Думаю, что будет не без того.

- Вакцины от COVID-19 уже начали давать побочные эффекты. Европейцев больше всего напугала ситуация в Норвегии, где умерли 29 пожилых людей. Их вакцинировали препаратом от Pfizer. Может ли этот небольшой процент смертей от вакцинации отпугнуть людей от прививок? Или же разработчики отзовут вакцину, чтобы ее переделать?

- С вакцинами очень много вопросов - это очень сложный процесс. Процесс фиксирования каких-либо побочных явлений - это очень тяжелая статистика. Мало кто этим занимается, очень мало критериев. Если спросить, какая статистика осложнений после вакцинации БЦЖ, то у меня тоже будут вопросы. Сейчас с ковидом с одной стороны такая информация может отпугнуть, если говорить о личностях. Если говорить о количестве, исходить не от субъекта, а от общей когорты вакцинированных, то, возможно, этот процент не превышает общий процент осложнений от любых вакцин.

К ковиду сейчас такое внимание, что эти побочные явления фиксируются. Поэтому мы имеем более или менее реальную картину. Но очень вероятно, что такая же картина наблюдается и в вакцинации от других заболеваний.

- Будут ли производители делать какие-то выводы о качестве вакцин после первых реакций на них? Мне кажется, сейчас будут следить за этим.

- Очень будут следить. Сейчас беспрецедентное внимание к этой болезни, к вакцинации и этой кампании. Это очень уважаемые производители. Я думаю, что они фиксируют каждый случай. А уже позже на основе собранных данных мы увидим результаты.

Надеюсь, что статистика будет более-менее честной и мы увидим причины осложнений - возраст или другие причины.

- По словам господина Степанова, первые дозы вакцин появятся в Украине в феврале. Насколько безопасно их будет делать в феврале, когда ожидается третья волна коронавируса, а в больницах будут очереди?

- Меня больше беспокоит вопрос показаний к этой вакцинации. Если человек переболел две недели назад, подлежит ли он вакцинации? Мы должны приобрести иммунитет естественным или искусственным путем. Либо человек переболеет, либо он получит вакцину.

Например, если человек переболел и имеет иммунный ответ, нужна ли ему вакцинация? Это достаточно спорный вопрос сейчас. О нем много говорят, но общего видения еще нет.

Конечно, если человек рассчитывает на свой собственный иммунитет, то скажет, что не хочет колоть искусственный материал с вероятностью осложнений. Если будет поголовное вакцинирование, которое будет подкреплено законодательно, то меня это немного беспокоит.

Желательно было бы различать, кому надо делать вакцину, а кому нет. Ведь как вакцина, так и естественное заболевание на сегодняшний день - это защита примерно на три месяца. Тем не менее, поголовное вакцинирование сегодня неуместно. Тем более, что есть риски.

- И многие уже переболели.

- Возникает вопрос, как доказать это? Исследовать антитела или клеточный иммунитет? Была бы эта вакцина действительно безопасной и надежной, было бы проще.

- Еще такой момент. Украина будет покупать вакцины через британскую некоммерческую организацию Crown Agents. По словам Степанова, официальный Киев работает с этой компанией еще с 2015 года, и она имеет хорошую репутацию. Однако после локдаунf наша экономика в крайне тяжелом состоянии. Для чего нам тогда Медзакупивли Украины, если им не доверяют покупать вакцину? Мы доверили это международной организации, которая может брать за это свой процент.

- Это вопрос не к врачу, честно говоря. Как врач, который лечит пациентов, я с трудом представляю эти пути и пересечения: как что финансируется, какая польза от таких решений.

Надо признать, что нет бесплатной медицины. Но это упирается в то, что люди не имеют возможности платить за нее. Наше государство здесь должно пройти между каплями. И как оно это сделает - не знаю.

- Как часто вы выписывали рецепт на лекарства, а в аптеке их нет? Вы находите аналог, который есть во всех аптеках?

- Мы не выписываем сейчас рецептов вообще. Пациенты просто идут в аптеку. Фармацевты очень осведомлены, образованы, они видят свою функцию - менять препараты. Аптека тоже живет от своего процента выручки. Человек приходит за одним препаратом, и он уйдет, если ты его не продаешь. Поэтому ты продаешь другой препарат с таким же действующим веществом.

Это проблема, это не фиксируется. Врач назначил один препарат, пациент купил другой. Этот вопрос надо рассматривать - по поводу антибиотиков, гормонов и лечения как такового.

Читайте также