RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Следующая пандемия будет еще хуже - заслуженный врач Украины

Людмила Мухарская о статистике ковида, вакцинировании и новой пандемии

Людмила Мухарская о статистике ковида, вакцинировании и новой пандемии Фото: Апостроф

Последние недели статистика коронавируса в Украине показывает, что заболеваемость COVID идет на спад. Так ли это на самом деле, мы поинтересовались у врача-эпидемиолога, заслуженного врача Украины ЛЮДМИЛЫ МУХАРСКОЙ. В эфире Апостроф Live она рассказала также о вакцинации и выписках пациентов до полного выздоровления.

- Мы можем говорить, что преодолеваем коронавирус? Или данные ежедневной статистики об этом не говорят?

- Те цифры, которые озвучивает Минздрав, не говорят о количестве заболевших людей. Они свидетельствуют о тех людях, которые прошли обследование методом ПЦР-тестирования. То есть большинство людей, которые болеют бессимптомно или в легкой форме и не обратились за медицинской помощью либо же обратились, но не сделали тест - в эту статистику не попадают. Поэтому неправильно говорить, что это количество заболевших. Стоит говорить, что это люди, которые получили положительный результат ПЦР-тестирования. Количество больных значительно больше, чем мы слышим каждый день.

- Фактически мы можем говорить, что статистика не совсем соответствует действительности, правильно? Почему власть это не объясняет, по вашему мнению?

- Я не знаю, возможно, они где-то это объясняют. Я думаю, что когда они называют эту цифру, надо делать это правильно - не количество заболевших, а количество подтвержденных методом ПЦР случаев. Почему они об этом не говорят? По моему мнению, они считают, что все и так понимают, что эта цифра - это не все заболевшие люди. Количество заразившихся людей, или тех, кто болеет бессимптомно, является большим, чем мы видим.

- В эфире Апостроф TV Иосиф Зисельс сказал, что статистика заболеваемости коронавирусом в Украине неадекватна. Он отметил, что статистика проходит через СНБО, где она может меняться. По вашему мнению, есть ли в СНБО или в других инстанциях необходимость в фальсификации статистики?

- Я не вижу такой необходимости. Просто надо объяснять людям, что означают те цифры, которые мы слышим от Минздрава, от СНБО. Мне трудно сказать, что происходит в СНБО, но статистика все равно идет из регионов, и она собирается в Киеве. Есть такой Центр общественного здоровья. Там анализируют, суммируются результаты. Затем эта информация идет в Кабмин, в Министерство здравоохранения и другие учреждения. Я не вижу необходимости фальсифицировать статистику, но гарантировать, что это не так, я тоже не могу.

- По словам Зисельса, Украина выпадает из общеевропейской волны в вопросах коронавируса. Почему так может происходить?

- Такое сравнение вполне имеет право на жизнь. Мы живем в условиях пандемии, не может в Украине быть какая-то другая ситуация, чем в остальных странах мира. Мы граничим с определенными странами. Наши люди пересекают границы и могут ездить в любые страны. Конечно, если они возвращаются, то могут потенциально привезти вирус. Он пересекает границу без каких-либо ограничений, поэтому наша ситуация должна быть похожей на то, что происходит в других странах.

- Эта волна заболеваемости в Украине пошла на спад? Я помню, у нас было и 16 000 подтвержденных заражений в сутки.

- В определенной степени она сошла, потому что у нас был локдаун. Я бы не говорила, что это именно локдаун. Во-первых, такого термина в нашем законодательстве нет, и неизвестно, что это предусматривает. Это были ограничительные меры, которые дали определенный результат. Люди, которые хотели пойти в ТРЦ или ресторан, туда не пошли, и таким образом они избежали потенциального инфицирования. Они сидели дома, и определенный результат есть.

Но надо понимать, что сейчас, когда все вышли из локдауна, то люди начали контактировать, активно общаться. Это можно увидеть даже по загруженности дорог автотранспортом. Это свидетельствует о том, что заболеваемость будет расти.

- Когда мы можем выйти на следующий пик?

- Я думаю, что надо дождаться определенного инкубационного периода - 14 дней - и тогда мы увидим, как складывается ситуация после ограничительных мер, после локдауна.

То, что рост будет, понятно. Насколько большим он будет, зависит от поведения людей, потому что они должны соблюдать противоэпидемические мероприятия. Они не отменены, и карантин в Украине не отменен. С другой стороны, владельцы заведений, которым уже разрешено работать, также должны соблюдать все необходимые противоэпидемические нормы и мероприятия. Если все будут их соблюдать, то рост будет более или менее небольшим. Если нет - возможно, более существенный рост.

- Пациентов с коронавирусом выписывают из больниц до полного выздоровления. У них низкая сатурация и проблемы с дыханием. Как вы это можете прокомментировать?

- Надо разбираться по каждому конкретному случаю. Но отрицательный ПЦР-тест не может быть показателем того, что человек вылечился. ПЦР-тест может быть отрицательным с самого начала.

Около 30% людей, страдающих и имеющих клинические симптомы, получают отрицательные результаты тестирования. Единственным критерием выписки из больницы должно быть клиническое состояние пациента. Если у человека нет никаких симптомов, присущих коронавирусу, если сатурация 95% и выше, то человек может быть выписан из больницы.

Мне кажется, что сейчас выталкивать людей из больниц нет смысла. Мы слышим каждый день, что у нас достаточное количество свободных коек. Кислорода также достаточно. По крайней мере нам так говорят. Поэтому выписывать недолеченных людей - это неправильно.

- Эта ситуация может стать опасной для людей? Как бороться с такими случаями и как их отслеживать?

- Надо рассматривать каждый отдельный случай: в каких больницах это произошло, в каких регионах. Но, насколько я знаю, любой человек, в том числе и больной человек, которого выписывают, может позвонить в областную государственную администрацию. Кажется, там есть горячие линии. И в Минздраве также есть горячие линии. Можно туда звонить и рассказывать о конкретной ситуации.

- Что с этим делать?

- Трудно сказать, что делать. Единственное что, должен быть прописан в нормативных документах Министерства здравоохранения алгоритм выписки больных людей из больницы. Там должно быть указано, какой должна быть сатурация у пациента, какими должны быть другие показатели. Сатурация - это лишь один показатель, а есть еще много клинических и лабораторных анализов, которые сдает человек. По результатам исследований врач может посмотреть, есть ли у человека, например, какие-то процессы, которые свидетельствуют о повышенном образовании тромбов, какие воспалительные процессы есть в организме. Это все показывают лабораторные исследования. Все эти критерии должны быть прописаны в приказе Минздрава, а не только отрицательный тест и 10-дневное пребывание в больнице. К сожалению, в этом приказе написано, что если человек болеет 10 дней, а в течение последних 3 дней у нее нет клинических симптомов, то он может быть выписан и даже пойти на работу.

- Наверное, есть какая-то инструкция. Если человек, которого вот так отпустили, умер дома, не дай Бог, то кто будет нести ответственность?

- Если родственники человека обращаются в областную или районную администрации, где есть медицинские департаменты, то обычно создается комиссия, которая разбирается в конкретном случае. Или это может быть суд. Если человек пойдет в суд по факту такой ситуации, также может быть решение в отношении виновных лиц.

- Верховная Рада проголосовала за использование вакцин, которые не прошли все клинические испытания. Они могут быть опасными для нас? Этот законопроект был необходимым?

- Здесь однозначно ответить трудно. По состоянию на сейчас ни одна вакцина в мире, даже среди тех, которые активно используются, не прошла третий этап клинических исследований. Всемирная организация здравоохранения регистрирует эти вакцины по специальной процедуре для чрезвычайных ситуаций. Поэтому для чрезвычайных ситуаций можно допустить использование вакцины, которая не прошла все стадии клинических испытаний.

Однако регистрация как таковая все равно остается. У нас есть специальный орган, который регистрирует иммунобиологические препараты, в частности, вакцины. Эксперты этого органа рассматривают все документы, которые поступают в Украину, которые подает производитель или тот, кто регистрирует вакцину. Эксперты должны пересмотреть все указанные там данные. Если они удовлетворят украинских экспертов, то они эту вакцину зарегистрируют, даже если вакцина не прошла все стадии испытаний. Регистрация пройдет по какой-то специальной процедуре, как, например, ВОЗ регистрирует другие вакцины. Но когда эксперты будут рассматривать эти документы, они имеют абсолютно все показатели, все документы, как зарекомендовала себя вакцина, для каких групп она может использоваться, можно ли вакцинировать переболевших людей? Очень много вопросов. Ответственность экспертов в данной ситуации очень высока.

- А если что-то пойдет не так, кто будет нести за это ответственность?

- Это вопрос. Вообще в результате вакцинации могут быть действительно неприятные последствия. Они могут быть незначительными: небольшое повышение температуры, покраснение на месте введения вакцины. Это считается допустимым, так как это говорит о том, что вакцина работает. Введение вакцины - это маленькое инфицирование. Однако если в документах будет написано, что таких событий много, больше 10%, то надо думать об уместности применения этой вакцины. По моему мнению, безопасность вакцины важнее ее эффективности.

- Билл Гейтс заявил, что следующая пандемия может быть в 10 раз хуже нынешней. Как вы это можете прокомментировать?

- Действительно, есть такая информация, что следующая пандемия может быть хуже предыдущей. Предыдущая пандемия до коронавируса была в 2009 году. Кажется, это была пандемия свиного гриппа. Она была менее мощной, чем сейчас.

Пандемии были, есть, и они будут. Главное, чтобы каждое государство было готово к таким ситуациям. Надеюсь, что то, что происходит в нашей стране сейчас, даст власти толчок к разработке противоэпидемической защиты, обновлению противоэпидемической системы, чтобы в случае следующей пандемии мы были готовы.

Читайте также