За считанные дни в Украине начнется вакцинация от коронавируса. Украинцы будут вакцинироваться едва ли не последними в Европе. Но первой партии вакцины от Pfizer хватит только для 60 тысяч украинцев. Вакцинации же хотя бы половины населения следует ожидать не ранее конца 2021 года. Кроме того, из-за многочисленных скандалов с вакцинами многие украинцы не хотят вакцинироваться от ковида. О ситуации с вакцинированием в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказала народный депутат Украины от фракции "Голос", член Комитета Верховной Рады по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования ОЛЬГА СТЕФАНИШИНА.
- В Украину должны завезти 117 тысяч доз вакцины от Pfizer и 2,5 млн доз Astra Zeneca. Для какого количества населения этого достаточно? Сколько с такими порциями может продолжаться вакцинация в Украине?
- Те вакцины, которые сейчас будут поступать в Украину, пока являются двухдозными. А если мы говорим о 2 млн вакцин от Astra Zeneca, то их хватит на 2 млн человек. Но я хочу отметить, что пока совершенно неизвестно, когда эти 2 млн доедут до Украины.
Пока мы имеем заверения Минздрава о 117 тысячах доз, которые якобы придут в средине февраля. Этих вакцин по сути хватит примерно 60 тысячам украинцев. Это, конечно, очень мало. Нам надо провакцинировать около 21 млн людей, если мы говорим о приоритетных группах, и 24-28 млн, если мы говорим о формировании коллективного иммунитета в Украине.
Кстати, уже около 100 млн людей получили вакцины во всем мире. Украина пока не входит в когорту тех стран, которые начали вакцинировать свое население. Согласно тем данным, которые сегодня обнародовало Министерство здравоохранения, мы только к концу этого года, возможно, если все пойдет по плану, если министерство будет придерживаться обещаний, провакцинируем 14 млн человек. Это вдвое меньше, чем нужно.
По факту Украина, скорее всего, лишь в конце 2022 будет выходить из ковидной комы. Другие страны мира, как мы видим, собираются сделать это летом или осенью. Это грозит прежде всего украинцам, которые хотят путешествовать, передвигаться по миру. Например, Грузия с 1 февраля вводит требование на въезд в страну по паспорту, где указано, что человек вакцинирован. Со временем, когда другие развитые страны мира придут к тому, что большинство населения будет вакцинировано, они также будут вводить эти ограничения. К большому сожалению, мы окажемся в некой изоляции во всем мире.
- Пока в других странах ограничений нет, давайте больше об Украине. Мы видим такие помпезные заявления господина Степанова, господина Ляшко, что у нас вакцинация начнется 15 февраля. Мы видим, какие мизерные дозы. Почему эти заявления вообще делаются?
- Что-то показывать надо. И мы, как депутаты, и общественность требуем от правительства что-то сделать. Это нонсенс, когда Украина является красным пятном в европейском регионе. Мы почти последняя страна, где началась вакцинация. Это дикость.
Конечно, правительство пытается делать вид, что они хоть что-то делают. И я согласна, было бы стыдно на их месте гордиться этими 117 тысячами доз. Это ничего не значит.
Но здесь есть еще одна проблема - это желание людей вакцинироваться. Со всеми этими скандалами с закупками вакцин, с отсутствием полной коммуникации Минздрава по вакцинации, по социологическим исследованиям 50% украинцев не хотят вакцинироваться. Но я недавно разговаривала с представителями больницы в Полтавской области. Там работают 186 врачей. Только 3 готовы вакцинироваться. 3 врача из 186. То есть наша власть сегодня мало того, что не сделала все, чтобы была вакцина, она еще и не делает ничего для того, чтобы люди хотели вакцинироваться. Я думаю, что это будет вторая проблема: когда вакцина приедет, как этот процесс будет организован.
- Вопрос вакцинации - это прежде всего вопрос логистики. У нас в некоторых селах есть фельдшерско-акушерские пункты, но они в упадке. Как мы собираемся провакцинировать страну за пределами Киева и других крупных городов, если у нас пунктов, где это можно сделать, в сельской местности практически нет.
- Этот процесс будет так же плохо организован, как и процесс тестирования, к сожалению. Сегодня Минздрав планирует использовать тот же механизм - мобильные бригады. Кстати, мы имеем 572 бригады на всю Украину. Это мало. Ну и плюс будут использовать эти пункты.
На самом деле я видела рекомендации от Киевской школы экономики, с которыми я полностью согласна. Они говорят о том, что вакцинировать большинство населения до конца года - это реалистичная задача. Но для этого нужны сверхусилия. Надо прежде всего привлекать бизнес, аптеки, помещения Укрпочты и другие, которые есть в доступности 10 минут для каждого гражданина Украины, чтобы это было удобно. Тогда будет возможно достичь такого уровня вакцинации.
Мы также говорим и о методе оплаты этих услуг. Сегодня Министерство здравоохранения хочет централизованно поставлять вакцины, хотя у нас уже есть программа "Доступные лекарства". Она сегодня прекрасно работает, в частности в селах и отдаленных уголках. Если бы по такому же принципу создать программу "Доступные вакцины", когда люди могли бы получить свою вакцину рядом и бесплатно для себя, а за это бы платило государство в лице НСЗУ - это было бы гораздо правильнее.
Но сегодня правительство решило пойти своим старым методом, по сути советским. Надеяться на то, что у них получится провакцинировать население - это больше 20 млн людей... Они не смогли организовать таким образом программу тестирования. Я не думаю, что удастся так организовать и программу вакцинации.
- Есть информация, что вакцинироваться придется чуть ли не каждый год, как, например, от гриппа. У нас за 1 год вряд ли получится всех провакцинировать. А в случае необходимости в ежегодной вакцинации, это под силу нашему бюджету? Надо ли нам это делать, если уже есть несколько мутаций коронавируса?
- Я тоже видела эту информацию. И раньше говорили о том, что коронавирус все же будет иметь сезонные волны, требующие ежегодной вакцинации. Это еще не доказанный факт, но это рассматривается.
Что касается того, потянет ли это наш бюджет, надо взвешивать: мы имеем потери для бюджета в виде карантинов, закрытие бизнеса и другие мероприятия, которые мы пережили, или же мы тратим ресурсы на вакцинацию. Я уверена, что вакцинация будет развиваться, и вакцины будут дешеветь. Поэтому если такая ситуация станет ежегодной, то войдет в привычку. Нам же было неудобно носить маски и мыть руки. Это будет практика, которую мы получили, как опыт с 2020 года.