Пандемия коронавируса спровоцировала резкий скачок безработицы в Украине. По данным Государственного центра занятости, в стране насчитывается более 1,6 миллиона безработных. И это только официальные цифры, ведь далеко не все украинцы становятся на учет в центр занятости. Рост безработицы - общемировой тренд, но в Украине найти новую работу тот еще квест. Ведь кроме объективных трудностей (дефицит вакансий, карантинные ограничения) добавляются трудности субъективные - эйджизм, то есть дискриминация соискателя по возрасту. Почему найти работу после 35 лет в Украине - задача со звездочкой, разбирался "Апостроф".
"Мертвые" законы
В украинском законодательстве, конечно же, запрещены любые проявления эйджизма.
Так, в статье 2-1 Кодекса законов о труде Украины запрещается ограничение прав работников "в зависимости от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, гендерной идентичности, сексуальной ориентации, этнического, социального и иностранного происхождения, возраста, состояния здоровья".
Статья 11 закона Украины "О занятости населения" также гарантирует право на защиту от любых проявлений дискриминации в сфере занятости, в том числе, и дискриминации по возрасту.
Да и статья 24 Конституции говорит о том, что все граждане Украины имеют равные права и свободы.
Однако в реальности все обстоит несколько иначе. На сайтах поиска работы уже при регистрации необходимо указывать свой возраст, что является грубым нарушением законов.
Дальше - больше. Среди вакансий, например, сферы услуг или торговли, достаточно часто можно встретить возрастные ограничения: до 40 лет, до 35 лет. И это при том, что в законе "О занятости населения" четко указано: "запрещается в объявлениях (рекламе) о вакансиях указывать ограничения относительно возраста кандидатов". Но работодатели, как видим, "успешно" это делают.
Впрочем, далеко не все работодатели занимаются эйджизмом в описании вакансий: дискриминационные требования могут всплыть на собеседовании.
"Когда я только переехала в Киев из Донецка как переселенец, то пять месяцев не могла найти работу в сфере продаж, - жалуется "Апострофу" жительница столицы Юлия. - В Донецке я достаточно успешно занималась продажами компьютерной техники, но найти похожую работу в Киеве никак не удавалось. Мало того, что ты переселенец, так еще каждый раз, когда дело доходило до собеседования, мне мягко отказывали, мол, вы же понимаете, нам нужны сотрудники до 35 лет, эта вакансия не для вас. При этом, мой опыт в продажах, который к тому моменту составлял 15 лет, никого не интересовал".
Почему так происходит?
Как пояснила "Апострофу" HR-эксперт сайта rabota.ua Татьяна Пашкина, всему виной несовершенное трудовое законодательство Украины.
"Законодательно, конечно, эйджизм запрещен. Существуют даже льготы при приеме на работу людей предпенсионного возраста", - отмечает Татьяна Пашкина.
Действительно, согласно статье 14 закона "О занятости населения", граждане Украины, которым осталось до пенсии 10 лет и меньше, имеют дополнительные гарантии при трудоустройстве.
"Но эти нормы просто не выполняются, - добавляет HR-эксперт. - Работодатели считают, что люди ригидные, будут плохо работать, не смогут провести 12 часов на ногах и так далее. В общем, стереотипы", - уверяет Пашкина.
А найти работу украинцу, которому до пенсии осталось около 10 лет - очень непросто. По данным Государственного центра занятости, безработных в возрасте от 45 до 55 лет почти треть от всех зарегистрированных соискателей.
А если в суд?
Теоретически, защитить права жертвы эйджизма должен институт омбудсмена. В статье 3 закона Украины "О Уполномоченном Верховной Рады по правам человека" сказано, что одна из задач омбудсмена "предотвращение любых форм дискриминации относительно реализацией человеком своих прав и свобод". Омбудсмен может даже обратиться в суд, для защиты прав. Но на практике это вряд ли сработает.
"Нужно написать письмо в компанию работодателя с просьбой дать пояснения, что основная причина в отказе к приему на работу - возраст. Но работодатель ведь понимает, что если напишет "возраст", то вы можете обратиться в суд. Соответственно, будут указаны какие-то другие причины", - пояснили “Апострофу” в офисе омбудсмена.
К сожалению, по словам юриста Андрея Трембича, защититься от эйджизма в правовой плоскости действительно достаточно сложно.
"Большинство случаев эйджизма сложно зафиксировать, - говорит "Апострофу" Трембич. - Дело в том, что работодатель прямо никогда не откажет в работе или не сократит зарплату по таким мотивам. Точно так же, как в Кодексе законов о труде, существует мертвая норма о том, что запрещается отказывать женщине в работе, по мотивам ее беременности. Но никто же не делает это прямо: все понимают все, но никто не скажет, что ты нам подходишь, но мы не хотим тебе платить социальные выплаты".
"Все равно вам всегда скажут, что вас не приняли на работу не из-за возраста, не из-за пола, и откажут", - добавляет Татьяна Пашкина.
Идти жаловаться в суд, по мнению юриста, дело бесперспективное.
"Случаи дискриминации по возрасту - латентные. Оформить их конкретный в иск и добиться компенсации морального вреда очень сложно. Ведь у нас не США, где на веру принимаются просто показания. Просто прийти в суд и сказать, что на совещании начальник публично заявил: ты, Иван Иванович, конечно, ценный работник, но слишком стар или молод, это не основание для нашего суда, чтобы человек получил компенсацию", - отметил он.
А раз так, то и защищаться от эйджизма следует более изобретательно.
"Способы защиты - непрямые. Если собрать конкретные доказательства, хотя бы аудиозаписи, где ограничения в работе будут мотивированы именно возрастом и ничем более, то есть большие шансы, что такого человека оставят в покое", - добавляет Трембич.
Но если возраст все же стал причиной увольнения, то, по мнению юриста, не стоит доказывать, что всему виной эйджизм.
"Я ни разу не видел в судебной практике, чтобы человек подавал иск о защите трудовых прав, мотивируя это дискриминацией по возрасту", - говорит Трембич.
Гораздо перспективнее защищать свои права, настаивая на безосновательном увольнении.
"Когда начинается безосновательное увольнение, тут уже идет дискуссия о конкретных основаниях для увольнения и их обжаловании, а не о дискриминации", - резюмировал Андрей Трембич.
И все же - как в корень изменить ситуацию. Для этого необходимо менять законодательство так, чтобы работодатель был заинтересован нанимать на работу соискателей от 40-50 лет. Например, налоговые льготы или другие "плюшки". Наряду с пряником нужно использовать и метод кнута: подкорректировать законодательство, создать информационное поле, чтобы соискатели жаловались не только на эйджистские отказы в найме, а и на эйджизм даже на стадии объявления вакансии. Кроме того, в Минсоцполитики могли бы мониторить сайты поиска работы, выявлять злостных нарушителей и наказывать их штрафами за нарушение законодательства. Главное - найти ту золотую середину, чтобы у работодателя изначально не было желания ставить возрастные рамки.