Введение накопительного уровня пенсионной системы в будущем позволит довести пенсии украинцев до уровня, который сможет обеспечить им достойную старость. Однако достигшие пенсионного возраста или те, кто достигнут его в ближайшие годы, не смогут воспользоваться такой возможностью. "Апостроф" выяснял, что можно сделать для того, чтобы вытащить из нищеты миллионы наших граждан.
Днями министр социальной политики Марина Лазебная пообещала увеличение среднего размера пенсий с нынешних 3500 до 7000 гривен, то есть в два раза. Правда, речь идет о накопительных пенсиях (соответствующая система начнет действовать не раньше 2022 года), при этом для накопления значительных сумм потребуются годы, а то и десятилетия.
Очевидно, что те, кому сейчас 50 лет и больше, просто физически не смогут накопить себе на достойную пенсию, а потому могут рассчитывать только на выплаты в рамках нынешнего солидарного уровня. Поэтому пенсия в 7000 гривен - это явно не про них.
Что уж говорить о тех, кто уже вышел на пенсию – они-то уж точно не могут рассчитывать на накопительную надбавку.
Кто виноват
На начало 2021 года в Украине было более 11 миллионов пенсионеров. Средний размер пенсии на эту дату составлял чуть более 3500 гривен. Очевидно, что после мартовской индексации он немного увеличится. Средняя прибавка составила порядка 300 гривен.
Что касается минимальной пенсии, то ее размер привязан к уровню прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, который с 1 декабря 2020 года составляет 1769 гривен. С июля 2021 года он вырастет до 1854 гривен, а с 1 декабря – до 1934 гривен.
Минимальную пенсию или чуть выше (до 2000 гривен) в нашей стране получают около 20% всех пенсионеров. В абсолютных цифрах это – примерно 1,8 миллиона человек. При этом порядка 80% (почти 9 миллионов человек) довольствуются пенсией до 4000 гривен. Что, по утверждению чиновников Министерства социальной политики, меньше фактического уровня прожиточного минимума в нашей стране (и то - по состоянию на 2020 год).
Отдельной проблемой является наличие стажа, необходимого для получения пенсии, который в соответствии с принятой в Украине пенсионной реформой, с каждым годом увеличивается. Напомним, в 2028 году для выхода на пенсию в 60 лет, как для мужчин, так и для женщин, он составит 35 лет.
При этом проблема состоит в том, что после развала СССР многие украинцы либо совсем не имели работы, либо перебивались случайными заработками или были трудоустроены неофициально, а потому трудовой, а затем, с 2004 года, страховой стаж им не засчитывался. И речь не только о "лихих 90-х" - даже сегодня около половины украинцев трудоспособного возраста, которых примерно 20 миллионов, не имеют официальных доходов, а, значит, и стажа.
Нетрудно подсчитать, что в 2028 году пенсионного возраста достигнут украинцы, родившиеся в 1968 году. То есть на момент развала Советского Союза им было чуть за 20 лет, и они либо оканчивали учебные заведения, либо начинали свой трудовой путь. И, скорее всего, эти люди, за исключением тех, кто все это время работали в бюджетных организациях, необходимого стажа иметь не будут.
Не лучше ситуация у достигших пенсионного возраста совсем недавно – даже те, что смогли выполнить требование по стажу, в большинстве своем получают минимальные выплаты. По все тем же причинам – значительные перерывы в официальном трудоустройстве, низкие официальные доходы.
К тому же, несмотря на бодрые реляции властей, далеко не все пенсионеры получили перерасчет 1 марта, о чем "Апострофу" сообщили неравнодушные граждане.
Так, жительнице провинциального городка на западе Украины, которая получает минимальную пенсию по возрасту, не провели индексацию, а в местном отделении Пенсионного фонда (ПФ), куда она обратилась за разъяснениями, лишь развели руками, сказав только, что "таких как вы, на самом деле, очень много".
Почему на такой, в общем-то, простой вопрос не смогли ответить в ПФ, - отдельная тема, возможно мы имеем дело с банальным отечественным бардаком. Однако от этого совсем не легче.
Сервисный центр Пенсионного фонда
Что делать
В любом случае, пока не видно путей решения проблемы патологической бедности украинских пенсионеров, 80% которых живут за реальной, а не официальной чертой бедности. При том, что в ближайшее время, как нам рассказывают в правительстве, будет еще хуже, в первую очередь, из-за демографических проблем - пожилых людей будет становиться все больше, а работающих - все меньше.
И, даже если ежегодные индексации продолжатся, вряд ли минимальная пенсия через десять лет будет существенно выше 2000 гривен. При том, что цены за этот же период вырастут намного больше – при сохранении нынешних темпов инфляции - на 80-100%.
А потому сегодня как никогда становится актуальным вопрос: как сделать так, чтобы пенсии украинцев не были столь мизерными.
Один из действенных способов - вывести украинскую экономику из "тени". Ведь если бизнес, да и простые граждане, не платят налоги или платят их не полностью, денег в бюджете и в Пенсионном фонде будет недостаточно, а потому у украинцев не будет достойных пенсий, заявил в эфире Апостроф TV глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
"За что ни возьмись - все в "тени". Мне кажется, иногда легче найти отрасли экономики, которые не в "тени", чем те, которые "теневые", - сказал политик. - Мы, с одной стороны, хотим не платить налоги, находиться в "тени", а с другой, мы возмущаемся, почему у нас такие маленькие пенсии, почему у нас такие маленькие заработные платы для учителей, почему у нас такие маленькие заработные платы для медиков".
Однако проблема еще глубже.
По словам члена совета пенсионного фонда "Социальный стандарт" Виталия Мельничука, нынешние мизерные пенсии украинцев – результат провальной работы украинской власти, начиная со времен Леонида Кучмы.
"Еще в 1998 году был анализ демографической ситуации, в котором было сказано, что, если в течение десяти лет ничего не будет сделано, ситуация будет очень сложной. И вот теперь она очень сложная", - сказал он в комментарии "Апострофу".
Он отметил, что в условиях солидарной системы размер пенсий зависит от количества работающих, а оно в Украине неуклонно уменьшается.
"Но, если будет второй (накопительный) уровень, начнется хоть какая-то легализация, поскольку люди будут заинтересованы в том, чтобы им были большие отчисления. Это простимулирует и третий (добровольный) уровень, что будет способствовать экономическому росту, потому что будет появляться внутренний экономический ресурс, который будет инвестироваться, и экономика будет расти – одно поддерживает другое", - рассказал Мельничук.
С этим согласен бывший заместитель главы Пенсионного фонда Украины Виктор Колбун.
"Правительству нужно стимулировать экономику. Будет развиваться экономика – будет больше уплачиваться налогов, в том числе, будут расти социальные взносы (которые поступают в Пенсионный фонд, – "Апостроф"). Будет увеличиваться зарплата, число занятых. Это – главное, что нужно сделать", - сказал он "Апострофу".
Соответственно, если будет устойчивый экономический рост, правительство сможет увеличивать пенсии до более достойного уровня.
При этом, если в стране сохранится нынешний уровень коррупции, даже значительный рост экономики ничего не даст.
"Его просто распилят на разных уровнях бюджетов", - подчеркнул Виктор Колбун.
Но государство для того и существует, чтобы обеспечивать условия для преодоления коррупции, развития экономики.
"И, как следствие, будет более высокий уровень выплат пенсионерам и другим социально незащищенным слоям населения", - отметил Колбун.
Пенсии для всех
Кстати, о социально незащищенных слоях.
В Украине, как известно, пенсионный возраст составляет 60 лет (для женщин он будет установлен на этом уровне с 1 апреля 2021 года), но получать пенсию с этого возраста не получится, если по его достижении не будет необходимого страхового стажа (на конец 2021 года - это 28 лет).
Что остается делать тем, у кого стажа не хватает? Продолжать работать. Но не у всех на это есть здоровье. К тому же отечественные работодатели неохотно нанимают людей старше 50 лет.
"Нужно предусмотреть, как это делается, в разных странах, например, в Канаде, Австралии, где есть базовая пенсионная выплата, которая осуществляется даже не за счет солидарной системы, а из госбюджета. Это – определенная форма первичной защиты людей от нищеты", - говорит Виктор Колбун.
Виталий Мельничук полностью поддерживает такую идею. По его словам, необходимо вводить пенсию по возрасту, не привязанную к страховому стажу: "Например, в Нидерландах пенсия назначается, если человек прожил на территории страны десять лет".
В Украине, на самом деле, есть нечто подобное - так называемая "социальная" пенсия или, правильнее, социальная помощь. Но и для ее получения есть требования по стажу - 15 лет. Кроме того, есть ограничения по метражу жилья - не более 21 квадратного метра на одного человека, плюс 10,5 квадратного метра на семью -, а также по наличию второго в семье автомобиля или мотоцикла. Но такие условия довольно сложно выполнить жителям сел и маленьких городов.
При этом, как ни парадоксально, увеличение расходов для выплат пенсионерам имело бы стимулирующий эффект, так как это подстегнуло бы потребительский спрос, который, в свою очередь, способствует экономическому росту, отмечает Виктор Колбун.
Ну, а рост экономики, как мы уже знаем, является необходимым условием повышения благосостояния граждан, в том числе, пенсионеров.