О пандемии и ее влиянии на реформы, интернет-технологиях и декоммунизации законодательства, "Цифровом праве" и новом государстве – в интервью с известным правоведом, членом "Международного союза адвокатов" UIA Константином Кривопустом.
- Константин, сегодня достаточно много говорится о влиянии пандемии на различные сферы общественной жизни, скажите, как эта новая реальность отразится на сфере права и какие новые нормы могут стать реальностью в ближайшее время?
- Пандемия ускорила многие изменения, на протекание которых до этого уходили годы и десятилетия. Коммерческие и общественные услуги, транспорт, финансы, торговля, организация труда и м.н. др. за последний год изменились кардинально. Также серьезные изменения претерпевает сам образ социального поведения людей – возрастает социальная дистанция. Даже после глобальной вакцинации, формирования массового иммунитета к Ковид-19 и преодоления нынешней пандемии, эти изменения уже никуда не денутся. В связи с этим, думаю, что в ближайшее время нас ожидает не только пересмотр многих старых представлений и сложившихся привычек, но и серьезная работа по созданию новых норм, институтов, экономических и политических практик.
- Как юрист, как вы могли бы охарактеризовать правовое обеспечение нынешних противоэпидемических мероприятий в Украине? Не кажется ли вам, что вместо слаженной работы всех ветвей и уровней власти, до сих пор можно увидеть массу непродуманных решений и откровенных импровизаций?
- Для первого в современной истории глобального локдауна это нормально. Но вы правы в том, что все происходящее должно быть осмыслено и сформулировано в виде проектов новых норм конституционного, гражданского, хозяйственного и криминального права.
К тому же, необходимо устранить очевидные парадоксы: есть главный санитарный врач, но нет подчиняющейся ему службы и вертикали СЭЗ; есть в десятки раз большее количество зараженных, но нынешний карантин стал заметно мягче, чем предыдущий; есть желание со стороны государства помочь бизнесу и людям, но это носит характер политической благотворительности, а не четкого механизма и т.д.
Добровольность или обязательность вакцинации, правомерность введения каких-то пропусков на транспорт, ответственность корпораций перед своими сотрудниками в период локдаунов, технологии санитарно-эпидемиологических расследований – все это и многое другое должно быть осмыслено и формализовано, чтобы избежать правового произвола.
- На ваш взгляд, стоит ли законодателям вводить "пандемические коррективы" в проводимые реформы? В реформу избирательного процесса, налогообложения, образования, пенсионного обеспечения…
- Совершенно верно. Почтовое голосование вследствие карантина, чуть не стало причиной кризиса избирательной системы в США. Что же говорить об Украине, где процедуры волеизъявления вообще не приспособлены к этим новым реалиям?!
Очевидно, что и система распределения доходов между различными слоями общества, тоже серьезно исказилась в пользу крупных корпораций и с ущербом для среднего класса. Отсюда в США и Великобритании уже начались дискуссии о повышении налогов для корпораций и об увеличении налогообложения наиболее обеспеченных граждан.
Про пенсионную систему я вообще молчу. Она проектировалась по лекалам индустриальной экономики прошлого века и в нашей новой экономической реальности выглядит нежизнеспособной.
- Вы критически оцениваете планы правительства по введению обязательной накопительной пенсионной системы? В чем вы видите ее главные недостатки?
- Проблема не в моем личном отношении, а в условиях успешного функционирования такой системы. Чтобы обязательная накопительная пенсионная система работала, накопления людей должны приносить прибыль, которая должна быть выше инфляции. Инфляция по итогам 2020 года составила 5%. Это самый низкий показатель инфляции за последние годы. Получается, для того, чтобы люди не несли убытков, нужно, чтобы рентабельность пенсионных вложений была не ниже 6%, а желательно еще выше. А теперь скажите, в каких сферах украинской экономики можно получить доходность на таком или более высоком уровне? А как быть с трудовой занятостью, отчислениями в фонды и доходностью пенсионных вложений, если экономика регулярно по полгода будет стоять в локдауне?
Это уже вопрос из новой реальности, в которой все меньше места остается нашему советскому Трудовому Кодексу, моделям пенсионного обеспечения прошлого века, традиционной массовой трудовой занятости и многому другому.
- Недавно один из вице-спикеров парламента высказался за то, чтобы "декомунизировать" действующее законодательство…
- Действующие законы, это не "памятник Ленину в райцентре", их нельзя просто отменить на том основании, что за них голосовали депутаты еще Верховного Совета УССР. Новые нормы должны отличаться от старых, в первую очередь новыми представлениями о той социальной реальности, которую мы хотим построить. А с этим мы имеем большие проблемы последние 30 лет.
Мы подошли к главному - новая эпидемическая реальность актуализировала, наверное, самый нелюбимый для украинских политиков вопрос – о новом Общественном Договоре, т.е. об основаниях того единства, на котором строится само украинское государство, все его нормы и институты.
Честно говоря, были ожидания, что проект "государства в смартфоне", который реализует нынешняя власть, станет первым шагом на пути создания нового современного государства и общества, но похоже, что речь шла больше об "интернет-приложениях".
- В чем вы видите главную проблему этого проекта?
- Проблема одна - перевод административных услуг, документооборота, коммуникаций и т.д. в цифру, это важные изменения, но это всего лишь "оцифровка" существующей реальности, которая давно уже никого не устраивает. В нынешних условиях вопрос необходимо ставить о новых основаниях нашего сосуществования, новых правах и типах отношений.
В частности, и в юридической плоскости, речь нужно вести о современном "Цифровом праве", т.е. о гарантированном всеобщем доступе к Интернет, как основному благу современной цивилизации. О новых типах трудовой занятости и цифровых активах, которые уже стали реальностью. О свободном доступе граждан ко всей интересующей информации и о том, что власть должна такую информацию предоставлять в режиме реального времени. О защите персональных данных от злоупотреблений со стороны цифровых корпораций. Об искусственном интеллекте и сферах его применения. О новых формах политического участия, которые становятся доступными благодаря Интернет.
"Государство в смартфоне" - это не про смартфон, а про государство и гражданина! Это работа не столько для айтишников, сколько для обществоведов, юристов, политиков и философов.