Смертность от коронавируса в Украине является одной из самых высоких в Европе, так же как и заболеваемость. В то же время, власти кормит людей обещаниями про новую вакцину, которая якобы вот-вот появится. Однако ни документов, ни контрактов, подтверждающих это, никто не показывает. Почему в Украине провалена вакцинация, как улучшить ситуацию с заболеваемостью коронавирусом, и добьются ли депутаты увольнения главы Минздрава Максима Степанова? Свое мнение в эфире Апостроф Live на Апостроф TV высказала член Комитета Верховной Рады по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования ОЛЬГА СТЕФАНИШИНА.
- Как вы считаете, почему вакцинация в Украине провалена?
- В первую очередь, потому что в Украине нет вакцин, и это уже всем очевидно. У нас осталось 150 тысяч доз на сегодняшний день - даже меньше - тех вакцин, которые были завезены еще в феврале. В ближайшее время кто-то обещает какое-то количество до конца года. Однако на самом деле это уже позорная ситуация.
Сегодня вакцинация уже почти заблокирована, она заморожена по существу. Когда будут следующие поставки, мы не знаем. Каждый день читаем какие-то новости о том, что якобы договорились о 10 млн доз Pfizer, но по каким документам? За какие деньги, когда точно будут эти вакцины? Никто не знает. Если они будут поставлены до конца года, то кому они уже будут нужны?! У нас по 400 человек умирает ежедневно от коронавируса. Эти все жизни можно было бы спасти, если бы господин Степанов, который, к сожалению, сегодня все еще является министром здравоохранения, просто выполнял свою работу.
Мне очень странно слышать, что, например, наше руководство государства в феврале вело переговоры с компанией Pfizer, тогда как страны, которые сегодня вакцинируют своих людей, еще с лета начинали эти переговоры, чтобы в декабре уже начать кампанию по вакцинации. Поэтому, конечно, это очень печально.
Украина сегодня во всех европейских антирегйтингах по смертности, по новым случаям стоит на первых местах. Мы сегодня в очень тяжелой ситуации. Весенняя волна оказалась для украинцев настоящим цунами. У нас нет мест в больницах, у нас нет достаточно кислорода. Люди гибнут, потому что им не оказывают медицинскую помощь. Наверное, мы - такая украинская Италия, которая была в прошлом году. Еще хуже будет осенью, потому что волна будет, скорее всего, судя по тому, как ведет себя вирус.
Если мы сегодня кардинально изменим ситуацию... Для того, чтобы ее кардинально изменить, нам нужно сменить министра здравоохранения. Фракция "Голос" сегодня собирает подписи за внеочередное заседание, чтобы все же мы имели возможность активно провакцинировать население летом. Я уверена, что с этим министром это будет, к сожалению, невозможно.
Борис Брыль (израильский врач, который был гостем студии во время эфира): К сожалению, здесь сравнение с Италией не совсем корректно, и я бы даже сказал, у нас более катастрофическая ситуация. Украина - это далеко не катастрофа в Италии, это гораздо хуже, потому что все говорят, что Украина занимает 36-е место по смертности в Европе. Но забывают дочитать до конца статистику. Возраст людей, погибших в Италии, в Бельгии, в Америке - это люди старше 85 лет, а этого возраста в Украине просто нет. 90-95% - это люди старше 85 лет, а здесь почти нет людей такого возраста. А если брать по количеству людей 30-40-50-60 лет, которые умирают в Украине от коронавируса, то мы на одном из первых мест с несколькими отсталыми странами.
- Я согласна. Я имела в виду, что мы ужасные картинки наблюдали из Италии в прошлом году. Тогда Украина вовремя объявила карантин и та волна нас как-то обошла. Однако эта волна нас как раз приближает к катастрофическим сценариям. Мы просто сегодня теряем своих граждан каждый день, и это очень-очень грустно.
Наталья Лисневская (экс-заместитель главы Минздрава, которая была в студии во время эфира): Я бы хотела кое-что добавить. В прошлом году мы говорили, что мы не готовы. Люди добрые, посидите в карантине. Я говорила и говорю, что люди дали очень хороший карт-бланш власти и три месяца вежливо сидели в карантине. Но прошел год, а Украина опять не готова, у нас опять нет коек, у нас нет кислорода. С сентября мы говорили о том, что мы будем разворачивать и планировать какие-то временные или мобильные госпитали. Скажите, пожалуйста, а работают такие госпитали? Где-то Франковск говорил о развертывании мобильного госпиталя, но отчетов об этом нет. Они до сих пор не развернуты. Ни один адекватный мобильный госпиталь и сегодня не работает. Я помню, когда ковид начался в Китае, то мобильные госпитали там развернули за 5-7 дней. Они работали, людей лечили. У нас уже прошел год. Мы уже девятый месяц говорим о мобильных госпиталях. Хорошо, нет коек, мы понимаем, были не готовы, но можно же нарастить. Врачи снова бьются головой не только о стенку, а где только могут, потому что только на врачах мы и выезжаем.
- Мы, как парламент, еще 7 мая 2020 приняли закон "Голоса", который мы написали специально, понимая, какой будет осень. Там было конкретное поручение и правительству, и Министерству здравоохранения - скоординировать работу больниц 2-3 волны, временных госпиталей. То есть эти нормы есть в законе Украины, который проголосовал парламент. И, к сожалению, сегодня даже закон, написанный как для Минздрава, так и для всего правительства, - фактически не выполняется. Это даже те нормы, которые уже прописали для того, чтобы объяснить министерству, что нужно делать.
- Какой выход из кризиса вы видите? Поможет ли смена руководства Минздрава?
- Я думаю, что если мы сегодня не сменим этого министра, осень будет еще хуже. Мы зарегистрировали постановление об увольнении Степанова еще летом. Представьте себе, если бы летом мы сменили этого человека на профессионального антикризисного менеджера, который разбирается в системе. Мы сегодня бы уже вакцинировали миллионы людей. Я считаю, что с этим министром у нас только трата времени.
Я искренне не понимаю, почему сегодня Офис президента договаривается о вакцинах, а этого министра, который не выполняет свои обязанности, держат в должности. Это первое, что нужно делать. Мы не имеем возможности противодействовать эпидемии, когда министерство профильное возглавляет человек, не способный бороться с этими кризисами. Вирус никуда не уйдет. Простите, что я говорю без оптимизма. Нужно понимать, как с этим быть. Вакцинация - это единственный метод спастись от этого вируса. Это единственный научно и медицински доказанный метод, который поможет противодействовать последствиям коронавируса, тяжелым последствиям. Поэтому вакцинироваться от коронавируса надо. Нам нужна вакцина, чтобы люди шли вакцинироваться. А для этого нам нужен сильный Минздрав, который будет вести коммуникационную кампанию с людьми и поставлять вакцины бесперебойно.