RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Эх, заряжусь: когда владельцы "электроконей" получат полноценную инфраструктуру

Киев подписал меморандум об установлении электрозаправок. Поможет ли это?

Киев подписал меморандум об установлении электрозаправок. Поможет ли это? Фото: Getty Images

Каждый месяц в Украине регистрируют более полутысячи автомобилей с электрическим двигателем. В прошлом году количество таких автомобилей составило более 7 тысяч единиц, и, по мнению экспертов, в будущем их число будет неуклонно расти. Это демонстрирует готовность украинцев переходить на авто с электродвигателями, и уже к 2024 году их количество может достичь четверти миллиона. Но готова ли в Украине инфраструктура к такому резкому росту количества электрокаров, разбирался "Апостроф".

Недавно киевская городская власть заключила меморандум с компанией "Нафтогаз" и договорилась об установлении 50 электрических заправочных станций. В КГГА обещают обеспечить заправками каждый район города.

Мы же решили исследовать, может ли это решить ситуацию полностью, и с какими проблемами сейчас сталкиваются владельцы авто с электрическими двигателями.

Почему в Украине растет спрос на электромобили

Здесь две основные причины и обе они - финансовые. Во-первых, значительная ежедневная экономия.

Различные электрокары имеют разный запас хода и соответственно, разное количество времени, необходимого для полной зарядки. Последнее также зависит и от мощности заправочной станции. В среднем электромобиль заряжается 2-4 часа. Расход на 100 км в электрокарах определяется так же, как и в обычных бензиновых автомобилях, только вместо литров бензина здесь кВт/ч. Самые популярные в Украине электроавтомобили тратят на 100 км от 15 до 20 кВт/ч. А средняя стоимость заправки 1 кВт/ч на скоростной заправке - 5 грн. Следовательно, 1 км пути владельцам электрокаров обходится в 1 грн, тогда как даже автомобили с газовым оборудованием тратят почти вдвое больше, не говоря о бензине и дизеле.

Во-вторых, электромобили - это не только Tesla за десятки тысяч долларов. Есть также и немало бюджетных вариантов с пробегом, пользующихся большой популярностью среди украинцев. Их стоимость на сайтах объявлений от 7 до 10 тыс. долларов. Это автомобили 2013-2014 годов выпуска.

Стоит отметить, что цены и на новые электроавтомобили становятся более доступными для украинцев. Доля таких авто в январе нынешнего года выросла на 10% по сравнению с январем прошлого года.

Но, несмотря на это, в Украине никак не развивается полноценная инфраструктура для таких авто.

Ситуация с электрическими заправками в Украине

Дефицит электрозаправок ощущается даже в столице, не говоря уже о регионах или автотрассах. В последнее время ситуация улучшается, инвесторы вкладываются в открытие таких заправок, и опытные водители электромобилей в крупных городах уже знают места, где могут подпитать свой электрический транспорт.

Существует даже интерактивная карта, где обозначены электрические заправки. В Киеве их значительно больше, чем в регионах, поскольку именно в столице наибольшая концентрация электрокаров.

Однако воспользоваться первой встречной электрозаправкой не получится, если у вас нет ее приложения. В Киеве свои заправочные станции для электромобилей открыли несколько компаний. Прежде, чем заезжать на заправку, следует установить соответствующую программу. С ее помощью водитель может определять объем заряда и платить за услугу.

Это несет определенные неудобства для водителей. Предположим, владелец электрокара следует из Киева в Одессу. На пути ему надо трижды зарядить свой автомобиль. Если же он хочет воспользоваться тремя разными заправками, то должен установить три разных приложения. Некоторые компании требуют при этом обязательного пополнения собственного счета в приложении на определенную сумму. Она одинакова для всех, даже если водитель хочет заправиться на меньшую сумму. Этим компании "привязывают" клиентов, у которых на балансе остаются неиспользованные деньги.

Вблизи трасс существуют и так называемые домашние электрозаправки. Некоторые устанавливают такие станции у своих домов, чтобы заряжать свой автомобиль, а также подрабатывать, заправляя других. Там можно рассчитаться наличными, но обычно там процесс зарядки будет продолжаться более четырех часов.

Стоит добавить, что не все электрозаправки способны заряжать любые модели автомобилей. Поэтому, если водитель планирует воспользоваться какой-то заправкой впервые, лучше уточнить, подойдет ли станция автомобилю.

В городах еще одной проблемой является культура водителей. А вернее, ее отсутствие. Даже при наличии электрозаправок зачастую водители не могут зарядить электрокар из-за припаркованных там бензиновых автомобилей.

Решить эту проблему взялись народные депутаты. В 2019 году они внесли изменения в "Закон об автомобильном транспорте". Там впервые прописали понятия: "электрическое транспортное средство" и "станция для заправки электромобилей". А также ввели штрафы для владельцев автомобилей с бензиновым или дизельным двигателем, которые будут парковаться на электрозаправках.

На практике же проблема до сих пор остается актуальной, даже несмотря на административную ответственность.

Сложно ли открыть электрозаправку

Существует мнение, что открыть электрическую заправочную станцию легче, чем, скажем, бензиновую. Однако, процедура здесь также непростая.

Если речь идет о коммерческом проекте, а не о домашней зарядке для своего автомобиля, то для начала нужно зарегистрировать компанию. Потом - получить лицензию на продажу электроэнергии. Ее выдает НКРЭКП. В Порядке лицензирования указано, что на это уходит до 10 рабочих дней после подачи документов.

Там прописаны и причины отказа в получении лицензии. Одна из них - несоответствие лицензионным условиям.

Качественное оборудование для электрозаправки - недешевое удовольствие. Станция быстрой зарядки может стоить до 20 тыс. долл. Бюджетными вариантами являются настенные станции. Их цена от 1 до 2 тыс. долл. Однако они заряжают автомобиль довольно долго. К тому же некоторые из них не подходят большинству моделей автомобилей.

Еще один важный вопрос - место комфортного отдыха для водителей вблизи станции. Обычно, водители выбирают электрозаправки возле кафе или гостиниц, чтобы иметь возможность отдохнуть, пока автомобиль заряжается. Если же построить электрозаправку и не позаботиться о водителях, вряд ли она будет пользоваться популярностью.

Электрозаправки в Европе

Рост количества электрозаправок в Украине выглядит очень мелким на фоне европейских стран. К примеру, в Германии работает почти 30 тысяч электрозаправок, тогда как у нас их чуть больше трех тысяч.

Власти Германии стимулируют владельцев автокаров устанавливать собственные "домашние" станции даже в многоквартирных домах. Для этого упростили жилищное законодательство. Теперь все владельцы и арендаторы квартир могут беспрепятственно за свой счет устанавливать станции.

В Великобритании пошли дальше и принялись строить электрозаправки, работающие на солнечных батареях. На первой станции компании Gridserve установлено 36 зарядных устройств для электромобилей. А зарядить автомобиль там можно за 20 минут.

Компания Tesla продолжает совершенствовать процесс зарядки электромобилей. В разных странах мира открывают станции третьего поколения Tesla Supercharger. Они всего за 5 минут способны зарядить некоторые модели Tesla на 120 км хода.

В Украине компания планировала открыть две заправочные станции Tesla Supercharger. При этом, ни одна из них не будет находиться в Киеве. Для своих суперзаправок Маск и команда выбрали Житомир и Львов. Еще в 2016 году шли разговоры о начале строительства. Сейчас известно, что до 2022 года в Украине "суперчарджеров" не будет. Это, к слову, о легкости открытия электрических заправок по сравнению с бензиновыми.

Капля в море

То, что Киев демонстрирует готовность заниматься инфраструктурой для электрокаров, безусловно, является примером для других. Даже несмотря на то, что подобные шаги некоторые европейские столицы сделали уже лет пять назад.

Но развить инфраструктуру в одном городе и оставить ее без развития в регионах и вблизи дорог национального и международного значения будет означать лишение владельцев электрокаров возможности путешествовать по стране. И решение ситуации - это уже вопрос к центральной власти.

Сейчас в Украине далеко не каждый владелец электрического коня соглашается рискнуть и преодолеть путь хотя бы из Киева в Одессу, так как это требует значительных организационных усилий. Тогда как в Европе уже несколько лет является нормальной практикой путешествие на электрокаре по нескольким странам.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства

Новини партнерів