RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество
Мнение

Восстановление функционирования ВККС Украины - залог преодоления системного кризиса правосудия

Виталий Нестор - о ситуации с обеспечением украинских судов кадрами

Виталий Нестор - о ситуации с обеспечением украинских судов кадрами Фото: pixabay.com

Ситуация с обеспечением украинских судов высококвалифицированными кадрами характеризуется довольно глубоким системным кризисом. О путях преодоления этого кризиса в колонке для "Апострофа" рассказал депутат Киевского городского совета, председатель общественной организации "Центр защиты киевлян" Виталий Нестор.

Анализ норм Основного закона (ч.10 ст.131) дает основания утверждать, что наряду с функционированием Высшего совета правосудия, законодательно должны быть созданы и другие органы, участвующие в кадровом обеспечении судебной власти. Таким образом с целью реализации указанного конституционного положения Законом Украины "О судоустройстве и статусе судей" от 02.06.2016 г № 1402-VI II (далее - Закон №1402) в ч.1 ст.92, ч.1 ст.93 определен статус Высшей квалификационной комиссии судей Украины (далее - ВККС) в качестве государственного коллегиального органа судейского управления, который на постоянной основе действует в системе правосудия Украины с целью осуществления отбора кандидатов для назначения на должность судьи. Вместе с тем, для содействия ВККС, согласно ст.87 Закона №1402, создается Общественный совет добродетели. Таким образом, любые дискуссии о необходимости сосредоточения полномочий по кадровому обеспечению судов в пределах одного органа не соответствуют конституционной модели и могут иметь место только после внесения соответствующих изменений в Основной закон.

В настоящее время ситуация с обеспечением украинских судов высококвалифицированными кадрами обозначена довольно глубоким системным кризисом, поскольку на неоправданно долгое время были остановлены важные процедуры по обеспечению судов квалифицированными кадрами, что в свою очередь обусловило рост нерассмотренных дел. Изложенное, прежде всего, характеризуется невозможностью осуществления полномочий ВККС. Негативные тенденции берут свое начало с момента подготовки проекта Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" и некоторые законы Украины относительно деятельности органов судейского управления" №1008 от 29.08.2019 г, который в итоге был принят парламентом в качестве закона. Так, среди прочего, был изменен количественный состав ВККС и порядок назначения ее членов. Следует также отметить, что в соответствии с п.2 заключительных положений этого акта полномочия членов ВККС прекращаются со дня вступления его в силу. По моему мнению, названную выше законодательную инициативу нужно характеризовать категориями поспешности и необдуманности. Подтверждением такого тезиса выступает решение Высшего органа конституционной юрисдикции от 11.03.2020 г №4-р/2020, которым соответствующие положения Закона Украины от 16.10.2019 г №193- IX были признаны неконституционными.

В резолютивной части решения Конституционного Суда украинскому парламенту было рекомендовано безотлагательно привести положения Закона №1402 в соответствие с этим решением. Однако, следует констатировать, что на сегодня ситуация все еще остается в неизменном состоянии и Верховная Рада Украины не спешит с принятием таких важных и судьбоносных актов.

Историография решения данной проблемы выглядит следующим образом. В конце июня 2020 года Президентом Украины был определен в качестве неотложного и внесен в парламент проект закона "О внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" и некоторые законы Украины относительно деятельности Верховного Суда и органов судейского управления" от 22.06.2020 г №3711 (далее - проект №3711). Следует также отметить, что практически в то же время в парламент поступили два альтернативных законопроекта №3711-1 и №3711-2, которые однако 05.11.2020 г были заслушаны и сняты с рассмотрения. Что касается проекта №3711, то 9 октября 2020 года к нему было получено общее заключение Венецианской комиссии и Генерального директора по правам человека и верховенства права Совета Европы №999/2020. Однако, несмотря на в целом положительное заключение Венецианской комиссии и многих уважаемых учреждений Украины, проект №3711 все же содержал дискуссионные моменты, которые вызвали вполне очевидное неприятие. В любом случае его основное содержание только было учтено профильным комитетом парламента при доработке.

Результатом этой работы оказался законопроект "О внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" и некоторые законы Украины относительно возобновления работы Высшей квалификационной комиссии судей Украины" от 29.01.2021 г №3711-д (далее - проект № 3711-д), который, по сути, был внесен на замену проекта №3711. Проект № 3711-д значительно отличается от предыдущего, и, прежде всего, тем, что касается именно вопросов, связанных с восстановлением функционирования ВККС. Изложенное в полной мере коррелируется с п.53 заключения Венецианской комиссии в котором указано, что с учетом неотложности проекта №3711 и перспективы проведения более широкой реформы, данный проект должен ограничиваться только восстановлением работы ВККС. Никакие новые полномочия Высшему совету правосудия предоставляться не должны. В отличие от проекта № 3711, в доработанном документе нашли отражение некоторые положительные моменты. Таким образом, в соответствии с п.п.6 п.1 проекта №3711-д, ВККС состоит из 16 членов, 8 из которых назначаются из числа судей или судей в отставке. Специалистами неоднократно подчеркивался тезис, что не менее половины состава этого органа должны составлять судьи, однако в президентском проекте данное положение было упущено. Также в доработанном варианте по-новому отражены вопросы относительно окончания полномочий членов ВККС. Согласно предложенной редакции ст.92 Закона №1402, в случае окончания срока полномочий члена ВККС, в результате чего Комиссия будет считаться неполномочной, такой член продолжает выполнять свои полномочия до дня назначения на его должность другого лица, но не более шести месяцев. Согласно проекту №3711 такой член Комиссии оставался полномочным в течение трех месяцев. Следует заметить, что специалисты Института права Киевского национального университета имени Тараса Шевченко однозначно утверждали, что с целью обеспечения непрерывной работы Комиссии не следует темпорально ограничивать пролонгацию полномочий ее членов, срок полномочий которых истек.

Уместно остановиться на характеристике еще одного важного вопроса, который касается формирования состава Конкурсной комиссии по вопросам добропорядочности (далее - КК), и, в частности, участия в ее составе международных экспертов. Так, в консультативном заключении Высшего совета правосудия в отношении проекта №3711 указано, что их назначение в состав КК нарушает основополагающие конституционные принципы государства, в частности суверенитет, право народа Украины на его реализацию, неделимость государственной власти. В этой части международные партнеры могут выполнять только совещательную функцию в формировании государственных органов.

В Заключении Венецианской комиссии (п.п.41-42) отмечено, что участие международных представителей способствует возникновению доверия общества и может помочь преодолеть любые проблемы, связанные с корпоративизмом. Такие органы должны быть созданы исключительно в пределах переходного периода до достижения запланированных результатов. Постоянная система может затронуть вопрос конституционного суверенитета. Более того, о серьезной, ключевой роли международных экспертов в процессе отбора членов ВСП также говорится в срочном совместном заключении Венецианской комиссии и Генерального директора по правам человека и верховенства права Совета Европы №1029/2021 от 05.05.2021 г относительно проекта Закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно порядка избрания (назначения) на должности членов ВСП и деятельности дисциплинарных инспекторов ВСП" №5068 от 15.02.2021 г.

Проектом № 3711-д закреплен статус КК в качестве вспомогательного органа Высшего совета правосудия для проведения первого этапа конкурса на занятие должности члена ВККС и содействие в подготовке решений Высшего совета правосудия по вопросам назначения на должности членов ВККС. На данный момент предусматривается, что субъектами формирования КК является Совет судей Украины, Совет прокуроров Украины, Совет адвокатов Украины и Национальная академия правовых наук Украины в лице Президиума. Вместе с тем, предлагается дополнить "Заключительные и переходные положения" Закона №1402 нормами, которые в целом соответствуют позиции Венецианской комиссии, и касаются назначения международных экспертов именно на время переходного периода. Положительным является и то, что в случае если такие международные и иностранные организации в предусмотренный срок не предложили кандидатуры в состав КК или предложили недостаточное их количество, то таких кандидатов предлагают Совет прокуроров Украины, Совет адвокатов Украины, Национальная академия правовых наук Украины в лице Президиума в течение пятнадцати дней.

Согласно позиции авторов проекта № 3711-д международные организации по собственной инициативе должны отслеживать объявления о проведении такого первого конкурса. В данном аспекте Венецианская комиссия уже высказывала свои замечания. В пункте 44 ее Заключения отмечается, что следует закрепить положение, согласно которому соответствующий субъект объявления конкурса обращается к международным организациям, которых достаточно легко идентифицировать, с формализованным запросом. Однако в проекте этот вопрос не нашел своего решения.

Таким образом, исходя из формально-логического анализа проектов законов, направленных на восстановление работы основного государственного органа в сфере подбора судей, несмотря на то, что несогласованные позиции все еще имеют место, вывод может быть только один: с целью преодоления системного кризиса правосудия украинский парламент должен выступить флагманом в вопросе направления политической воли в русло принятия необходимого нормативно-правового акта, который бы положил начало восстановления функционирования ВККС и обеспечил наполнение судов высококвалифицированными кадрами.

Читайте также