RU  UA  EN

четверг, 2 мая
  • НБУ:USD 39.30
  • НБУ:EUR 41.95
НБУ:USD  39.30
Общество

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Made in Ukraine: сколько стоит наш боевой беспилотник с искусственным интеллектом

Отечественные БПЛА могут серьезно усилить нашу обороноспособность

ACE ONE ACE ONE Фото: Апостроф / Роман Петушков

Во время Международного авиакосмического салона "Авіасвіт ХХІ", недавно проходившего в Киеве, повышенное внимание СМИ и посетителей привлек украинский проект беспилотного летательного аппарата ACE ONE. В чем исключительность этой разработки и поможет ли она вывести обороноспособность Украины в воздухе на новый уровень, узнавал "Апостроф".

Проект дрона отечественных конструкторов действительно можно назвать уникальным. Во-первых, беспилотник имеет "на борту" искусственный интеллект.

"Наш комплекс – олицетворение наступающей новой эпохи в военной науке, предполагающей полный переход на автономную систему. Естественно, это предполагает наличие системы машинного обучения, так называемого, искусственного интеллекта, - рассказывает "Апострофу" президент компании ACE, бывший глава ГП "Антонов" Александр Лось. – 30% задач по проектированию этого комплекса отводится на разработку алгоритмов автономного применения. На земле мы программируем аппарат на ожидаемый бой и задаем координаты, в каком районе он должен находиться".

На высоту 13,5 километров летательный аппарат способен поднять во внутренних отсеках почти 900 килограмм боеприпасов. Это - управляемые ракеты класса "воздух-поверхность" "Криптон", ракеты "воздух-воздух" "Aphid" и авиационные бомбы FAB-250. Но несмотря на внушительные возможности к вооружению, конструкторы дрона акцентируют внимание на том, что ACE ONE разработан прежде всего, как компонент противовоздушной обороны.

ACE ONE, скриншот видеопрезентацииФото: aircombatevolution.com

"Здесь стоит говорить не столько о самом летательном аппарате, сколько о комплексе противовоздушной обороны, потому что летательный аппарат всего лишь воздушная часть этого комплекса ПВО. Именно ПВО, так как ни сама конструкция аппарата, ни тактика его применения не предполагает возможности прорыва закрытых зон воздушного пространства противника, - отмечает Александр Лось. – То есть, речь не идет о том, что мы собираемся кого-то завоевывать. Мы - типовая региональная страна под нападением, и мы находимся под угрозой того, что в наше воздушное пространство периодически либо проникают, либо собираются проникать. Поэтому ACE ONE – воздушная часть комплекса противовоздушной обороны. Аппарат, как можно увидеть, без хвоста и такая форма не предполагает сверхманевренности. Потому как опять же, речь не идет о завоевании, и он не предназначен для борьбы с пилотируемыми истребителями".

ACE ONE развивает скорость близкую к скорости звука и разработан по технологии стелс, которая посредством особых геометрических форм и использовании радиопоглощающих покрытий и материалов делает беспилотник трудной целью для обнаружения на радарах противника.

ACE ONEФото: Апостроф

Впрочем, как отмечает Александр Лось, современные комплексы РЭБ (радиоэлектронной борьбы - "Апостроф") уже способны видеть стелс-аппараты, поэтому на первый план и выходит искусственный интеллект.

"Сплошное радиолокационное поле нашего ближайшего оппонента на северо-востоке на сегодняшний день уже позволяет видеть, так называемые, стелс-самолеты, которые, по сути, не являются малозаметными. Они - малозаметны только в узком диапазоне излучения, но в целом эта технология не имеет тех значительных преимуществ, которые были в нулевых или 90-х. Поэтому мы должны находиться полностью в режиме радиообучения. В режиме "камикадзе" можно, конечно, прорвать систему ПВО противника, но не в рациональном режиме: зайти и вернуться. Для этого существуют ударные, прорывные БПЛА. Задача такого рода аппаратов как наш – поднять уровень собственной противовоздушной обороны. Если появятся мощные комплексы РЭБ, даже такие аппараты не смогут им противодействовать. Поэтому сейчас разрабатывается следующее поколение ударных аппаратов, и, скорее всего, их миссия будет войти и поразить наземные установки", - отметил президент компании ACE.

Беспилотник украинских конструкторов способен выполнять целый спектр задач по стратегической, оперативной и тактической разведке, вооруженному патрулированию, штурмовым операциям с воздуха и ликвидации дронов противника.

ACE ONE, скриншот видеопрезентацииФото: aircombatevolution.com

"Речь идет об уничтожении крупногабаритных медленных турбовинтовых БПЛА или аппаратов подобных нашему, со скоростью близкой к скорости звука", - уточняет Лось.

"Сердце" ACEONE – украинское. "Летательный аппарат основан на украинском двигателе "Мотор Січ" семейства АИ-322 форсажной версии для быстрого разгона, если стоит задача оперативно догнать или наоборот оперативно покинуть зону. Для этого и предусмотрен форсаж, а не два двигателя, как это делают наши коллеги по бизнесу", - поясняет Александр Лось.

"Интеллект, программное обеспечение, все системы управления, агрегаты, приводы, генераторы, шасси, все это тоже украинское", - отмечает Лось.

А вот "тело" дрона - международное. "Конструкционные материалы, именно аэрокосмического класса, начиная от банального алюминия, титана, уже зарубежные, - поясняет президент компании ACE. – Мы в Украине добываем руду и отправляем ее на переработку за границу. При этом, основным покупателем до сих пор является Россия. А потом мы получаем обратно свою же переработанную руду втридорога, да еще и с экспортно-импортными ограничениями, ведь это боевой класс техники. Это значит, что проект может быть исключительно международным и исключительно в сотрудничестве с нашими ближайшими коллегами: США, Канада, Израиль, Индия, Польша".

Стоимость дрона после выхода в серию будет составлять около 10 миллионов долларов.

"При выходе на мелкосерийное производство это будет 10 миллионов долларов за саму воздушную систему – летательный аппарат. А в составе роя, то есть кластерной системы из трех летательных аппаратов и одной отдаленной наземной станции для запуска аппаратов для выполнения боевых задач - это 32 миллиона долларов. Если будут какие-то сложности: политические, экспортно-импортные, то, конечно, цена возрастет. Двигатель составляет 25% от цены летательного аппарата", - рассказал Александр Лось.

ACE ONEФото: Апостроф

Кстати, ACE ONE может стать серийным продуктом уже в ближайшей перспективе.

"Нормальное время для выхода на производство при нормальном финансировании и ритмичной работе - 3,5 года", - добавляет Лось.

Но кто же может купить такой дрон?

"Рынок поставок комплектующих сразу же определяет будущие рынки поставок своей авиационной продукции", - отмечает президент компании ACE. Соответственно ACE ONE может продаваться в США, Канаду, Израиль, Индию и Польшу.

А как насчет внутреннего рынка?

"Мы как стелс-компания возникли будто из "ниоткуда", поэтому некоторые люди еще находятся в растерянности: что вообще происходит? Но в парламентском комитете по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки уже познакомились с нашей компанией, я общался с главой комитета Александром Завитневичем и заместителем главы комитета Ириной Верещук. Были и делегации Минобороны. Но большую заинтересованность в проекте проявили наши страны-соседи и уже рассматриваются дальнейшие общие действия по развитию подобной системы", - резюмировал Александр Лось.

Читайте также

Начинаем с Пасхи: главные праздники мая в Украине

В мае будет несколько больших праздничных дат, которые украинцы всегда отмечают в кругу семьи или с друзьями

Где преступление? По делу о хищении у Нафтогаза 2,2 млрд. грн. отсутствуют убытки

Ярослав Дубневич намерен обратиться в Европейский суд по правам человека

Перезагрузка мобилизации и новые правила для водителей: главные изменения для украинцев в мае

Самые главные изменения в Украине в последний месяц весны - коснутся большинства украинцев

Новини партнерів