RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Трудовые книжки уходят в прошлое: как будут считать страховой стаж для пенсии

Цифровизация добралась до трудовых отношений украинцев

Цифровизация добралась до трудовых отношений украинцев Фото: pixabay.com

В Украине отменили трудовые книжки. Точнее, они перестали быть обязательными при трудоустройстве и, что важнее, для учета стажа, необходимого для получения пенсии. Отныне все сведения о работниках будут храниться в электронном реестре Пенсионного фонда. Как удостовериться в том, что ничего из информации о страховом стаже не потерялось, и как получить пенсию автоматически без посещения местного отделения ПФУ, разбирался "Апостроф".

Что написано пером, уже... неважно

С июня в Украине заработала новая система учета страхового стажа и назначения пенсий. Отныне основным носителем информации о трудовом пути гражданина Украины и его страховом стаже, который учитывается при назначении пенсии, становится не бумажная трудовая книжка, к которой украинцы привыкли еще с советских времен, а запись в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования.

Впрочем, трудовые книжки полностью своего существования пока не прекращают. После вступления закона в силу начался пятилетний переходный период, в течение которого параллельно с электронным реестром работники могут иметь и трудовые книжки.

Это больше не обязательно, но по желанию граждан, которые до конца не доверяют электронным технологиям, администрация предприятия-работодателя должна будет делать записи в трудовых книжках. Таким же образом можно заносить в трудовую книжку данные о поощрении на работе и принятии воинской присяги.

Также могут завести трудовые книжки и молодые работники, которые впервые принимаются на работу. Работодатель по их требованию должен будет завести для них трудовую книжку не позднее, чем через пять дней после принятия на работу.

При этом трудовая книжка уже не должна храниться в специальных сейфах по месту работы. Каждый работник, желающий ее иметь, будет хранить ее у себя дома и предоставлять в отдел кадров работодателя только тогда, когда там нужно будет сделать очередную запись.

Как заполнить реестр

Впрочем, прямым основанием для начисления пенсии трудовая книжка быть перестанет. Страховой стаж для лиц, достигших пенсионного возраста, будет определяться по записям в электронном реестре.

Так, если раньше в интересах работника было контролировать правильность записей в трудовой книжке, то теперь это уже не будет такой жизненной необходимостью. Зато каждый работник будет заинтересован в том, чтобы максимально достоверные данные о его стаже содержались в электронном реестре ПФУ.

Здесь стоит напомнить, что в реестре преимущественно содержатся данные, занесенные туда после даты создания реестра (1 января 2004 года). Данные за предыдущие периоды могли внести туда работодатели на основании трудовых книжек, которые у них хранятся. Но во многих случаях они этого не сделали. Поэтому тем, кто начал свой трудовой путь раньше, стоит убедиться, есть ли в реестре полная информация об их трудовой деятельности. Если гражданин обнаружит, что в электронном реестре содержится не вся информация о его трудовом стаже, он может предоставить Пенсионному фонду данные из своей трудовой книжки для того, чтобы их занесли в реестр.

Проверить, какие именно данные содержатся в электронном реестре, каждый гражданин может, заглянув в свой персональный кабинет на сайте Пенсионного фонда. И, если окажется, что информация, содержащаяся в нем, неполная или неверная, то гражданин должен принять меры по ее исправлению и актуализации.

Как рассказал в комментарии "Апострофу" управляющий партнер фирмы "Горецкий и партнеры" Олег Горецкий, непосредственно в электронный реестр сведения о трудовой деятельности могут вносить, как сами застрахованные лица, так и их работодатели через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины в виде сканированных или оцифрованных копий предусмотренных законодательством документов (трудовой книжки, справок), с обязательным наложением квалифицированной электронной подписи.

Фото: pixabay.com

Поэтому украинским гражданам, которые сегодня мало знакомы с технологией электронной подписи, возможно придется чаще ее использовать при общении с государством.

"На сегодняшний день, электронная цифровая подпись играет одну из важнейших ролей в системе электронного документооборота, - рассказывает Олег Горецкий. - Он предназначен для подтверждения личности и данных в электронной форме. В случае, если вы не имеете электронной цифровой подписи, его можно получить, обратившись в аккредитованный центр сертификации ключей (их списки нетрудно найти в интернете). Или самостоятельно и бесплатно в приложении "Приват 24" (в личном кабинете) сформировать электронную подпись, с помощью которой вы сможете подписывать электронные документы, подавать электронную отчетность, быстро получать необходимую информацию в государственных учреждениях".

Также, говорит эксперт, на сегодняшний день разработано мобильное приложение ПФУ, в котором можно найти информацию о своем трудовом стаже. Но, если у работника возникнут трудности с самостоятельным пользованием электронными услугами, он вправе обратиться с письменным обращением в Пенсионный фонд Украины, и получить ответ в установленные законом сроки.

Пенсию назначат автоматически, но это не точно

Еще одной новацией нового закона стало внедрение автоматического порядка назначения пенсии. Поскольку считается, что все необходимые данные о страховом стаже работника в Пенсионный фонд есть в наличии, то это означает, что со дня, когда человек достиг пенсионного возраста, ему могут назначить пенсию автоматически, без визитов к чиновникам.

Правда, здесь надо обратить внимание на существенную деталь. Пенсия автоматически будет начислена только в том случае, если лицо имеет достаточный для этого трудовой стаж.

"В случае отсутствия в системе персонифицированного учета сведений о страховом стаже, необходимом для назначения пенсии по возрасту (в том числе за периоды до внедрения системы персонифицированного учета), территориальный орган Пенсионного фонда информирует застрахованное лицо, в том числе через его личный электронный кабинет на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда, об отсутствии таких сведений и необходимости их представления (при наличии). Документы о страховом стаже могут быть поданы в территориальный орган Пенсионного фонда или через личный электронный кабинет на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда", - говорится в законе.

Следует также помнить о том, что закон дает право гражданам обращаться за получением пенсии не с момента достижения пенсионного возраста, а позже. В этом случае за каждый год отсрочки гражданин получит добавку к пенсии. Поэтому работники пенсионного возраста могут сознательно отложить выход на пенсию для того, чтобы потом получать более высокие выплаты.

Соответственно, в описанной выше ситуации, когда пенсионный возраст уже наступил, а по имеющейся в электронном реестре информации необходимого страхового стажа у работника нет, Пенсионный фонд, согласно закону, сообщает ему об этом и ждет три месяца. Если в течение этого времени гражданин не предоставил Фонда документы, подтверждающие его стаж, то автоматически будет считаться, что он решил получать пенсию позже. А, когда он решит, что все же пора получать пенсию, ему надо будет обратиться в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением.

Фото: УНИАН

Поэтому автоматическое назначение пенсии все же происходит не совсем без участия будущего пенсионера. Он в любом случае должен задекларировать свое желание ее получать.

"Пенсия по возрасту назначается автоматически, если лицо обратилось в ПФУ с соответствующим заявлением примерно за один-полтора года до наступления пенсионного возраста, - разъясняет партнер юридической фирмы "Василь Кисиль и Партнеры" Валерия Савчук. - Для этого нужно воспользоваться услугой "Анкета-заявление на автоназначение пенсии" в личном кабинете на сайте ПФУ и там предоставить все запрашиваемые сведения. Тогда на момент наступления пенсионного возраста уже не будет необходимости обращаться в ПФУ - пенсия будет назначена автоматически".

При заполнении заявления на автоназначение подаются также скан-копии необходимых документов: паспорта, карточки налогоплательщика, трудовой книжки, диплома, а также - для женщин - свидетельства о рождении детей, если работница в течение своей карьеры брала отпуск в связи с беременностью и родами. Кроме этого, нужно выбрать способ выплаты пенсии - через почту или банк. В случае избрания банка, до наступления пенсионного возраста необходимо будет открыть пенсионный счет.

Также еще до даты наступления пенсионного возраста будущий пенсионер должен выбрать, в каком виде он хочет получить пенсионное удостоверение - электронное или бумажное. При этом надо иметь в виду, что владельцы электронного удостоверения получают пенсию только в государственном "Ощадбанке".

"Однако, если ваш пенсионный возраст наступает уже в ближайшее время (в 2021 году пенсионный возраст составляет 60 лет при условии, если лицо имеет 28 лет страхового стажа), услуга по автоназначению пенсии для вас уже не актуальна, - говорит, юрист юридической фирмы "Василь Кисиль и Партнеры" Анна Некрасова. - Зато необходимо подать в Пенсионный фонд заявление на назначение пенсии. Это можно сделать за месяц до или не позднее трех месяцев с даты наступления права на получение пенсии (она наступает в день, следующий за днем вашего рождения)".

Читайте также

Новини партнерів