RU  UA  EN

воскресенье, 24 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

Платить за соседа: как коммунальщики на ровном месте "доят" украинцев

Платить за услуги ЖКХ приходится все больше, но их качество не улучшается

Платить за услуги ЖКХ приходится все больше, но их качество не улучшается Фото: Апостроф / Роман Петушков

Коммунальные услуги, будучи одной из базовых потребностей граждан, удовольствие не из дешевых. Украинцев приучают к тому, что такая же ситуация и в Европе и в Америке. При этом в обмен на дороговизну нашим гражданам обещают высокое качество услуг и прозрачность расчетов за них. Но как раз, ни качества, ни прозрачности не наблюдается. "Апостроф" разбирался, за что и за кого платят украинцы, и как их в этом обманывают.

Все больше украинцев приходят к осознанию того, что лучше иметь счетчики в квартирах для учета потребления жилищно-коммунальных услуг. Да, придется где-то экономить, но, по крайней мере, ты точно будешь знать, сколько чего ты использовал, и сколько должен за это заплатить. Четко, понятно, прозрачно.

Однако во многих домах украинцев по-прежнему нет приборов учета. Во времена СССР у граждан были только счетчики электроэнергии, за которую советские люди платили по факту использованных ими киловатт-часов. Все остальное оплачивалось по суммам в платежках, которые вписывали туда ЖЭКи, основываясь на своих данных. Учитывая, что в Советском Союзе "коммуналка" была копеечной, люди особо не заморачивались.

В первые годы независимости Украины система оставалась по большому счету советской, и, если люди не платили за коммунальные услуги месяцами, а то и годами, то связано это было не с их дороговизной, а с тем, что у многих просто не было денег – от слова "совсем". Ведь на дворе были "лихие 90-е".

Однако со временем "коммуналка" становилась все дороже, и люди начали задумываться – а не слишком ли много мы за нее платим? Особенно ощутимыми стали платежи за отопление. Во многих украинских городах одно время практиковалась оплата за тепло на протяжении всего года, а не только во время отопительного сезона. Потребителям это было удобно – суммы оставались одинаковыми из месяца в месяц, хотя было совершенно непонятно, откуда берутся цифры в квитанциях, и насколько они верны.

Постоянный рост стоимости тепловой энергии вызвал такой феномен как отказ от централизованного отопления, от которого начали отключаться целыми домами, улицами, а то и городами. В моду начали входить индивидуальные котельные.

Дорожали и другие коммунальные услуги. Второй из них по дороговизне стала горячая вода. Многие люди установили бойлеры (электроэнергия, на удивление, дорожала не так быстро) и одновременно счетчики – если горячей водой не пользуешься, то и платить за нее не надо.

Однако установившие приборы учета украинцы вскоре столкнулись с неприятным сюрпризом – им, как и другим жильцам, доначисляли суммы, образовавшиеся из-за разницы между реальным потреблением в доме, и тем, что определялся по нормативам.

Через некоторое время, правда, эту разницу решили распределять только среди потребителей, у которых не установлены счетчики, что справедливо – не хочешь платить за других, установи счетчик и, как говорится, спи спокойно.

Более того, как известно, сейчас в новостройках квартиры уже оснащены приборами учета потребления основных услуг ЖКХ, а потому в них каждый платит за себя.

За себя и за того парня

Но, как оказалось, с этого года изменились некоторые правила оплаты горячего водоснабжения. Как рассказал "Апострофу" киевлянин, проживающий в новом доме, где у всех жильцов есть индивидуальные приборы учета, "коммунальщики" из "Киевтеплоэнерго" поставили собственников квартир перед фактом, что теперь они должны оплачивать горячую воду не только по счетчику, но и разницу с показателем общедомового счетчика – пропорционально объемам потребления.

Раньше такая методика действовала (и продолжает действовать) в отношении отопления, что понятно, так как батареи есть не только в квартирах, но и в подъездах, и за это тоже нужно платить.

Но откуда взялись неучтенные объемы горячей воды, если, конечно, речь не идет о подогреваемом бассейне на крыше?

"Разница в показаниях возникает из-за потерь внутри дома", - пояснил "Апострофу" эксперт в сфере ЖКХ Сергей Дяченко.

В этом же видит причину и глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.

"Потери горячей воды происходят в домовых сетях. Они не утеплены, большинство из них в плохом состоянии. Поэтому потери горячей воды в доме иногда достигают 20-25%", - сказал эксперт в комментарии изданию.

Но есть и другие причины, и главная из них – человеческий фактор.

Не секрет, что предприимчивые граждане всегда стремились платить меньше, для чего использовали самые разные ухищрения. Самый простой и эффективный способ "обмануть" счетчик – поставить магнит, чтобы замедлить его ход. При этом некоторые народные умельцы умудрялись перенаправить счетчик в обратном направлении – то есть у них потребление электроэнергии не росло, а уменьшалось.

Очевидно, что подобные "хитрости" используются и сейчас. Поэтому не удивительно, что возникает разница между показаниями общедомового счетчика и некоторых квартирных приборов.

Кроме того, отдельные недобросовестные жильцы делают врезки в общедомовые сети, что позволяет им пользоваться неучтенными объемами горячей воды. Например, для обогрева полов. И такие есть в том самом доме, о котором речь шла выше.

Нужно понимать, что это далеко не единичные случаи.

"Их – десятки, если не сотни тысяч", - говорит Олег Попенко.

Как-то слабо верится в то, что "коммунальщики" об этом не знают. Но тогда непонятно, почему они не реагируют на столь вопиющие факты.

"К сожалению, коммунальные предприятия не имеют влияния на совладельцев многоквартирных домов. Таков закон, - рассказал Олег Попенко. - На самом деле, должны быть службы – в большинстве стран это так называемая жилищно-коммунальная инспекция, которая может прийти и проверить, есть ли нарушение. А в Швеции, например, это ответственность управляющих компаний – там даже без ее разрешения розетку нельзя заменить, не говоря уже о более серьезных вещах. У нас же система управляющих не работает".

Однако зачастую коммунальные предприятия, ответственные, кстати, не только за предоставление той или иной услуги, но и за ее качество, даже не пытаются провести аудит и осуществить хотя бы поверхностную проверку. А ведь несанкционированное вмешательство в работу сетей общего пользования – это правонарушение, и ими должны заниматься правоохранительные органы.

Но проводить проверки – это дополнительные расходы.

"Конечно, им проще повесить это (неучтенное потребление) на всех жильцов", - говорит Сергей Дяченко.

Но это не единственная проблема, с которой сталкиваются жильцы многоэтажных домов. Как сообщили "Апострофу" информированные источники, столичные коммунальщики планируют реализовать новую схему по "дойке" жильцов - расчет горячей воды хотят делать не по "кубам", а по гигакалориям.

Уже сейчас представители "Киевтеплоэнерго" начали вести переговоры с руководством ряда ОСМД по поводу изменений методики подсчета услуг. Впрочем, все это рискует закончиться серьезным скандалом: представители домов резко выступают против идеи коммунальщиков - хотя бы потому что в квартирах у абсолютного большинства владельцев стоят счетчики по подсчету объема воды, а не гигакалорий. Закономерно, что в ОСМД небезосновательно полагают, что благодаря переходу на новую схему подсчета услуг столичные коммунальщики получат прекрасную возможность "рисовать" в платежках завышенные суммы.

Утрата доверия

Кроме того, нужно понимать, что украинские коммунальные предприятия сами далеко не "белые и пушистые".

Сергей Дяченко поделился личным неприятным опытом общения с компанией "Киевэнерго".

"Они перенесли счетчик электроэнергии на подстанцию, где находится точка разделения, к которой у меня нет доступа. При этом я не позволил распломбировать свой счетчик в гараже, с которого продолжал снимать показания. И за один месяц сумма оказалась в пять раз больше, чем по моему счетчику. После моих жалоб и обещания обратиться в НКРЭКУ (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг), через два месяца разница была уже всего 10%", - рассказал он.

И такие случаи повсеместны.

В частности, нынешним летом многие киевляне начали получать уведомления о наличии у них задолженности за отопление с прошлого отопительного сезона. И суммы для погашения оказались очень даже немаленькие. Здесь, во-первых, удивляет то, почему о задолженности стало известно только по прошествии нескольких месяцев? Кроме того, у многих на самом деле никаких долгов не оказалось. Как рассказал "Апострофу" один столичный житель, получив такую платежку, он обратился за уточнением в компанию, и ему пообещали разобраться, а через некоторое время сообщили, что они ошиблись.

Но ведь многие платят, не разобравшись.

"Если вам приходят какие-то штрафы, доначисления, не торопитесь платить, - советует Сергей Дяченко. - Иногда бывает даже так, что несколько месяцев (задолженность) висела, а потом – раз, и исчезла, мол, разобрались. А если заплатишь, потом можешь и не вернуть".

Кстати, с июля киевляне начали получать в квитанциях за отопление дополнительный платеж. Людям предлагают заплатить за тепло авансом, чтобы во время отопительного сезона платить меньше. Логика в этом, безусловно, есть, учитывая, что нас пугают подорожанием отопления на 20-30% уже осенью.

Но насколько прозрачным является такой механизм? Как узнать, сколько на самом деле будет стоить отопление в осенне-зимний период без учета сделанных авансовых платежей?

Остается только верить на слово "коммунальщикам". Но, как видим, особого доверия к ним у украинцев нет.

Читайте также

Новини партнерів