RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Давай займемся любовью: власти задумались о повышении рождаемости в Украине

Размер помощи при рождении ребенка не пересматривался с 2014 года

Размер помощи при рождении ребенка не пересматривался с 2014 года Фото: Getty images

Депутаты Верховной Рады забраковали правительственный законопроект о помощи при рождении детей и предложили собственный, предусматривающий повышение таких выплат. "Апостроф" разбирался, сколько собираются платить украинским семьям за первого, второго и третьего ребенка, и поможет ли это увеличить рождаемость в стране и хоть как-то сдержать катастрофическую убыль населения.

Больше детей - больше денег

Верховная Рада планирует существенно увеличить помощь родителям в связи с рождением ребенка. Это предусмотрено законопроектом, который был подан в парламент группой народных депутатов. Он является альтернативным проекту закона, который представило правительство, но именно его рекомендовал к рассмотрению в сессионном зале профильный комитет Рады.

Согласно законопроекту, выплата за первого ребенка должна составить 50 тысяч гривен, за второго - 100 тысяч гривен, за третьего и каждого следующего - 150 тысяч гривен.

Предусмотренные суммы планируется выплачивать не единовременно, а постепенно. При рождении ребенка родителям будет сразу выплачиваться только 15 тысяч гривен, второго - 30 тысяч, третьего - 45 тысяч гривен. Остальную сумму они получат равными частями в течение 36 месяцев.

Такое решение авторы законопроекта объясняют необходимостью стимулирования рождаемости, которая в Украине сокращается на протяжении многих лет. Если в 2013 году в Украине родилось 503,7 тысячи детей, то в прошлом 2020 году - уже только 293,4 тысячи. В свою очередь, резко снизился и суммарный коэффициент рождаемости. Так, в 2013 году на одну женщину приходилось 1,51 ребенка, а в 2020-м - только 1,22.

При этом долгосрочный прогноз Института демографии НАН Украины совсем уж печальный - ожидается, что к 2050 году население нашей страны сократится до 29-30 миллионов человек (с нынешних 40 миллионов).

Поэтому, считают нардепы, принятие этого закона позволит изменить ситуацию и замедлить процесс сокращения населения.

Больше платили до войны

Поддержка семей, в которых рождаются дети, менялась в разное время. Впервые ее резко повысили в 2005 году, когда был принят закон, согласно которому помощь при рождении ребенка составила 22,6 прожиточных минимумов, что на тот момент равнялось 8,5 тысячи гривен (1683 доллара).

После этого размер пособия неоднократно пересматривался. В том числе, с 2011 года была введена дифференцированная система, согласно которой был установлен разный размер выплаты в зависимости от того, каким по порядку является ребенок. На первого выплачивалось 25 тысяч гривен, на второго - 50 тысяч гривен, на третьего и каждого последующего - 100 тысяч.

В последнем мирном для нашей страны 2013 году помощь на первого ребенка составляла 30 960 гривен (3870 долларов), на второго - 61 920 гривен (7740 долларов), на третьего и каждого следующего - 123 840 гривен (15 480 долларов).

В 2014 году на фоне сложной ситуации с бюджетом и необходимости радикального увеличения расходов на оборону было принято решение вновь вернуться к фиксированному пособию на каждого ребенка в размере 41 280 гривен. С тех пор эта сумма не менялась и на сегодняшний день в валютном эквиваленте она составляет около 1490 долларов.

В нынешнем году Кабинет министров решил пересмотреть систему выплат при рождении детей. Правительственное предложение заключалось в том, чтобы просто повысить размер пособия на каждого ребенка до 50 тысяч гривен. Соответствующий законопроект был одобрен правительством и направлен в парламент.

Впрочем, депутатов он не удовлетворил, и они предложили собственный. Идею снова привязать размер помощи к прожиточному минимуму, чтобы она автоматически индексировалась в следующем, парламентарии отклонили. И решили утвердить фиксированные размеры, вернув систему, при которой размер выплат увеличивается при рождении следующего ребенка.

Фото: Апостроф / Инфографика

Увеличится ли рождаемость?

Поможет ли увеличение выплат на детей до 50 тысяч гривен (по текущему курсу 1872 доллара), 100 тысяч гривен (3745 долларов) и 150 тысяч гривен (5618 долларов) переломить ситуацию с рождаемостью?

Эксперты предлагают не слишком полагаться на эффективность подобных мероприятий.

"Когда в 2004-2005 годах были радикально повышены выплаты при рождении ребенка, в Украине действительно был зафиксирован определенный рост рождаемости, - рассказал "Апострофу" ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАН Украины Борис Кример. - Однако проведенные опросы показали, что только 13% увеличения рождаемости можно было связать с увеличением государственной помощи. Таким образом, увеличение выплат действительно способствовало улучшению демографической ситуации. Однако его влияние не было решающим".

"Когда семья принимает решение о рождении ребенка, материальное положение действительно является одним из основных, но далеко не единственным фактором, который при этом учитывается, - говорит бывший министр социальной политики и вице-премьер Украины в 2014-2019 годах Павел Розенко. - В 2006-2008 годах наблюдался заметный рост рождаемости. В нескольких областях даже впервые за время Независимости рождаемость превысила смертность. Однако, я думаю, что главной причиной этого повышения было не увеличение в восемь раз государственной помощи, а вера людей в то, что после Оранжевой революции страна стала на путь устойчивого развития, и ее ждет хорошее будущее".

Однако сегодня, говорит эксперт, когда по опросам более 73% населения считают, что страна движется в неправильном направлении, вряд ли простое повышение выплат позволит существенно стимулировать рождаемость.

"Думаю, рост рождаемости на 5-10% в течение ближайших лет может произойти, - говорит Борис Кример. - Особенно в тех случаях, когда в семьях речь идет о рождении второго или третьего ребенка. Ведь, как показывают исследования, если родители хотят завести детей, то на первого ребенка они решаются практически при любых обстоятельствах. А при рождении следующих более тщательно взвешивают собственные обстоятельства".

По словам эксперта, в Украине наблюдается определенный уровень нереализованности желаний. То есть при желании завести второго или третьего ребенка, родители откладывают этот шаг из-за опасений финансовых сложностей. И в таких случаях повышенная государственная помощь может стать весомым аргументом для того, чтобы принять окончательное решение.

Фото: Getty images

Одних денег мало

Впрочем, денежная помощь должна быть лишь одним из элементов государственной политики в области стимулирования рождаемости. Важным также является развитие сети детских садов и других учреждений, которые помогают родителям воспитывать детей, одновременно работая.

Требует совершенствования также система отпусков для матерей. В Украине они могут быть очень длительными - до трех лет, а в некоторых случаях - до шести лет, но с 2014 года эти отпуска не оплачиваются. Это приводит к тому, что в этот период доходы семьи существенно сокращаются, а мать за несколько лет рискует выпасть с рынка труда.

"Во многих европейских странах практикуются оплачиваемые отпуска после рождения детей, - говорит Борис Кример. - Они не такие длинные, как у нас (6-12 месяцев), но помогают родителям сохранить уровень благосостояния семьи, а мать быстро возвращается на работу".

Разработка эффективной политики стимулирования рождаемости является важной государственной задачей, однако сегодня решать эту задачу некому, считает Павел Розенко.

"За последние два года система семейной политики в Украине разгромлена, - говорит эксперт. - Этим сначала немного занималось Министерство молодежи и спорта, потом частично Минсоцполитики. Затем власти решили, что это - забота местных властей, и передали часть функций на места. Поэтому в нынешнем правительстве нет органа, который мог бы проводить целостную семейную политику, в частности разрабатывать комплексные меры по повышению рождаемости".

Откуда деньги?

Сомнительными также являются источники финансирования повышенных выплат. В следующем году на это понадобится 23,68 миллиарда гривен.

Авторы законопроекта рассчитывают, что деньги на это поступят от "детенизации" рынка алкоголя, приводя цифры изъятых из обращения тонн спирта и алкогольных напитков. Однако никаких объяснений, что именно заставит производителей нелегального алкоголя отказаться от своей деятельности и доходов, не приводят. Во всяком случае, история Украины убедительно показывает, что методы силового давления неизменно приводят не к "детенизации" рынков и пополнению бюджета, а к увеличению объемов коррупции.

"На самом деле, если этот законопроект будет принят, выплаты будут финансироваться за счет существующих доходов бюджета, - говорит Павел Розенко. - Поэтому для того, чтобы увеличить одни статьи расходов, остальные придется сокращать. Зная способ действий нынешнего Министерства финансов, можно предположить, что увеличив финансирование одной социальной статьи, оно сократит финансирование других. Скорее всего, средства будут высвобождаться из жилищных субсидий или Пенсионного фонда. То есть программа будет профинансирована за счет людей, которых лишат помощи на оплату коммуналки или пенсионеров, которым не вовремя проиндексируют пенсии".

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства

Новини партнерів