RU  UA  EN

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

Если Россия захочет перейти в атаку, нам нечем ударить по ее территории - экс-коман­дующий Аэромобиль­ными войсками

Украина нуждается в помощи партнеров, но этого недостаточно

Украина нуждается в помощи партнеров, но этого недостаточно Фото: Апостроф

В Украину прибывает дополнительная военная помощь от правительства США. Это полевые госпитали и мобильное оборудование, высокоточное и противотанковое вооружение, боеприпасы и средства радиолокационного наблюдения на общую сумму в 60 млн долларов. Груз поставили на усиление ранее согласованного объема помощи на сумму в 250 млн долларов. Ее предоставили в рамках договоренностей между американским правительством и президентом Украины Владимиром Зеленским, заключенных во время последнего визита Зеленского в Штаты. В чем ценность этой помощи и почему Украине необходимо собственное производство вооружений, в эфире программы Апостроф Live на Апостроф TV рассказал командующий Аэромобильными войсками Украины в 1998-2005 годах ИВАН ЯКУБЕЦ.

- Как вы считаете, достаточно ли нам предоставленной помощи?

- Здесь нужно оценивать не столько смету и общую сумму, сколько сам факт военной поддержки Вооруженных сил Украины да и вообще Украины Соединенными Штатами Америки. И то, что Сенат США увеличил в этом году помощь на 60 млн долларов, это очень хороший признак. Самое главное в этом вопросе является то, что это решение было принято за три дня до визита нашего президента. Это было в начале сентября, а уже в начале октября все было реализовано. Это очень быстро. Такая оперативность говорит о том, что США серьезно настроены относительно поддержки Украины.

- Самыми обсуждаемыми были поставки противотанковых комплексов Джавелин. Они, по вашему мнению, что-то изменили на фронте?

- Джавелин - это тактическое оружие, которое может изменить обстановку на фронте только в том случае, если его будет достаточное количество. Тактическое оружие имеет ограниченные возможности, но чем больше им вооружены наши соединения и подразделения на фронте, тем больший оно может дать эффект. Пока у нас нет такого количества. Но если поставки будут увеличены, то насыщение соответствующими противотанковыми средствами передовых отрядов нашей армии на фронте может изменить эту обстановку к лучшему.

Также очень важна идеология поддержки, США изменили гуманитарную поддержку на военную. И то, что они прислали нам и Джавелин, и радарные установки, и госпитальные комплексы - это очень хорошо. Госпитальные комплексы нужны - это современное оборудование, скорая помощь нашим военным при ведении боевых действий и на поле боя, и в ближайшей тактической и оперативно-тактической глубине. Мы спасаем больше жизней наших солдат, что очень важно.

- Если бы с самого начала нам присылали не сухие пайки, а оружие, мы могли бы закончить этот конфликт, который продолжается уже много лет?

- Нет, это не повлияло бы кардинально на развитие событий. Во-первых, в конфликте главное не военная помощь, а готовность военно-политического руководства к защите государства. Наше руководство в 2014 году к этому не было готово. Во-вторых, это готовность Вооруженных сил и их руководства - Генерального штаба, к ведению боевых действий. Начало военных действий было для нас очень опасным, потому что генералы сами объявили армию небоеспособной. Это, простите, был такой конфуз, что я со стыдом это вспоминаю.

- Это те заявления, будто у нас только 6 тыс. человек готовы воевать?

- Да, это была очень большая дезинформация нашего населения. За эти слова нужно отвечать, кстати. Почему при армии в 150 тыс. военных, только 6 тыс. оказались боеспособными? Это ложь, потому что каждый офицер, солдат и генерал в Вооруженных силах Украины имел оружие, боекомплект, бронежилет, каску, сухой паек на складе, и форму одежды. У них были и автомобили, способные доставить этих солдат, офицеров и генералов в район конфликта. Например, в Крым было чем доставить этих солдат. Но политического решения не было, власть струхнула и превратила этот вопрос в то, что мы имеем сегодня.

- В США менялись администрации, были демократы, затем республиканцы, а сейчас снова демократы. Это как-то влияет на ситуацию в Украине?

- Я думаю, что благодаря событиям, которые были на Майдане, обе партии в американском Конгрессе поддерживают выбор Украины. Они были очень впечатлены тем, что они увидели во время защиты нашего Майдана, а главное - теми ценностям, которые Майдан защищал. Эта мысль сейчас преобладает среди большинства конгрессменов США, и поэтому мы имеем поддержку обеих партий. Безусловно, здесь нашему руководству надо очень осторожно вести внешнюю политику, чтобы сохранить такую крепкую поддержку.

- Что важнее - рыба или удочка? Нам отправляют технику, а не лучше было бы развернуть здесь производство этой техники по американским технологиям?

- Украина сейчас находится в таком положении, что надо и рыбу давать, и удочку. Военная помощь нам нужна сейчас, потому что тогда мы не будем иметь средств для немедленного применения на фронте. Но и производить военную технику мы должны сами. Нам могут помочь это сделать, но строить надо самим.

Например, сейчас у нас разработана "Ольха", но стране при почти полном отсутствии авиации нужны ракетные войска. Нам нужны оперативные (дальностью стрельбы до тысячи км) и оперативно-стратегические (до нескольких тысяч км) ракетные комплексы. Обязательно надо максимально ускорить их разработку для того, чтобы иметь мощное ракетное средство, чтобы наносить противнику ущерб. Если Россия, например, решит развернуть полномасштабную военную операцию против нас, то мы не сможем нанести никаких ударов по ее территории. А это очень плохо, потому что именно там будут сосредоточены все необходимые средства и резервы, для ведения боевых действий на территории Украины.

Фото: Апостроф / Александр Гончаров

Хотим, мы этого или не хотим, но мы сами должны строить оборону своего государства. Этот вопрос касается не только Вооруженных сил. Он касается и Службы безопасности Украины, и пограничных войск, которые сейчас уничтожили, сделав из них пограничную службу. Со стороны Российской Федерации нам надо иметь не пограничную службу, а пограничные войска. Это на европейской границе может быть что-то вроде полицейской службы, а на российской границе должны быть пограничные войска. С танками, с боевыми машинами, чтобы сдержать продвижение русских войск. Хотя бы на сутки, пока мы собираем резервы. Это очень важно. Сегодня одни сутки - это очень много.

- Несколько недель назад появилась информация о том, что Украина может получить от США противоракетные системы "Железный купол". Во-первых, "Железный купол" - вещь дорогая и ее еще нужно содержать. А во-вторых, где и против кого показал себя "Железный купол"? Против самодельных палестинских ракет - да, но у русских другие ракеты. Сейчас мы в него вложимся, а потом у нас не будет хватать денег на собственное производство?

- Безусловно, Украина - страна бедная. Ей надо очень хорошо считать деньги. "Железный купол" - это одна из четырех частей противовоздушной обороны Израиля. Первая система у них тактического уровня - до 7 км по радиусу действия. Вторая - это "Железный купол" с радиусом действия до 40 км. Дальше - оперативно-стратегическая и стратегическая. Все эти составляющие настроены под различные цели, которые будут поражаться при противовоздушной борьбе.

Поэтому нам нужно очень хорошо понимать, что мы берем и как это впишется в нашу существующую систему противовоздушной обороны. Хотя она у нас и не очень разветвленная и масштабная, но она существует, и у нас есть неплохие пока образцы. Мы оказались небоеспособными в противовоздушной обороне против реактивных систем залпового огня. Система "Железный купол" помогает бороться с реактивными снарядами. Одна батарея обеспечивает защиту в радиусе до 40 км по фронту. Сколько нам нужно на наш 500-километровый фронт? Около десяти комплексов с обязательным перехлестом. Можно и меньше - где-то восемь. Если мы знаем, что один комплекс стоит 50 млн долларов, то для покупки десяти комплексов нам понадобится около полумиллиарда. Много это или мало - трудно сказать. Но если бы у нас такой комплекс был во время обстрелов Российской Федерацией наших войск вдоль украинской границы, то тогда и потери были бы другими.

Что касается наших средств противовоздушной обороны, то безусловно, их нужно развивать, и на это нужны дополнительные средства. Но я еще раз хочу сказать, что само наличие защиты от воздушного нападения не влияет на решение противника нанести удар по Украине ракетными силами и средствами. Поэтому нам нужны средства для ответного удара.

Нельзя забывать и о защите нашего населения при ведении боевых действий. В том числе в сфере гражданской обороны и формировании территориальных войск. К сожалению, система территориальной обороны, которую сейчас создали власти, мне не очень нравится. Она не имеет опоры в народе. На кого она опирается? На государственный бюджет. А он сейчас должен использоваться в основном в интересах вооруженных сил.

- А как должно быть?

- Надо опираться на традиционные народные чувства, признание народом того, что он уже веками считает коренным. Как это, например, сделано в Швейцарии.

Фото: Getty images

У нас уже есть такая структура, которая пока никак не управляется государством. Это казачество - организация, которая имеет поддержку в народе. К сожалению, никто серьезно на него не обращает внимания. Это очень плохо, ведь мы теряем драгоценный военный ресурс поддержки государства со стороны населения. Я хочу напомнить, что в территориальной обороне мы не будем сильными до тех пор, пока не будем опираться на наши национальные традиции, привлекать народ к государственной деятельности по защите своих домов, своего села, района, области и так далее. Но здесь нужно быть очень осторожными с вопросами центробежных сил.

- Вы переживаете, что какой-то местный "князек" создаст свою территориальную оборону и будет Киеву дули показывать?

- Да. И чтобы этого не произошло, надо взять казачество под государственное управление. По крайней мере его военную составляющую. Например, реестровое казачество ввести. Тогда это будет дешевле для государства, а самое главное - это позволит получить основы народной поддержки. Разве сейчас народ поддерживает территориальную оборону? Нет, он и не знает о ней.

- Я с вами в целом согласен, но мне кажется, что это будет сложно реализовать.

- Казацкий вариант - наиболее дешевый и наиболее простой. Их надо только собрать, упорядочить, принять соответствующий закон и взять ситуацию под контроль. Во многом это уже сделано.

Читайте также

Новини партнерів