Западные и отечественные СМИ вовсю прогнозируют грядущую Битву за Донбасс, которую якобы хочет провести россия. Приводятся самые разнообразные доказательства – от спутниковых снимков российских военных в Белгородской области до видео военных колонн в Ростовской области.
Однако реальность может оказаться совсем другой и российский Генштаб способен разработать и провести военную операцию на другом операционном направлении.
Итак, прежде всего надо понимать, что Битва за Донбасс идет с самого первого дня широкомасштабной войны. Для противника ее результаты весьма и весьма скромные. Несмотря на взятие Волновахи и окружение Мариуполя (по причинам, не связанным напрямую с атакой российских войск на Донбассе), продвижение так называемой "армии ЛДНР" как в Луганской, так и в Донецкой областях весьма незначительное. Им не удалось не то, что отбросить наши войска от Донецка и Горловки, но даже взять гораздо меньшие по численности населения города - Попасную или Рубежное.
Россиян и их аватаров довольно серьезно сковывает Мариуполь. По самым скромным подсчетам туда стянуто около 10 тысяч человек – от мобилизованных насильно мужчин Донецкой области, до вооруженных формирований "кадыровцев", десятки танков и практически половина российской авиации из той, которая задействована в войне с Украиной. К примеру, на Мариуполь россияне совершают 100-120 боевых вылетов в день, при том что в самые тяжелейшие дни битвы за Киев этот показатель редко превышал 300 вылетов (на всех операционных направлениях). В то же время в боях за город практически не отметились российские кадровые военные, которые обеспечивают только огневое прикрытие воюющей группировки и специальные операции, которые проводятся силами спецназа.
С другой стороны, за годы войны наши военные создали достаточно серьезные фортификационные сооружения, которые прорвать "в лоб" без задействования крупных сил артиллерии и авиации не так уж и просто. Очень сложно россиянам наступать и на Славянск с Краматорском, ведь там ныне сосредоточены довольно серьезные силы ВСУ с артиллерией и танками.
Фактически, у российских генералов остается единственный более или менее вменяемый выход – провести наступление от Изюма в направлении Павлограда и Днепра, чтобы перерезать коммуникации группировки сил ООС и таким образом принудить ее отступить или сдаться.
С военной точки зрения это направление является для россиян перспективным - ведь местность тут не так сильно урбанизирована как, например, в Донецкой области. Поэтому российские войска чисто теоретически могут быстро продвинуться вперед и реализовать свое превосходство в танках, которое, несмотря на потери, все еще сохраняется, по крайней мере на локальном участке фронта.
Однако, как показывает практика большой войны, у россиян очень часто достижение военных целей подчиняется не логике боевых действий, а политической целесообразности. А внутренняя ситуация в россии непременно требует хоть какой-нибудь "победы", хотя бы в рамках Донецкой и Луганской областей. И желательно к "скрепному" празднику 9 мая. А значит российская группировка может быть просто брошена на перемалывание в районе бывшей линии соприкосновения на Донбассе. Даже если ценой огромных человеческих потерь, наша оборона и будет прорвана, то вряд ли стоит ожидать выхода противника на административные границы областей, ведь противостоять ему будут украинские десантно-штурмовые части с огромным боевым опытом.
В любом случае стоит ожидать продолжения наступления вооруженных формирований террористической "лнр" на Северодонецк. Здесь перед российскими аватарами открывается дорога на Лиман, а оттуда - на Славянск и Краматорск. Но и здесь продвижение зависит от наличия как можно большего количества артиллерии. Как показывают события последних дней, российские генералы часто применяют тактику "выжженной земли", когда практически каждый метр территории щедро забрасывается артиллерийскими снарядами разного калибра. Однако такая тактика требует постоянного подвоза боеприпасов и наличия достаточно подготовленных штурмовых подразделений. В нынешних условиях россия не сможет поддерживать такую готовность достаточно долго.
Читайте: Царство страха и надежды: как Северодонецк встретил войну
Примерно такая же ситуация складывается в районе Попасной, откуда противник планирует наступать в направлении Бахмута. Причем некоторые военные командиры "лнр" считают это направление приоритетным, так как до сих пор почему-то уверены, что в Бахмуте и Соледаре сосредоточены большие складские запасы бронетехники, стрелкового оружия и боеприпасов (что совершенно не так).
С другой стороны, вполне очевидно, что по состоянию на середину апреля у нас нет сил, чтобы деблокировать Мариуполь. И поэтому, если город падет, то освободившиеся силы и средства могут позволить россиянам нанести удар в район Угледара, чтобы попробовать охватить силы ООС с запада.
В то же время очевидно, что у нашего Генерального штаба есть какой-то контрплан. Наши военные готовы отразить удар со стороны Изюма. Однако успех операции будет зависеть, во-первых, от скорости подготовки мобилизованного резерва личного состава, а во-вторых, от поступления военной помощи западных союзников.