Из-за войны миллионы украинцев потеряли свои дома, были вынуждены бежать из своих городов. Около трех миллионов граждан Украины вынужденно стали внутренне перемещенными лицами. Многие потеряли работу и средства к существованию. Конечно, еще с начала войны государство начало разрабатывать план мер по оказанию помощи своим гражданам в этот сложный период. Результатом стало создание платформы єДопомога, благодаря которой нуждающиеся в помощи украинцы могут быстро подать заявку, а тысячи волонтеров по всей Украине помочь нуждающимся.
Подробнее об успехах работы платформы, а также как государство помогает украинцам во время войны, в интервью "Апострофу" рассказал заместитель Министра социальной политики Украины по цифровому развитию, цифровым трансформациям и цифровизации КОНСТАНИН КОШЕЛЕНКО.
– Давайте поговорим о результатах платформы єДопомога. Сколько зарегистрировано благотворителей, сколько людей подали заявку на получение пособия, сколько получило и какова общая сумма пособия на данный момент?
– С началом войны количество украинцев, нуждающихся в социальной поддержке и гуманитарной помощи, возросло моментально. Со своей стороны, цифровая команда Минсоца сделала все, чтобы украинцы бесперебойно и в полном объеме получали социальные выплаты, но мы понимали, что важно увеличить размер помощи. Именно поэтому мы начали работать над тем, чтобы дополнительно поддержать тех, кто в этом нуждается.
С этого началась история платформы єДопомога, второй функцией которой, после информации о выплатах и пособиях от государства, стала возможность предоставления и получения волонтерской помощи. Благодаря этой функции каждый нуждающийся украинец получил возможность подать заявку, оставить контактные данные и указать, что именно ему необходимо: еда, лекарства, одежда и другое. А с другой стороны те, кто способен помогать, получили возможность зарегистрироваться на платформе как волонтеры и благотворительные организации.
Так на платформе люди стали спрашивать о помощи, а волонтеры - обеспечивать теми необходимыми вещами, которые есть в наличии, передавая их из рук в руки или по почте.
Впоследствии мы расширили доступность єДопомоги, предоставив возможность поддерживать украинцев онлайн. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с крупными торговыми и аптечными сетями.
- Как это работает?
- Это похоже на подарочный сертификат – люди, даже из-за границы, могут оплатить какие-то продукты или лекарства тем, кому это необходимо. Далее заявителю на помощь поступает смс-сообщение с кодом и указанной суммой, которую он может потратить в магазине или аптеке, участвующих в партнерской программе. На кассе нужно просто показать этот код и ничего не нужно платить. Таким образом, люди со всего мира получили возможность помогать украинцам.
Сейчас граждане уже 26 стран присоединились к нашей платформе, а мы работаем над дальнейшим ее развитием. Поддержала нашу инициативу и платежная система Mastercard, которая от себя увеличивает сумму помощи при оплате их картами.
На платформе зарегистрировано более 970 волонтеров. Но хочу уточнить, что регистрируются также волонтерские организации, в которых работает много людей. То есть тех, кто помогает через платформу єДопомога, гораздо больше количества регистраций.
- А какие объемы помощи?
- Сейчас у нас более 20 тысяч активных заявок от людей из разных регионов Украины. В свою очередь помощь предоставлена по более чем 2 800 заявкам. И важно отметить, что за заявками стоят не люди, а целые домохозяйства, то есть уже около шести тысяч человек получили более 20 тысяч позиций разных продуктов благодаря нашей платформе.
Невозможно измерить в деньгах то, что людям приносят волонтеры из рук в руки, но благодаря "помощи онлайн" уже перечислено более 850 тысяч гривен на продукты и лекарства.
– Можно ли просто перевести средства, чтобы человек сам мог потратить их где угодно?
– Нет, мы не занимаемся организацией переводов средств. Люди в принципе сами могут найти нуждающихся и помогать деньгами. Это адресная помощь продуктами и лекарствами.
– Будет ли расширение перечня товаров, которые можно будет приобрести через функцию "онлайн помощь"?
– Да, кроме продуктов и лекарств мы работаем над тем, чтобы добавить возможность покупать топливо.
– Какие еще функции есть на платформе єДопомога?
– На этой платформе можно найти всю информацию о помощи государства для пострадавших от войны. То есть информацию о всех возможных пособиях, выплатах, компенсациях. Здесь и информация об адресной помощи внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание, или информация как подать заявку о повреждении имущества и обо всем, что государство сейчас подготовило для людей в этот трудный период. И эта информация регулярно обновляется.
– Минсоцполитики также запустило возможность получения денежной помощи от международных организаций через платформу єДопомога. Сколько организаций принимают участие, сколько заявок получено, начались ли уже выплаты?
– Действительно, есть такая функция. На платформе можно быстро заполнить заявку на пособие от международных организаций. Дальше она верифицируется в Минсоцполитики. То есть данные заявителя проверяются используя государственные информационные реестры и базы данных, что позволяет нам получать проверенную информацию о нем и подтвердить его социальные статусы, которые он указал в заявлении. Если человек указывает, что он пенсионер, но таковым не является, мы это сверим и покажем.
Такая информация сохраняется и консолидируется для того, чтобы затем по запросу предоставлять ее международным организациям. Сейчас мы сотрудничаем с шестью такими организациями, например с миссией Международного Комитета Красного Креста в Украине, обществом Красного Креста, компанией Red Rose, которая способствует выплате наличными при поддержке Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, ЮНИСЕФ, Всемирной продовольственной программой ООН и Управлением комиссара ООН по делам беженцев.
Благодаря этому сотрудничеству люди, подавшие заявку, смогут получить деньги просто себе на карточку, или в виде международного перевода через Western Union или MoneyGram. Но, важно, это происходит по усмотрению международной организации.
– Они сами решают, сколько и кому они могут перевести средств?
– Да, учитывая их приоритеты. Благодаря подписанным меморандумам о сотрудничестве, порядка 1,8 млн украинцев смогут получить поддержку. Но если говорить о приоритетах, то организации в первую очередь подразумевают наиболее незащищенные слои населения. При этом у каждой организации есть свое приоритетное направление, например, ЮНИСЕФ в первую очередь занимается семьями с детьми.
Есть понимание, что сейчас большинство украинцев можно назвать социально уязвимыми. Но международные организации, конечно, смотрят и по ситуации в регионах, где велись боевые действия, какие были временно оккупированные, также смотрят, является ли человек внутренне перемещенным лицом, или остается дома. То есть это уже аналитическая работа на стороне международных организаций, после которой они принимают решение о том, кому оказывается помощь.
На платформе уже зарегистрировано более 2,5 млн человек, желающих получить такую помощь. За последние недели мы передали 40 тысяч заявок в организацию Red Rose. Это люди с инвалидностью, пенсионеры и ВПЛ. Они избрали такой сегмент граждан для поддержки. Также передали более 62 тысяч заявлений для выплаты денежной помощи Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Перечень включает пожилых людей, которые не являются перемещенными лицами и подали заявления на помощь через социальную платформу єДопомога.
– Сколько примерно времени проходит с момента подачи заявки до возможной выплаты?
– Нельзя сказать, что есть определенный срок для каждой заявки. Ведь именно международные организации определяют категории населения, которым они готовы помочь, обращаются к нам и мы передаем реестр с верифицированными заявками согласно запросу в рамках заключенного меморандума. Поэтому выплата может быть через месяц, два или больше. Со своей стороны мы прилагаем максимальные усилия для увеличения количества международных организаций, которые могут предоставить денежную помощь украинцам, пострадавшим от войны.
– То есть если заявка подана, проверена Минсоцполитики и передана в международную организацию, это не значит, что выплаты будут 100%?
– Конечно, организации пытаются удовлетворить все заявки, но у всех ограничены бюджеты.
Также стоит отметить, что международные организации осуществляют проверку выплат, которые они делали ранее, делают дедубликацию заявлений на выплаты.
– Хотелось бы поговорить о государственной помощи внутренне перемещенным лицам. Знаю, что есть жалобы от граждан о задержках с выплатами. Многие пишут, что подавшие заявку еще в апреле до сих пор не получили помощь. В чем причина задержки и когда будут выплачены денежные средства?
– Больше людей регистрировалось как ВПЛ в марте-апреле, что вызвало значительные очереди в регионах, но благодаря оптимизации процессов, предоставление возможности подать заявку через приложение "Дія" этот вопрос с очередями решился. На сегодняшний день мы имеем более 2,9 млн человек, которые стали на учет как ВПЛ с 24 февраля текущего года. Общее же количество ВПЛ - свыше 4,4 млн.
Хочу подчеркнуть, что мы производим начисления, далее передаем реестры и потом уже после финансирования происходят выплаты управлениями социальной защиты адресно.
Само начисление происходит вовремя, но есть несколько факторов. Во-первых, документы могут быть еще в процессе обработки, потому что они направляются в управления соцзащиты и обрабатываются. Иногда в документах допускаются ошибки при заполнении, и соцработники разбираются с этим, исправляют эти ошибки, связываются с людьми.
Во-вторых, это приоритизация расходов, бывают случаи, когда нам приходится приоритизировать те средства, которые мы можем себе позволить профинансировать в конкретный день и здесь обычно предпочтение отдается сначала финансированию сектора безопасности и обороны.
Но в любом случае социальные расходы безоговорочно в приоритете у государства и они будут профинансированы в полном объеме. Нужно понимать, что Минсоцполитики только производит начисления, далее передаются реестры, а затем, после финансирования, происходят выплаты управлениями соцзащиты по адресам пребывания людей. И это тоже нагрузка на региональные управления соцзащиты.
Но работа продолжается. И те, кто еще не получил выплаты, обязательно их получат. В настоящее время уже выплачено более 22 млрд гривен.
– Понятно с теми, кто оформлял помощь офлайн и могли допустить ошибку. Но "Дія" подтягивает все данные автоматически? Эти данные также идут к управлениям соцзащиты, разве обработка не происходит автоматически?
– Дело в том, что были технические проблемы по разработке пакетов документов. Эти сложности были в первые две недели подачи заявления на оформление помощи ВПЛ онлайн, но все эти вопросы решены, а те ошибки, которые были присланы с некоторыми пакетами документов, прорабатываются.
– Если человек получил статус ВПЛ, но через некоторое время вернулся домой, он должен закрыть этот статус?
– Да, человек, который перестал быть ВПЛ, должен обратиться в орган соцзащиты и сообщить об этом. И сейчас мы работаем над тем, чтобы запустить эту возможность онлайн.
– А если человек не отказался и продолжает получать выплаты. За это есть какое-нибудь наказание?
– Прямое наказание законом не предусмотрено. Но четко написано, что "в случае обнаружения представления внутренне перемещенным лицом заведомо ложных сведений для получения справки о взятии на учет, возместить фактические расходы, понесенные за счет государственного и местных бюджетов в результате реализации прав, предусмотренных этим законом".
– Что сейчас происходит с соцвыплатами на оккупированных территориях?
– Те люди, которые получали эти выплаты на банковскую карту, они и сейчас получают их без проблем. Это происходит автоматически, и я знаю, что люди пользуются этими выплатами и на временно оккупированных территориях.
Люди, получавшие по почте, но выехавшие с оккупированных территорий, могут продолжить получать выплаты переводом в любом отделении "Ощадбанка".
А для тех, кто остался на оккупированных территориях, и не может получать по почте и в отделениях банка, у нас с "ПриватБанком" реализуется модель, благодаря которой люди смогут получать выплаты прямо на свою карту этого банка. То есть сделано все для того, чтобы люди получали помощь.
К сожалению, других механизмов выплаты пока не существует. Ведь все изменения предусматривают обращение в управления соцзащиты, которые не работают на оккупированных территориях. Конечно, мы максимально стараемся перевести все социальные услуги онлайн и работаем в этом направлении. Но пока доступны только некоторые функции и без физического присутствия человека мы не можем перевести выплаты на карту родственника или какого-либо другого банка.
– Вы говорите о цифровизации социальных услуг, однако у нас много людей, в частности, пенсионеров, у которых нет смартфонов или компьютеров. Мы помним об инициативе президента о раздаче смартфонов пенсионерам, так называемая єБабуся, но с приходом войны этот проект приостановился. Какие-то шаги делаются в этом направлении?
– Диджитализация в Украине гораздо глубже, чем кажется. Мы знаем, что в "Дії" зарегистрировано уже 17 млн человек.
Но если мы говорим об услугах онлайн, то это не значит, что этим будет заменена работа фронт офисов. Это лишь дополнительная возможность, чтобы люди, уже знающие и умеющие, могли оформить помощь онлайн, а не куда-то ехать. Но люди, которые не могут или не хотят пользоваться онлайн-услугами - для них управления соцзащиты остаются.
Кроме того, мы закладываем в систему возможность в будущем отдавать обслуживание граждан, если можно так сказать, на аутсорс. Например, банкам или почтовым операторам. Иногда такие учреждения находятся гораздо ближе, чем ближайший ЦНАП. И достаточно будет прийти в свое отделение почты или банка, подать заявление и никуда дальше не идти.
Мы работаем над максимальной централизацией систем, чтобы это было прозрачно и эффективно, и наоборот, над децентрализацией фронтов, чтобы люди могли обращаться и через смартфон, и лично в ЦНАП, и даже в почту или банк.
– А если люди все больше будут переходить на получение услуг онлайн, не приведет ли это к сокращению штата работников в управлениях соцзащиты? Хватит ли им работы?
– У органов социальной защиты есть разные задачи. Это не только оформление заявлений, а и предоставление социальных услуг, в частности, на дому, гуманитарная помощь и т.д.
Напротив тот штат людей, который перестанет быть задействован в перекладывании бумаг, смогут задействовать на направлениях более полезных для людей, и они смогут предоставить более полезную социальную услугу.
– Какие сейчас планы по дальнейшей цифровизации услуг? Что нового мы сможем увидеть в ближайшее время?
– Мы продолжаем внедрение Единой информационной системы социальной сферы (ЕИССС) даже во время войны. В пилотных регионах Житомирской и Ровенской области она уже находится в опытной эксплуатации. Эта система активно используется в некоторых сервисах, например, частично задействована при регистрации ВПЛ, полностью задействована при выдаче справок людям с инвалидностью для пересечения границы. И эту систему мы развиваем.
Ее главная цель – сделать все социальные услуги удобными, быстрыми и доступными в онлайн и офлайн режимах. Основой ЕИССС является Единый социальный реестр (ЕСР), в котором сконцентрирована информация о каждом, кто имеет право, получает или когда-либо получал любой вид государственной социальной поддержки.
Вы, наверное, уже знаете, что с 1 июня на портале "Дія" появилась возможность оставить заявку на первичную консультацию по усыновлению. Это только первый шаг. В ближайшее время в "Дії" можно будет стать кандидатом на усыновление. Это также наша совместная работа по цифровизации социальных услуг.
Также мы планируем реализовать помощь для одиноких матерей и родителей через "Дію" и еще ряд онлайн сервисов. К концу 2022 года уже можно будет увидеть кучу перемен и множество новых услуг.