RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество

Жизнь на 2 доллара в день: как спасти пенсионеров

Рядом с миллионами пенсионеров, едва сводящих концы с концами, есть более 700 тысяч топ-пенсионеров

Рядом с миллионами пенсионеров, едва сводящих концы с концами, есть более 700 тысяч топ-пенсионеров Фото: lexinform.com.ua

На днях Пенсионный фонд Украины обнародовал весьма неутешительную статистику: более 71 тысячи украинских пенсионеров получает не больше 2 тысяч гривен пенсии. Это даже меньше прожиточного минимума в стране, нижняя планка которого с 1 июля составляет 2 027 гривен. Как в таком случае выживать пенсионерам, и может ли государство в условиях войны что-либо сделать, чтобы поднять уровень жизни людей - разбирался "Апостроф".

Средняя пенсия не для всех

Согласно данным ПФУ, в Украине насчитывается 10,8 миллионов пенсионеров, а средний размер пенсии составляет 4 437 гривен.

Но средняя температура по палате, как обычно, мало отражает реальную картину, ведь, например, 71 280 человек (0,66% всех пенсионеров) получает менее 2 тысяч гривен пенсии. В прошлом году 15,6% украинских пенсионеров получало такую низкую социальную помощь от государства. Казалось бы, прогресс на лицо. НО! 2 тысячи гривен сейчас и эта же сумма в прошлом году – две большие разницы, ведь НБУ прогнозирует, что в 2022 году инфляция по итогам года составит более 30%!

Впрочем, всего то 71 тысяча человек на многомиллионную "армию" пенсионеров - вроде бы и не так существенно. Да, для каждого отдельного пенсионера, который получает менее 2 тысяч гривен это, конечно, драма, но ведь средняя то пенсия в два раза больше – 4 437 гривен. Это тоже не бог весть какая сумма, но все же лучше, чем 2 тысячи. И опять НО!

Большинство украинских пенсионеров не получает среднюю пенсию. 4,6 миллионов человек получает от 2 001 до 3 тысяч гривен! Выживать на 2 тысячи гривен или на 3 тысячи – разница не особо принципиальная, тем более, что в "вилку" от 2 до 3 тысяч входят и те, кто получает, например, 2 010 гривен, 2 050 гривен и так далее.

Еще 2,2 миллиона пенсионеров получает от 3 001 до 4 000 гривен. Таким образом, более 6,8 миллионов человек, то есть больше половины всех украинских пенсионеров, не получает среднюю пенсию.

Откуда же тогда взялась сумма 4 437 гривен? Дело в том, что почти 1,2 миллиона пенсионеров получает от 4 001 до 5 тысяч гривен, еще почти 2 миллиона от 5 001 до 10 000 гривен. Кроме того, 708 тысяч человек можно условно назвать топ-пенсионерами, ведь их пенсионный доход более 10 тысяч гривен. При этом, по сравнению с прошлым годом, топ-пенсионеров в Украине на 2,6% стало больше. Отсюда и средняя температура по палате 4 437 гривен.

Радикальный сценарий

Конечно, государство даже в условиях войны пытается держать планку своих социальных обязательств. Так, с 1 июля, в связи с ростом прожиточного минимума, произошла и плановая индексация пенсий. Однако минимальная пенсия повысилась всего на 93 гривны или на 4,8%, что ну никак не перекрывает инфляцию.

"Очень проблематично сейчас индексировать пенсии на упреждение, - поясняет "Апострофу" причины низких пенсионных надбавок экс-замглавы Пенсионного фонда Виктор Колбун. – Годовой бюджет Пенсионного фонда - около 500 миллиардов гривен. И это была существенная ноша для нашей финансовой системы и до войны, когда работало 100% экономики, а сейчас страна потеряла около 40% экономики".

"У государства просто нет денег. Бюджет плохо собирается, ЕСВ значительно меньше, чем должен быть, и не хватает средств даже на эти небольшие пенсии. Нам помогает Запад целевым финансированием, в том числе, и на социальные нужды, но средств все равно мало. Легкого выхода нет, в первую очередь потому, что мы бедная страна, а с началом широкомасштабной войны мы стали еще беднее", - добавляет президент инвестиционной группы "Универ" Тарас Козак, комментируя ситуацию "Апострофу".

Что же делать, если у государства элементарно нет денег на то, чтобы индексация пенсий покрывала инфляцию?

До широкомасштабного вторжения рф проблему низких пенсий в солидарной системе государство предлагало решать введением накопительного уровня пенсионного обеспечения.

"Но сейчас вводить накопительную систему очень проблематично. Считайте, что мы отложили эту реформу на несколько лет, пока не будет восстановления Украины и мы не выйдем хотя бы на довоенный уровень экономики", - добавляет Колбун.

В экспертных кругах звучат неожиданные сценарии, например, добиться относительного уравнения пенсий. Грубо говоря, забрать излишки у топ-пенсионеров, и добавить их к доходу бедных пенсионеров.

"Было бы справедливо, если бы в солидарной системе была бы дифференциация именно по страховому стажу. Это бы кардинально не исправило ситуацию, но просто была бы добавлена справедливость, - говорит "Апострофу" директор Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи Элла Либанова. – Те, кто заработал пенсию по 20 тысяч гривен и больше, поверьте, им есть за счет чего жить. Это немного "пахнет" социализмом, но вся солидарная система по этому принципу построена".

Исходя из общего количества пенсионеров и бюджета ПФ на 2022 год, по приблизительным подсчетам, такое уравнение обеспечило бы всем пенсионерам по 4 тысячи гривен пенсии. Но эксперты считают, что государство на такой шаг не пойдет.

"С юридической точки зрения, если законодательство предусматривало (у человека был большой стаж и хороший доход), и кто-то заработал 10 тысяч гривен пенсии, то такая пенсия не является какой-то исключительной. Забрать часть этих пенсий и сказать, что все будут получать, например, по 5 тысяч гривен – это не совсем справедливо и даже преступно, ведь это нарушает права людей, - уверяет Колбун. – С другой стороны, есть пенсии и по 100 тысяч, у судей, прокуроров. Это не совсем нормально, так как не функция государства - выплачивать такие размеры пенсий. Функция государства – обеспечить людей пенсиями разумного уровня".

Сокращаем и просим

Тогда как же обеспечить украинцев пенсиями "разумного уровня" в период войны и падения экономики?

"Во-первых, бюджетные расходы стоило бы пересмотреть и затянуть пояса там, где это возможно. Да, военным нужно платить высокую зарплату, особенно за участие в боевых действиях. Но я не уверен, что расходы на государственный аппарат нельзя сократить. Одно дело, если какой-то специалист в районе или на городском уровне получает 15 тысяч гривен, и другое дело, если в центральном аппарате по 50 по 100 тысяч гривен зарплаты. По крайней мере, премиальную часть в условиях военного положения можно сократить. Ревизия государственных расходов необходима", - отмечает Колбун.

Во-вторых, "Возможно есть смысл договориться о программе какой-то отдельной помощи со странами большой семерки или большой двадцатки или ЕС. Чтобы эти деньги конкретно пошли на помощь самым незащищенным слоям населения и предусмотреть кроме пенсии какую-то отдельную гуманитарную помощь на время войны. Ведь есть страны, которые не спешат предоставлять активную военную помощь Украине, так почему бы им активнее не помогать в гуманитарных и социальных вопросах? Можно даже помогать не "живыми" деньгами, а, например, обеспечить пенсионеров бесплатными лекарствами. Это уже будет существенная помощь, так как люди старшего возраста много денег тратят на лекарства. Можно даже провести градацию по месту проживания пенсионеров: в городах предоставить помощь больше, так как люди все полностью покупают, а в селах выплаты могут быть немного меньше, так как у сельских жителей есть собственные огороды", - говорит экс-замглавы ПФ.

В-третьих, в условиях тяжелейшего экономического кризиса правительство может ввести ограничения по максимальной пенсии, например, в 5-7 прожиточных минимумов, и при этом поднять минималку для пенсионеров. Конечно же, с условием пересмотра ограничений после восстановления экономики.

А уже после окончания войны, по словам экспертов, за счет государственного бюджета можно было бы ввести базовую социальную выплату, направленную на борьбу с бедностью.

"Это практикуется в развитых странах. Например, в Канаде, Австралии. Например, половину прожиточного минимума платит государство, плюс пенсия человека, и уже как-то можно прожить. Но опять же, это можно делать только в условиях восстановленной экономики", - резюмировал Колбун.

Читайте также

Новини партнерів