RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество
Мнение

Статус замороженных активов государства-агрессора и механизм их конфискации для возмещения ущерба, причиненного в результате боевых действий

Активы россии должны быть конфискованы

Активы россии должны быть конфискованы Фото:

Полномасштабное вторжение вооруженных сил и других военных формирований Российской Федерации на территорию Украины, сопровождающееся неоднократными случаями геноцида и другими преступлениями против мира, безопасности человечества и международного правопорядка со стороны оккупационных войск государства-агрессора, которые прямо и демонстративно поощряются его военно-политическим руководством на самом высоком уровне, является нарушением общепризнанных принципов и норм международного права.

Одним из инструментов влияния демократического мира на государство-агрессора для уменьшения масштаба человеческих и экономических потерь является замораживание активов. О том, каким образом это можно провести рассказал "Апострофу" депутат Киевского городского совета, председатель общественной организации "Центр защиты киевлян" Виталий Нестор.

Путем эволюционного развития этого инструмента является конфискация национальных (суверенных) активов государства-агрессора с их последующим направлением на финансирование компенсационных выплат пострадавшим от боевых действий.

Соответствующими международными стандартами и зарубежным опытом определены соответствующие модели изъятия объектов права собственности государства-агрессора и связанных с ним лиц.

Так, по международным стандартам, отраженным в Основных принципах и руководящих положениях, касающихся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права, принятых Резолюцией 60/147 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 2005 г. государства могут принимать решения о способах разработки мер по возмещению ущерба, которые лучше всего соответствуют их специфическим условиям. Более того, если государство соглашается возместить ущерб, причиненный пострадавшим третьими сторонами, то ничто не должно препятствовать такому государству попытаться получить компенсацию от этих сторон.

Абсолютность права государства на возмещение ущерба, причиненного агрессивной войной, позволяет такому государству использовать все возможные средства и способы получения компенсации.

В частности, Украина как сторона межгосударственного военного противостояния, испытавшая полномасштабное вооруженное вторжение и в соответствии с принципами и нормами международного права принимает весь спектр мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию агрессии, ввела правовой механизм безвозмездного и безвозвратного изъятия активов государства-агрессора.

В частности, согласно ч. 3 Закона Украины "Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов" решение о принудительном изъятии в Украине объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов без компенсации их стоимости принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины по проекту, внесенному Кабинетом Министров Украины, и вводится действие указом Президента Украины. Проект решения обязан содержать: список объектов права принадлежности Российской Федерации и её резидентов, подлежащих принудительному изъятию; идентификацию (местонахождение, регистрацию и т.п.) объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов; наименование лиц, объекты права собственности которых подлежат принудительному изъятию; сроки проведения принудительного изъятия каждого объекта; другие положения, определенные законом. При этом резидентами Российской Федерации по терминологии этого закона являются юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Украины, учредителем (участником, акционером) или бенефициаром которых прямо или косвенно является Российская Федерация и/или у которых Российская Федерация прямо или косвенно имеет долю в уставном (совместном) капитале, акции, паи, иное членство (участие в любой форме) в юридическом лице (абз. 3 ч. 1 ст. 1 Закона Украины "Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации) и его резидентов"). Однако, если государство, которое испытывает вооруженное вторжение в рамках права на самооборону и по международно-правовому принципу взаимности может наносить ущерб национальным интересам государства-агрессора, в том числе и экспроприацией суверенных активов или объектов права собственности связанных с нею лиц, то когда речь идет об этом шаге со стороны государств, не являющихся сторонами вооруженного противостояния, то необходимо соблюдение некоторых правовых стандартов.

Как определяет американское законодательство, государством - спонсором терроризма является государство с правительством, которое Государственный секретарь США признал систематически обеспечивающим поддержкой акты международного терроризма. Актами международного терроризма считаются пытки, внесудебные расправы, авиационный саботаж, захват заложников, равно как и обеспечение этих преступлений материальной поддержкой или другими ресурсами (ч. "j" ст. 20144 Свода законодательства США). Объекты права собственности государств, признанные спонсорами терроризма, не защищаются юрисдикционным иммунитетом государства от наложения на них взыскания, кроме имущества военного назначения и суверенных активов центральных банков, хранящихся для его собственного пользования и распоряжения (глава 97 Свода законодательства США).

Из вышеизложенного следует, что типичной американской практикой является заморозка с последующей экспроприацией суверенных активов центральных банков и объектов права собственности тех государств и связанных с ними лиц, которых Государственный секретарь США признал государствами – спонсорами терроризма. Изъятые денежные средства и доходы от продажи экспроприированного имущества поступают в специальный компенсационный фонд, на выплаты из которого может рассчитывать американское гражданское население, государственные служащие, в том числе военнослужащие, и политические деятели, пострадавшие от государственного терроризма, установленного судебным решением федерального суда, постановленного не в пользу соответствующего государства – спонсора терроризма.

Также свидетельством приверженности американского правительства и конгрессменов идеи обеспечить неотвратимость последствий обесценения государством-агрессором системы обеспечения международного правопорядка безопасности человечества, отказа от цивилизованных правил ведения войны, а также совершения ею геноцида, является последовательная поддержка применения экономических санкций в отношении государства-агрессора и его публичных агрессоров, невзирая на то, что США не являются стороной конфликта.

Речь идет, в частности, о том, что по американскому проекту Законодательного акта о полномочиях на конфискацию активов, находящихся под юрисдикцией США и принадлежащих некоторым категориям лиц, и другие меры (Законодательный акт об изъятии активов для восстановления Украины), Президент США обязуется предпринять все конституционные шаги по изъятию и конфискации активов под юрисдикцией США, принадлежащих иностранным гражданам, чье состояние приобретено благодаря коррупционным связям или политической поддержке режима российского президента в. в. путина, на который Президент США наложил санкции. Президент США, осуществляя нормативно-правовое регулирование и деятельность публичного администрирования, отвечающих требованиям надлежащего управления и надлежащей правовой процедуры, должен конфисковать любую собственность, в том числе деньги на счетах в финансовых учреждениях, находящихся под юрисдикцией США, и размер (стоимость) которых превышает 2 миллиона долларов США и принадлежащих российским энергетическим предприятиям или иностранным лицам, чье состояние приобретено благодаря коррупционным связям или политической поддержке режима российского президента в. путина и на которое Президент США наложил санкции. Все средства, полученные в результате продажи конфискованных активов, используются во благо народа Украины, включающей:

1) пост-конфликтное восстановление в Украине;

2) гуманитарную помощь;

3) помощь от правительства США силам обороны Украины;

4) поддержку беженцев и расселение беженцев в соседних странах и США;

5) технологические элементы и услуги для обеспечения свободного потока информации для украинского народа в Украине, включая элементы для противодействия интернет-цензуре со стороны российской власти;

6) гуманитарную помощь и помощь развитию для русского народа, включая утверждение и мониторинг демократии и прав человека.

Более того, по указанному документу Президент США после истечения 30 дней со дня введения его в действие должен представить доклад о наличии оснований охватить санкциями всех депутатов федерального собрания РФ (ст. 5 Законодательного акта США об изъятии активов для восстановления Украины).

Таким образом, высока доля вероятности внедрения механизма экспроприации американскими правительственными структурами в пользу Украины объектов имущественных прав под американской юрисдикцией у российских граждан, состояние которых приобретено благодаря коррупционным связям или политической поддержке режима военно-политического руководства государства-агрессора с возможным дальнейшим расширением сферы персонального охвата экспроприации, по меньшей мере, политическими деятелями государства-агрессора, участвовавшего в принятии решений, так или иначе ставших основой для разрешения ею войны.

Также заслуживает внимания и канадское законодательство по вопросу замораживания и изъятия суверенных активов государства-агрессора и объектов права собственности связанных с ним частных лиц.

Согласно положению ст. 440 Законодательного акта Канады о реализации отдельных положений бюджетного законодательства и осуществления других мер от 23 июня 2022 года после внутренних консультаций канадское правительство может выдать распоряжение о наложении ареста или ограничении иным образом владения, пользования и распоряжения имуществом, расположенным на территории Канады и прямо или косвенно контролируется: иностранным государством; физическим или юридическим лицом, связанным с иностранным государством.

Основания для издания указанного распоряжения определены ст. 4 Законодательного акта Канады о специальных экономических мерах от 1992 г., а именно: а) принятие международной организацией или межгосударственным объединением, участником которой является Канада, решения или рекомендации с призывом к ее участникам к коллективному принятию специальных экономических мер к иностранному государству; б) грубое нарушение мира и международного правопорядка иностранным государством, которое повлекло или с высокой долей вероятности может повлечь за собой серьезный международный кризис; в) явное и систематическое нарушение права человека в иностранном государстве; г) ответственность через отдание приказов, прямой или опосредованный контроль за процессами, связанными с коррупцией, с учетом положения лица, степени его влияния на коррупционный процесс, объема незаконных доходов от него и других обстоятельств, имеющих значение. После замораживания объектов права собственности распоряжение об их экспроприации может быть выдано без каких-либо дополнительных предпосылок, кроме случаев, когда соответствующие объекты эффективно контролируются государствами или лицами, на которые наложены санкции (ст. 441 Законодательного акта Канады о реализации отдельных положений бюджетного законодательства и осуществления других мер).

Кроме того, канадское законодательство детализирует возможные пути использования имущества, изымаемого в порядке реализации специальных экономических мер или доходов от его продажи. В частности, они могут направляться на:

1) возрождение благосостояния иностранного государства, пострадавшего в результате серьезного нарушения международного мира и безопасности;

2) восстановление международного мира и безопасности;

3) компенсацию жертвам серьезного нарушения международного мира и безопасности, грубых и систематических нарушений прав человека или значительных коррупционных действий (ч. 5-6 ст. 441 Законодательного акта Канады о реализации отдельных положений бюджетного законодательства и осуществлении других мер).

По канадскому законодательству наличие оснований для наложения экономических санкций, связанных, в частности, с грубым нарушением мира и международного правопорядка, систематическими и серьезными нарушениями прав человека или значительными коррупционными действиями иностранным государством или его связанными лицами, неизбежно влечет заморозку и конфискацию соответствующих суверенных и частных активов без дополнительных предпосылок.

По образцу итальянского законодательства о противодействии мафиозным структурам или грузинским антикоррупционным правилам можно применить упрощенные критерии для экспроприации имущества к принадлежности к категории лиц. Позитивное решение по этому вопросу должно приниматься или если владелец не может подтвердить законность происхождения активов (итальянский и грузинский подход) или имущество имеет связь с преступлением (американский взгляд) или если владелец имущества несет ответственность или причастен к преступлению (канадский критерий).

Подтверждение грубого и очевидного нарушения государством-агрессором норм и принципов международного права для легитимизации мер реагирования на него может происходить, в частности, принятием резолюции Советом безопасности ООН или Генеральной Ассамблеей ООН в порядке, определенном ее Резолюцией 377(V) на случай отсутствия единства постоянных членов Совбез ООН по вопросу поддержки международного мира и безопасности, а также по итогам рассмотрения соответствующих дел международными судебными учреждениями и коллективным официальным волеизъявлением межгосударственных объединений, таких как Европейский Союз, или группы государств.

Конфискация активов, принадлежащих гражданам государства-агрессора или другим лицам с центром интересов в ней и находящихся вне юрисдикции государства-агрессора, должна допускаться с соблюдением стандартов верховенства права, включающего справедливую административную правовую процедуру и судебное разбирательство, для предотвращения произвола и безосновательного и непропорциональному вмешательству в право собственности. Основанием для этого по образцу канадского законодательства и проекта американского Законодательного акта об изъятии активов для восстановления Украины может быть наличие достаточных оснований считать, что состояние соответствующих лиц приобретено благодаря коррупционным соглашениям или политической поддержке режима военно-политического руководства государства-агрессора, если эти лица не докажут противоположное. Возложение в таких обстоятельствах бремя доказывания законного происхождения имущества на соответствующих лиц согласовывается и с итальянским законодательством о противодействии мафиозным структурам и грузинским антикоррупционным правилам, правомерность которых была подтверждена Европейским судом по правам человека.

Читайте также