Сегодня, 11 сентября, исполняется ровно 200 дней с момента начала широкомасштабного вторжения войск Российской Федерации на территорию Украины. События последних дней позволяют говорить о перехвате инициативы украинской стороной. Причиной этому является успешное контрнаступление ВСУ, которое привело к разрушению российской обороны в Харьковской области, освобождению ряда населенных пунктов и началу активной деоккупации украинской территории. Итоги 200 дней борьбы подводит "Апостроф".
Читайте также: Капкан для русского медведя: главные итоги шести месяцев войны
По словам президента Владимира Зеленского, с начала сентября, в результате удачного контрнаступления, украинская армия освободила около 2 тысяч километров нашей территории. Прежде всего, это земли в Харьковской области. В частности, произошла деоккупация таких городов, как Балаклея, Купянск и Изюм. Украинское наступление продолжается и, скорее всего, уже входит в пределы Луганской области. А в Харьковской области украинские войска приближаются к государственной границе.
Украинская армия освобождает города в Харьковской области
События последних дней позволяют говорить о перехвате инициативы украинской стороной. То есть сейчас складывается такая ситуация, когда именно наш Генштаб диктует правила игры и решает на каком участке фронта и каким образом будут развиваться события.
Изначально российское вторжение имело исключительно политические цели и очень слабо коррелировалось с реальными возможностями российской армии (как тут не вспомнить "Киев за три дня"). Мало того, даже политические задачи войны (или специальной военной операции, как ее стыдливо называют в России) уже несколько раз менялись за эти 200 дней, становясь все более размытыми и все менее понятными для военных.
Впрочем, с первых дней вторжения россиянская армия имела инициативу. Несмотря на исключительное мужество защитников Украины, российские генералы имели серьезное преимущество в том, что они были способны наносить удары в любое время и в любом месте по своему выбору.
Они сделали это на первом этапе войны под Киевом, Харьковом и на юге, где смогли достичь серьезных результатов в виде захвата Херсона и создания сухопутного коридора в Крым и обеспечения оккупированного полуострова днепровской водой. После отступления от Киева и из северных районов страны русские продолжали владеть инициативой в следующей фазе войны, когда они проводили наступательные операции на Донбассе.
В боях за Луганскую область, в Мариуполе и под Волновахой наши военные заставили русских истекать кровью за каждый отвоеванный метр земли. Цена, которую заплатили россияне и коллаборанты за захваченные земли, была очень высокой. Причем это касается не только человеческих потерь, но потерь в технике, что вряд оправдало захват полностью разрушенных Северодонецка, Мариуполя или Волновахи.
Истощение возможностей российской армии, вызванное операциями на Донбассе, наложилось на резкое увеличение огневых возможностей ВСУ благодаря поставкам 155-мм артиллерии, РСЗО HIMARS и М270, а также массированному использованию тактических ракет типа "Точка-У". Все это привело к тому, что инициатива постепенно ушла от русской армии.
Наша армия начала активные боевые действия на двух направлениях – харьковском и херсонском, что стало в какой-то мере неожиданностью для российского командования. Особенно болезненными стали удары в районе Балаклеи, где линия фронта представляла собой редкие блокпосты, на которых стояли мобилизованные из оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей, прикрытые отрядами Росгвардии.
Сейчас мы можем осторожно говорить, что мы приближаемся к поворотному моменту в этой войне. Нельзя говорить, что такой перехват инициативы дался нам легко – армия понесла серьезные потери, прежде всего, в людях. Вполне очевидно, что крупномасштабные наступательные операции приведут к еще большим потерям. Поэтому уже в ближайшее время нам потребуется больше высокоточного оружия, больше бронетехники. Не стоит забывать и о том, что впереди зима. Но, как показал ход войны, мы быстро учимся и быстро адаптируемся. Поэтому сейчас как никогда для нас важна поддержка западной коалиции – и как показал "Рамштайн-5", она у нас есть.
Перехват инициативы на фронте окажет значительное влияние на ход войны. Наши солдаты будут чувствовать превосходство над врагом, а на стратегическом уровне президент Владимир Зеленский сможет продемонстрировать миру, что Украина может вернуть оккупированные территории.
Успехи Украины на поле боя станут стимулом и для европейцев. А для русских потеря инициативы все больше напоминает катастрофу. Уже сегодня мы видим ситуацию, когда русская армия вынуждена перебрасывать подкрепления из Донбасса в Херсон и Запорожье, чтобы укрепить свою оборону. Как только русские генералы окончательно перейдут только к реагированию на наши наступления и к оперативной обороне, боевой дух и тактическая эффективность их армии могут очень быстро ухудшиться.
К этому стоит добавить и действия партизан под руководством ГУР, которые осуществляют нападения на российских солдат, чиновников и транспортную инфраструктуру на оккупированных территориях. Под таким совместным давлением на фоне поражений на фронте вооруженные силы РФ могут просто рухнуть. Спасти их могут только решительные действия военного командования. Однако на протяжении всей войны российские генералы не демонстрировали военное лидерство и вряд ли они смогут адекватно реагировать в такой быстро меняющейся ситуации.
Как только картинки отступающей армии и пленных российских солдат заполнят эфиры европейских телеканалов, это станет для президента Путина стратегической катастрофой. Его рассказы о величии России и эффективности ее "чудо-оружия" очень быстро станут поводом для насмешек не только в Европе, Украине, но даже и в России.
Российские пленные
На протяжении большей части российско - украинской войны мы вынуждены были только защищаться и отвечать на удары российской армии на севере, востоке и юге своей страны. Эта ситуация может вот-вот измениться. Ближайшие месяцы вполне могут оказаться самыми решающими в войне.