RU  UA  EN

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

​Вышел в магазин – попал под обстрел: почему власть забыла о раненных гражданских

Многие люди, получившие травмы в результате обстрелов врага, не знают куда обращаться

Многие люди, получившие травмы в результате обстрелов врага, не знают куда обращаться Фото: Pexels

С начала широкомасштабного вторжения россии в Украине тысячи мирных жителей получили ранения. И если лечением и реабилитацией раненных украинских военных занимаются Минобороны и Минветеранов, то раненные гражданские зачастую предоставлены сами себе. Восстановление здоровья для таких людей становится тем еще квестом с неопределенными результатами. В проблеме, которую война с каждым днем будет только усугублять - ответы пытался найти "Апостроф".

Тысячи раненных

"31 марта я был ранен, - рассказывает "Апострофу" харьковчанин Юрий Демченко. – Транспорт в тот день не ходил, я пошел в магазин и попал под ракетный обстрел. Я вызвал скорую, полицию и меня отвезли в больницу. Во время этого налета только раненых кроме меня было около 50 человек. Я получил осколочное ранение нижней части голеностопа правой ноги. Теперь у меня пожизненно вторая группа инвалидности".

Таких людей как Юрий в Украине тысячи. Так, по данным ООН, с 24 февраля в стране было ранено почти 8 тысяч мирных жителей, из них 500 человек это дети. При этом, в ООН отмечают, что на самом деле цифры намного выше. Ведь из мест активных боевых действий информация поступает со значительным опозданием.

Впрочем, если ты гражданский, то по словам главы общественной организации "Эрлайт", защищающей права гражданских раненых, Игоря Мирошниченко, рассчитывать на эффективную помощь государства не приходится.

"Человек после ранения попадает в больницу. Его пролечили, ему зашили раны, провели основные медицинские процедуры, чтобы спасти жизнь. А потом он выходит после больницы с тяжелым ранением, и что ему делать дальше? Куда идти? К семейному врачу? А ведь такому человеку требуется дальнейшее медицинское лечение, а возможно и хирургическое вмешательство, медикаментозная помощь, протезирование и реабилитация", - поясняет "Апострофу" Мирошниченко.

Согласно закону "О реабилитации лиц с инвалидностью", люди, которые в период военного положения получили ранение, контузию или были травмированы, имеют право на реабилитацию.

"Такие граждане будут обеспечены вспомогательными средствами реабилитации, медицинскими изделиями, реабилитационными услугами на основе выводов врачебно-консультативных комиссий (ВКК) учреждений здравоохранения или решений военно-врачебных комиссий, независимо от установления ими инвалидности", - поясняет "Апострофу" глава парламентского комитета по вопросам социальной политики и защите прав ветеранов Галина Третьякова.

Однако по словам Игоря Мирошниченко, до момента официального оформления инвалидности, помощи скорее всего не будет.

"Человек должен попасть на реабилитацию по направлению органов социальной защиты. А для этого ему необходимо иметь показания на прохождение реабилитации. То есть пройти МСЭК и получить группу по инвалидности. А если у человека тяжелое ранение, но он не имеет группы инвалидности, то реабилитация практически невозможна", - уверяет Мирошниченко.

"Поэтому и нужно убирать медико-социальную экспертную комиссию из процесса реабилитации, - поясняет "Апострофу" член парламентского комитета по вопросам здоровья нации Ольга Стефанишина. – Реабилитация должна предоставляться сразу, в соответствие с потребностями пациента. Только так она даст результат, то есть поможет предупредить инвалидизацию или минимизировать ее. То есть она должна предоставляться ДО получения статуса лица с инвалидностью".

Юрий Наседкин из Лисичанска ухаживает за женой, получившей ранение еще во время проведения АТО. Но за все эти годы мужчина так и не смог добиться адекватного лечения.

"Такое ранение, как у моей жены, требует реабилитации, - рассказывает Наседкин "Апострофу". – Реабилитация есть в Австрии и стоит она 120 тысяч евро. В Украине этого нет. Тем не менее, мы решили попробовать пройти реабилитацию хотя бы в "Феофании". Без статуса лица, получившего инвалидность вследствие войны, брать нас не хотели. Жена получила этот статус, но потом нам сказали, что на реабилитацию в "Феофанию" ее все равно не возьмут, так как они занимаются только ургентными пациентами. На этом мы потеряли веру".

Раненным гражданским законодательство предлагает только оформление статуса лица, получившего инвалидность вследствие войны. В этом случае реабилитация не гарантируется, но хотя бы появляется право на льготы, бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение, скидка на оплату коммуналки, денежные выплаты. А это уже что-то.

"Такой статус - это уже совсем другие критерии начисления пенсии и социальной помощи", - отмечает Мирошниченко.

Но, по его словам, на всю Украину едва ли наберется 160 человек с таким статусом. И это при том, что счет раненных идет на тысячи. Почему так?

Все дело в том, что раненому необходимо самостоятельно доказать, что его ранение, которое привело к инвалидности, получено именно вследствие войны, а не каких-либо других обстоятельств. А доказать это не так и просто. В межведомственную комиссию при Минвете, которая присваивает статус лица, получившего инвалидность вследствие войны, нужно предоставить целую кипу документов: начиная от выводов МСЭК и заканчивая справкой о несудимости, выводами медэксперта и выпиской из ЕРДР об открытии уголовного дела по факту получения ранений от боеприпасов.

"А раненные люди иногда даже физических возможностей не имеют этим заниматься, - поясняет Мирошниченко. – Во-первых, людям сложно собирать документы. Человека нужно индивидуально сопроводить. Ему нужна правовая помощь, информационная. Во-вторых, люди даже не знают, что вообще могут на что-то претендовать. Например, человек живет в глубинке, в селе, получил ранение, живет и мучается. Ну ходит он к местному врачу, а врач ему говорит, что ничего он не добьется, не нужно тратить время зря. Инвалид, пенсионер? Пенсию получаешь? Вот и живи спокойно. Ну это и понятно, чем меньше обращений, тем меньше бюджетных денег будет потрачено на такую категорию людей".

Выплаты не для всех

Есть ли шансы, что ситуация как-то поменяется?

В идеале "Должна быть целевая программа оказания гражданскому человеку помощи после ранения. Дорожная карта", - уверяет Игорь Мирошниченко.

"Нужна программа, которая бы отдельно финансировалась. Или НСЗУ должна была бы ввести пакет услуг по реабилитации. Вообще для всех раненых. Во время реформы были ликвидированы реабилитационные центры и пока это будет продолжаться, ситуация не изменится. Да, например, во Львовской области реабилитационный центр есть, но только благодаря тому, что его финансирует Львовский облсовет. На локальном уровне усилиями местных бюджетов что-то решается, но должен быть системный подход и государственное видение. Деньги нужно закладывать в бюджет, проект его уже подан, но там ничего не предусмотрено на эти цели. Пока заграничные партнеры нам помогают больше, чем наше государство", - комментирует ситуацию "Апострофу" экс-министр здравоохранения Олег Мусий.

В теории разработать такую программу медико-правового сопровождения гражданского раненного должны были в Минсоцполитики.

"Есть программа, которая регламентирует обеспечение людей техническими средствами реабилитации. Если у человека есть потеря функциональности, например, нет руки или ноги, то человек может получить соответствующее техническое средство реабилитации: протез, коляску и так далее. А дальнейшее лечение — это уже медицинская история, и Минсоц не занимается этим", - пояснил "Апострофу" замминистра социальной политики Виталий Музыченко.

Медицинскую историю двигает Минздрав. На сайте МОЗ есть форма подачи заявки для участия в программе медицинской эвакуации за границей. Участвовать в этой программе могут раненные гражданские. Но! Проект реализуется усилиями международных партнеров и благотворителей, соответственно пациента возьмут на реабилитацию только в том случае, если МОЗ получит предложение от одной из европейских больниц, которая за свои деньги будет лечить пациента. Если такого подтверждения не будет, то не будет и реабилитации.

Светом в конце тоннеля для раненных гражданских частично может быть законопроект №7353 о выплате одноразовой денежной помощи за ущерб здоровью, причиненный военной агрессией рф.

Согласно тексту законопроекта, если ранение стало причиной I группы инвалидности, то разовая выплата составит 800 тысяч гривен, если II группы, то 500 тысяч и 200 тысяч за III группу. В Австрии, конечно, за эти деньги здоровье не поправишь, но это лучше, чем совсем ничего. Однако во-первых, такие выплаты предусмотрены только для чиновников, местной власти, работников критической инфраструктуры и журналистов. А, во-вторых, законопроект лежит в парламенте еще с мая, но до сих пор не стал действующим законом.

"На данное время над законопроектом работает рабочая группа в Комитете ВР по вопросам социальной политики, с учетом предложений народных депутатов", - резюмировала Галина Третьякова.

Впрочем, в ВР уверяют, что вскоре система реабилитации все же будет реформирована.

"В комитете по вопросам здоровья нации был создан отдельный подкомитет, который будет заниматься только вопросами реабилитации. Общественные организации, например, БФ "Пациенты Украины", начинают крупный проект "Реабилитация травм войны", направленный на реформирование сферы реабилитации в Украине. В рамках проекта проходят тренинги мультидисциплинарных команд врачей-реабилитологов из разных городов Украины. Заведения, команды специалистов которых сейчас учатся, будут оснащены необходимым современным реабилитационным оборудованием в рамках финансирования проекта. Таким образом, будут созданы мощные реабилитационные хабы по всей стране", - подчеркнула Ольга Стефанишина.

Узнать больше о реабилитации пострадавших от войны в Украине вы можете вEnableMe Ukraine, а также получить консультации и поддержку экспертовв сообществе этой организации.

Читайте также

Новини партнерів