Несмотря на войну, набирает обороты экспорт зерна из Украины. Из деблокированных портов Одесской области за 2 месяца вышло несколько десятков кораблей. Благодаря этому, наша страна стала получать так необходимые деньги в бюджет, а украинские фермеры доход. Это общеизвестный факт. Но, экспортом зерна дело не ограничивается. Стоит заметить, что в августе две западноукраинские таможни в Луцке и Ровно начали выдавать разрешительные документы на экспорт украинского металлолома в ЕС. "Счастливчиками" стали только две компании – "КВВ групп" и "Керамет". На этот опыт уже поглядывают другие таможни, а потому вывоз стратегического сырья будет только увеличиваться. Но, дело в том, что бюджет Украины, как нам кажется, от такого "экспорта" не заработает, а наоборот будет терпеть убытки на сотни миллионов гривен. Почему может так случится, разбирался "Апостроф".
Известно, что весной текущего года бизнес по заготовке металлолома в Украине находился в коме. Сбор сырья практически не осуществлялся, экспорт находился на нуле. Причины понятны. В стране идет война. Однако в июне экспортеры начали прощупывать возможность вывозить свой товар. Естественно, что после блокады украинских портов на Черном море свободным оставался лишь путь в Европу. Поэтому фуры с ломом, в основном легированных марок стали, согласно таможенным данным, устремились из Украины в Германию, Литву, Польшу. Но это были эпизодические поставки объемом до 25 тонн.
При этом, осуществлялись и попытки экспортировать лом через порт Измаила в Грецию (1,5 тыс. т) и Турцию (2,5 тыс. т). Однако уже в июле это направление оказалось недоступным. Во-первых, все экспортные каналы заполнили экспортеры зерна. Во-вторых, рашистские ракеты уничтожили железнодорожный мост через Затоку в Одесской области, из-за чего стало логистически невыгодно везти лом в дунайские порты. Это создало экспортерам металлолома проблему, как дальше переправлять экспортный товар.
Таможня дает добро
Решение было найдено на западноукраинских таможнях в городах Луцк и Ровно. Зеленый свет получили две компании: ООО "Миртен", входящее в "КВВ групп" Евгения Казьмина, и ЧАО "Керамет" Владимира Бублея. По некоторым сведениям, первая структура вывезла в Польшу через луцкую таможню 1,081 тыс. т металлолома, вторая – 122 т через ровенскую таможню.
Характерно, что до этого ассоциация ломозаготовителей "УАВтормет", которую по удивительному совпадению возглавляет как раз Владимир Бублей, постоянно заявляла о проблемах с получением разрешительной документации на таможнях, из-за чего экспорт металлолома в ЕС пробуксовывал. Речь шла о трудностях с получением так называемого Сертификата Евро-1 (сертификат о происхождении металлолома). Именно этот документ позволял экспортерам не платить полную экспортную пошлину в 180 евро за тонну при поставках в Евросоюз, а только 3 евро за тонну, что предусмотрено Соглашением об Ассоциации Украины с ЕС.
Напомним, что вокруг проблемы происхождения металлолома ежегодно ломается немало копий между налоговиками, с одной стороны, и металлургами и металлоломщиками, с другой. Теневой характер ломосбора и ломозаготовки в Украине позволял и, собственно, до сих пор позволяет налоговикам не признавать никакие сделки с ломом, называя их фиктивными, и выставлять металлургам многомиллиардные штрафы. Например, только за 2020 год налоговики доначислили всем метпредприятиям Украины сумму в 10 млрд. грн, что привело к многомесячным судебным тяжбам.
Именно по этой причине многие крупные таможни в Украине, в частности, в Киеве, Львове, Днепре, Одессе, отказывали экспортерам лома в выдаче Сертификата Евро-1. Действительно, в нынешних реалиях в Украине просто невозможно подтвердить его происхождение. Но это "удалось" сравнительно небольшим таможням в Луцке и Ровно, благодаря чему свыше 1,2 тыс. т уже официально украинского металлолома отбыли в Польшу.
Польская перевалочная база
Покупателем этих, по сути, промышленных партий металлолома стали два польских ломотрейдера - Przedsiebiorstwo Handlowo Uslugowo Produkcyjne "SDS SP. z o. o." и Keramet Polska Sp. z o.o. Судя по названию второй структуры, можно предположить, что она состоит вродственных отношениях с украинским детищем Владимира Бублея, поэтому может возникать закономерный вопрос о трансфертном ценообразовании внутригрупповых поставок.
Но дело в том, что польские металлурги полностью обеспечены сырьем. Более того, в стране останавливаются доменные и электросталеплавильные печи. Например, заводы ArcelorMittal Dabrowa Gornicza и ArcelorMittal Warszawa. В связи с этим логично предположить, что украинские ломщики используют Польшу, как перевалочную базу для реэкспорта сырья в Турцию и даже Приднестровье.
Где деньги?
Но если допустить, что наше предположение верно, то не исключено, что "Миртен" и "Керамет" наносят прямой ущерб государству, которое выдает Сертификат Евро-1 как раз для прямых потребителей в ЕС. Именно для них пошлина на экспорт снижается со 180 до 3 евро за тонну. Поэтому, не исключено, что получив такую "привилегию", экспортеры лома вместе с луцкими и ровенскими таможенниками нанесли бюджету страны убытки только от этой партии в размере 200 тыс. евро. И вполне возможно, что вскоре ряд сотрудников этих таможен обновят свои автопарки. Более того, сотрудники других таможен присмотрятся к такому интересному опыту – как выписывать индульгенции о происхождении металлолома.
Но и это еще не всё. Можно предположить, что таможенники даже закрывают глаза на разнобой в ценах на лом, которые декларировали "Миртен" и "Керамет". Известно, что одна из структур вывозила лом по $330-360/т DAP, что более-менее соответствовало мировым ценам в тот период, А вот другая занижала цены. У нее диапазон котировок составлял от $250 до $360/т DAP, из-за чего потери составляли минимум $100/т. Вполне возможно, что экспортеры пытались по максимуму оставить денежные средства за рубежом, ведь реэкспорт осуществлялся, очевидно, по рыночным ценам.
Скорее всего, август был неким "пробным шаром" со стороны экспортеров лома. А если учесть, что потенциал экспорта лома через такую схему составляет сотни тысяч тонн, то бюджетные потери могут исчисляться уже сотнями миллионов гривен. При этом атака со стороны экспортеров лома идет по всем фронтам. В середине августа Президенту Украины была подана петиция с просьбой полностью отменить экспортную пошлину на металлолом.
Как говорится, аппетит приходит во время еды, а у ломозаготовителей – во время экспорта. Сейчас множество фирм-однодневок пытаются сгребать остатки украинского лома, чтобы вывезти его через теневые схемы в ЕС. Убытки для государства никто не считает, поэтому правоохранительным органам и законодателям нужно пристально следить за этим процессом.