Деоккупация Изюма показала на весь мир последствия преступлений россии на захваченных территориях. За полгода российские оккупанты разрушили 80% инфраструктуры города, убили сотни местных жителей. С наступлением холодов становится очевидно, что больше всего люди нуждаются не только в продуктах, но и в средствах для ремонта поврежденных домов. Кроме того, до конца неясно, когда в городе появятся газ, свет и тепло на довоенном уровне.
Чем живет сейчас Изюм, какие настроения царят среди людей и в чем нуждаются жители города больше всего - в эфире Апостроф TV рассказал руководитель ОО "Верное направление", волонтер из Харьковской области ВЛАДИМИР ЗЕЛЕНСКИЙ.
– Что местные люди рассказывают о российском терроре в Изюме, о жертвах, как это происходило?
– Мы занимаемся больше экологической ситуацией и гуманитарной катастрофой, а именно проблемами с отсутствием воды, света и газа. Стараемся как можно лучше помочь местным властям решить и закрыть те гештальты, которые перед нами предстали в доставке гуманитарной помощи отдаленным районам, в работе с населением, в повышении лояльности к Украине.
Смотрите также: Повреждено или уничтожено практически все: как живет Изюм после оккупации - фоторепортаж
Изюм полгода находился в оккупации. Сами понимаете, какую информацию там давали жителям, как их настраивали против украинских защитников и против волонтеров. Поэтому сейчас очень тяжело говорить на эту тему, ситуация не очень приятная. Но радует то, что большинство местных жителей с радостью встречают наших освободителей, кормят их, заботятся о них. Но есть и люди, которые верят, что обстрелы по Изюму, в результате которых было уничтожено около 80% жилищного фонда, – все это сделала Украина.
– Каковы перспективы преодоления проблем в коммунальной сфере, особенно учитывая приближение зимы?
– Мы надеемся, что в ближайшее время, через неделю-две, будет восстановлено газоснабжение, электроэнергия, а отсюда и водоснабжение.
– Как вы способствуете обеспечению населения всем необходимым?
– Наша команда во главе с городскими властями недавно несколько дней развозила свежий хлеб и воду населению. Мы спрашивали, что нужно им больше всего, обнаружили все потребности. Сейчас занимаемся закупкой баллонов со сжиженным газом, печек, чтобы люди перестали готовить на мангалах на улице. Продолжаем и дальше доставлять гуманитарную помощь, которой поступило очень много.
Смотрите также: Герой из Никополя: жена опознала замученного в Изюме бойца с сине-желтыми браслетами на руке
Вся проблема в том, что она уходит в центр города и не идет в отдаленные районы. Наша команда способствует тому, чтобы эта помощь попадала к тем людям, которые действительно в ней нуждаются, а не к тем, кто берет по три раза одну и ту же помощь.
– Как вы это обеспечиваете?
– Мы проводим опрос в социальных сетях и напрямую спрашиваем людей на улицах. Выявляем наиболее социально уязвимые слои населения: малообеспеченных, инвалидов, людей с маленькими детьми. Вносим их в список и довозим им товары первой необходимости.
– Какое количество людей приходится обслуживать? Мэр Изюма говорил, что в городе есть от 15 до 17 тысяч человек, в том числе и дети. Власти говорят о необходимости эвакуации. По вашим оценкам, люди возвращаются в Изюм, или куда движется поток?
– В городе я заметил, что вернулись некоторые люди, но нет такого потока. Город в ужасающем состоянии, особенно в центре. Без слез на это смотреть и перемещаться просто невозможно. Есть много частного сектора, в котором повреждены крыши.
Есть еще один вопрос – хотелось бы получить помощь не продуктовыми наборами, а призвать организации, чтобы они везли в Изюм какие-то тенты, шифер и другие строительные материалы для ремонта. Это то, в чем сейчас нуждаются наши земляки в нашем городе.
– Обращаются ли к вам люди за помощью по эвакуации?
– Да, в нашей команде даже на днях стартовала специальная программа. Помогаем людям оформить "Є-підтримку". Также есть номера телефонов, по которым можно за помощью обратиться.
Что касается эвакуации – мы настолько были заняты работой после деоккупации, что нам некогда было вверх посмотреть. Но мы знаем, что если власть говорит, то нужно так поступать. Мы уже убедились в начале войны, когда говорили, что ничего не нужно, все будет хорошо -, и случилась такая трагедия. Давайте не повторять ту же ошибку дважды.
– Обращаются ли люди за психологической поддержкой? Есть ли такие возможности?
– Сейчас именно над этим вопросом работают люди в нашей команде. У нас есть психолог, подбирающий несколько специалистов со всей Украины. Собираемся открывать такой пункт, где мы будем оказывать именно такую помощь людям.