RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество
Мнение

Украинский ответ "шахидам": как эффективно бороться с дронами-камикадзе

Валерий Романенко о борьбе с иранскими дронами

Валерий Романенко о борьбе с иранскими дронами Фото: mil.in.ua

Иранские дроны-камикадзе Shahed-136 продолжают атаковать гражданскую на энергетическую инфраструктуру Украины. Эти беспилотники коварны тем, что они маленькие и летают на низкой высоте, поэтому их трудно заметить. И хотя наши ПВО успешно сбивают большинство залетающих на нашу территорию дронов-камикадзе, для их уничтожения часто приходится использовать дорогие ракеты, которые в десять раз превышают стоимость самого беспилотника. О том, как бороться с "шахидами" более действенно и дешево и какова цель их использования россией, своим мнением в эфире Апостроф TV поделился эксперт по авиации ВАЛЕРИЙ РОМАНЕНКО.

В Украине иранские дроны сбивают ракетами Р-27, которые стоят минимум 200 тысяч долларов. Это в десять раз выше стоимости "шахида". И я уже не говорю о стоимости ЗРК "Бук" или С-300. Почему именно эти ракеты? Потому что более дешевые ракеты малой дальности – тепловые, и они не могут наводиться на поршневой двигатель этого дрона.

Самая главная проблема – это их обнаружение и организация сопровождения. Почему важно их обнаруживать? Если у нас есть две точки, то мы знаем маршрут всего дрона. Например, мы его обнаружили при пересечении линии фронта, или береговой линии, если летит с юга, или границы Украины, если запуск из Беларуси, а потом кто-то сообщил, над каким селом или городом он пролетел, - мы уже точно знаем, куда он направляется. Эти дроны примитивны по своему оборудованию, они летят по прямой на одной высоте с установившимся маршрутом, и корректируют его только по GPS.

Одним из эффективных средств обнаружения этих дронов-камикадзе являются британские радары А-422 Blighter, которые мы уже получили. Один радар может обнаруживать до 700 воздушных и наземных объектов одновременно на расстоянии от 10 до 20 км, а также определять их тип с помощью искусственного интеллекта. Когда дрон обнаружен, идет предупреждение средств уничтожения. Если они находятся в зоне поражения зенитных комплексов, они приводятся в боевую готовность. Если же нет, то поднимаются истребители.

Как их можно дешевле уничтожать? Недавно группа украинских разработчиков представила проект беспилотника-перехватчика Fowler. Это втрое дешевле "шахида" беспилотник с простой системой наведения. Он легкий, около полутора килограммов, наводится оператором и может стать очень дешевым средством борьбы с иранскими дронами.

А еще по ним могут эффективно действовать все типы зенитно-ракетных комплексов, которые имеют радиолокационные станции. А также зенитные артиллерийские комплексы, например, ЗСУ-23-4.

К сожалению, перехватить "шахид" и отвести его от объектов критической инфраструктуры мы не можем, потому что у них есть специальные системы, которые не дают вмешиваться в систему управления. Даже если на его пути будет препятствие, которое не позволит дрону получать спутниковый сигнал, навигационная система на основе лазерного гироскопа обеспечивает ему прямолинейный полет, хотя ветром его может немного снести с маршрута. Но как только препятствие перестает действовать, он снова ориентируется по GPS, возвращается на свой маршрут и продолжает полет.

Для противодействия "шахидам" НАТО обещает передать Украине специальные комплексы. Таких противодроновых систем очень много, но они эффективно действуют только против квадрокоптеров и легких коммерческих дронов. За время использования своих дронов-камикадзе в бою иранцы уже определили типичные методы преодоления систем помех и они уже предусмотрели их на своем последнем Shahed-136.

Россияне же используют дроны, потому что это дешевый способ поражать объекты инфраструктуры на территории Украины. Они почти заменили ими ракеты, которые заканчиваются, чтобы бить по целям как на фронте, так и в глубоком тылу. Еще одна цель россиян в использовании этих дронов – создать проблемы нашей ПВО, потому что мы, особенно в первое время, использовали дорогие ракеты, которых у нас мало. Мы пользуемся еще советскими системами, ракеты к ним заканчиваются, поэтому они хотят исчерпать наши запасы.

Читайте также