RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

По цене автомобиля: как поставки генераторов повлияли на ситуацию с бензином

Использование генераторов увеличило спрос на автомобильное топливо

Использование генераторов увеличило спрос на автомобильное топливо Фото: сайт интернет-магазина Rozetka

Плановые и аварийные отключения электроэнергии в Украине, вызванные российскими обстрелами объектов отечественной критической инфраструктуры, вынуждают население и бизнес искать альтернативные средства энергообеспечения. Наиболее распространенными среди них являются бензиновые генераторы, импорт которых в последнее время многократно вырос. "Апостроф" выяснял, какие агрегаты пользуются наибольшим спросом, много ли нужно горючего для их эксплуатации, и как в связи с этим растут цены на бензин.

Автомобиль в собственном доме

Отключения света в украинских городах и селах в результате ракетных обстрелов агрессора становятся все более частыми и длительными. Это вынуждает людей искать способы выживания и обеспечения работы предприятий в условиях отсутствия электроснабжения.

Главным средством энергонезависимости сейчас являются компактные бензиновые электрогенераторы. Спрос на эти устройства увеличивается огромными темпами. В своем телеграмм-канале народный депутат Ярослав Железняк сообщил, что только в ноябре, по состоянию на 23-е число, в Украину было завезено 136 тысяч генераторов. Можно легко предположить, что окончательная цифра за месяц превысит 150 тысяч единиц.

Подавляющее количество генераторов представляют собой небольшие машины мощностью до 7,5 кВ*А, работающие на бензине. Они составляют около 60% всех завезенных устройств. Гораздо меньше – около 5% от общего числа ввезенных – составляют бензиновые генераторы мощностью от 7,5 до 375 кВ*А. Подобное устройство может в течение определенного времени поддерживать работу небольшого предприятия. Остальное приходятся на дизельные генераторы разной мощности.

Понимая важность альтернативной энергетической техники для выживания страны в условиях систематического разрушения систем энергообеспечения, правительство ввело льготные условия их импорта, освободив генераторы от НДС и пошлины. Позже правительство уточнило, что данное решение распространяется не только на бизнес, но и на частных лиц.

"Каждый украинец может без уплаты пошлины и НДС завезти в страну необходимые ему генераторы и зарядные станции. Поэтому принимаем протокольное решение об обеспечении беспрепятственного таможенного оформления этих товаров для физических лиц. Если кто-то на таможне будет препятствовать — призываю немедленно обращаться на горячую линию СБУ", – написал в своем телеграмм-канале премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.

Разумеется, завоз сотен тысяч новых двигателей внутреннего сгорания создает новую реальность на рынке автомобильного топлива. Этот рынок вообще достаточно активно реагирует на массированные ракетные налеты. После каждого из них достаточно резко увеличивается спрос на горючее, и у АЗС выстраиваются очереди из автомобилей. Экспертов рынка такая реакция удивляет, поскольку наличие бензина в баке автомобиля никак не компенсирует отсутствие света и воды в доме. Возможно, такая реакция связана с тем, что заправленный автомобиль выглядит для своего владельца более привлекательным местом, чем холодный и темный собственный дом.

В то же время, после обстрелов повышается и спрос на нефтепродукты со стороны владельцев генераторов.

"Собственный опыт и опыт знакомых говорит, что даже при умеренном использовании генератора расход топлива сопоставим с автомобилем, — сообщил на своей странице в Facebook директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. - Поэтому каждый генератор можно считать автомобилем в городском режиме, то есть 100-150 километров в сутки".

По словам эксперта "Нефтерынка" Александра Сиренко, генераторы уже начали влиять на спрос на рынке нефтепродуктов, хотя пока это влияние и не является решающим. Сегодня на их долю приходится около 20% реализации, сказал он в комментарии "Апострофу".

Нефть дешевеет, бензин дорожает

Конечно, владельцы АЗС реагируют на дополнительный спрос так, как это всегда делает бизнес – повышением цены. По данным, Александра Сиренко, за последний месяц увеличили цены на бензин и дизель около 15 сетей. Большинство из них подняли ценники на 1 гривну, а некоторые даже на 2 гривны.

По состоянию на 25 ноября, средняя розничная цена бензина А-95 в Украине составляла 50,35 гривны/литр, дизеля – 54,5 гривны/литр. Рост цен на горючее ускорился в 20-е числа ноября.

При этом объективных причин для такого увеличения не наблюдается, поскольку никакого дефицита горючего рынок не испытывает.

"После масштабного российского вторжения бизнес сумел построить новую систему поставок нефтепродуктов, – объясняет Александр Сиренко. – благодаря этому в течение последних месяцев на рынке наблюдался профицит нефтепродуктов. Особенно крупные партии горючего были завезены в августе-сентябре, когда ожидалось возвращение акцизов на горючее".

Внешняя конъюнктура также не способствует росту цен, поскольку на европейском рынке в последнее время стоимость нефти снижается.

"За ноябрь нефть подешевела примерно на 7%, — говорит Сиренко. - А в секторе нефтепродуктов эта тенденция еще заметнее. Бензин и дизель, которые в начале ноября стоили 1100-1150 долларов за тонну, сейчас продаются по 850-900 долларов".

Таким образом, по словам эксперта, на сегодня в Украину заходит продукт более дешевый, чем в начале ноября. Оптовый рынок работает стабильно, ориентируясь на цены внешних поставщиков. В то же время на розничном рынке цена постепенно растет.

При этом, даже несмотря на массовый импорт генераторов, спрос на горючее намного ниже, чем год назад. Многие выехали из Украины вместе с автомобилями. Многие из оставшихся также ограничили пользование авто. Уменьшилось потребление горючего в промышленности и аграрном секторе. То есть сегодня объем рынка нефтепродуктов на 30-50% меньше, чем в этот же период год назад.

Потому, по оценкам экспертов рынка, бояться дефицита нефтепродуктов не нужно.

"Даже приблизительные расчеты говорят, что рост парка генераторов на 100 тысяч единиц в месяц и даже больше рынок будет в состоянии обеспечить, — говорит Сергей Куюн. - Такие объемы были протестированы в самые тяжелые месяцы летом, и он способен справиться с ними и сейчас".

Что касается дальнейших ценовых тенденций на рынке, то, как считает Куюн, они зависят от большого количества факторов. В частности, от санкций против российской нефти, которые вводятся с 5 декабря. Никто не может предусмотреть, как они повлияют на рыночную ситуацию и цены.

Читайте также: Надежда на ржавые танкеры: что ждет Россию после 5 декабря

"Сейчас цена на нефть и нефтепродукты проседает, и никто не может сказать, почему и сколько это будет продолжаться, — отмечает эксперт. - Европейцы нервничают, это заметно. Дефицита на рынке вроде бы нет, но нет и свободных партий, когда наши импортеры имели бы из чего выбирать и торговаться. Этот ресурсный дискомфорт уже проявился в повышении тарифов на транспортировку по морю, а также пока незначительным ростом спекулятивных наценок зарубежными трейдерами".

Однако схожие обстоятельства наблюдались на рынке и весной, после начала вторжения и разрушения врагом украинских нефтебаз. И раз украинский бизнес справился с ними тогда, то нет причин сомневаться, что он справится и сейчас.

"Сейчас на нашей стороне низкий сезонный спрос в Европе, новая система нефтепродуктообеспечения, втрое больший парк бензовозов и полностью мобилизованный рынок (все работают на своих местах), — говорит Сергей Куюн. - А главное – мы все стали сильнее".

Поэтому эксперт считает, что дополнительный спрос на нефтепродукты, созданный массовым использованием генераторов, в долгосрочной перспективе не будет давить на цены. В то же время на них могут повлиять внешние факторы, которые сейчас практически невозможно предсказать.

Читайте также

Новини партнерів