"В Украине возможна новая волна мобилизации после Нового года", - такие заголовки на днях появились во многих СМИ со ссылкой на Минобороны. Необходимость проведения новой волны мобилизации обусловлена тем, что военным на фронте нужна ротация, плюс восполнение потерь ВСУ. Чего на самом деле ожидать в 2023 году от призыва - разбирался "Апостроф".
Что сказали в Минобороны
Мобилизационным ньюзмейкером стала замминистра обороны Анна Маляр. После ее заявлений в эфире одного из телеканалов, и появились заголовки о том, что после Нового года стоит ждать новой волны мобилизации в ВСУ.
Что же на самом деле сказала замминистра обороны?
"Мобилизация зависит от потребностей войны. Кроме того, есть потери, есть потребность в возобновлении. Даже те люди, которые слава богу, живы-здоровы, не ранены, все равно нуждаются в замене, поэтому это нормальный процесс – мобилизация", - отметила Анна Маляр.
Читайте: Это неправда: в Минобороны сделали важное уточнение о "новой волне" мобилизации
То есть ни о каком резком увеличении призыва сразу после Нового года в Минобороне не говорили.
Тем не менее, и сворачивать мобилизацию, конечно, никто не будет, ведь война не закончена. 16 ноября парламентарии продлили действие военного положения и всеобщей мобилизации, минимум, до 19 февраля 2023 года.
Таким образом, с Нового года мобилизация действительно будет продолжаться. Но это будет не какая-то новая большая волна, а плановый набор в ВСУ, который и не прекращался.
"Мобилизация никогда и не останавливалась, она идет постоянно, - поясняет "Апострофу" военный эксперт Михаил Жирохов. – Она необходима, во-первых, для того, чтобы начать подготовку людей для новых западных систем вооружения. Снимать с фронта строевые части для того, чтобы переобучать их для работы на вооружении западных образцов – нереально. Поэтому новых мобилизованных отправляют на обучение в страны запада, но обучение проходит и у нас. Также действительно нужно заменять погибших, а также тех, кто болеет или ранен. Поэтому мобилизация идет - и идет постоянно. Не в тех масштабах, которые были в марте-апреле, но она идет. Это необходимый процесс".
Но не превратится ли призыв в следующем году из планового, в экстренный, когда придется срочно добирать в армию сотни тысяч, ведь "потребности войны" в очень короткие сроки могут резко измениться. По каким причинам?
Ставка на оружие
Во-первых, непрекращающаяся мобилизация в россии.
"С целью пополнения текущих потерь подразделений российских оккупационных войск, в первом квартале 2023 года запланирован досрочный выпуск курсантов из высших военных учебных заведений рф. Кроме того, на территории рф продолжаются подготовительные мероприятия для проведения очередной волны мобилизации, запланированной на январь-февраль 2023 года", - отмечают в Генштабе ВСУ.
Если враг наращивает количество личного состава, то вероятно, что и Украине нужно будет отвечать тем же, и призывать еще больше людей. Впрочем, по словам экспертов, логика зеркального ответа неверна и Генштаб ею не руководствуется.
"Это уже вопрос тактики. Если соревноваться с россией, используя тактику СССР времен Второй мировой войны – просто заваливать фронт "мясом", то мы проиграем. У нас мобилизационный потенциал в разы меньше, - добавляет Жирохов. – Поэтому Генштаб и наши союзники делают ставку на то, чтобы у нас было не количественное преимущество, а качественное. Чтобы у нас бойцы были более обученные, чтобы у нас было оружие, которое стреляет дальше и точнее. Если мы будем играть в игру, которую навязывает нам путин, то это неправильно. Поэтому сейчас делается ставка на более подготовленных призывников. Основное это подготовка и оружие".
Действительно, именно о необходимости большего количества оружия предупреждал в интервью The Economist Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный.
"У нас достаточно людей, и я вижу, что их хватит. Нам не нужны сотни тысяч. Нам нужны танки, нам нужны БТРы, БМП. И нам нужны боеприпасы", - сказал Залужный.
"То, что россияне сегодня наращивают свою мобилизацию, фактически мы можем компенсировать поступлением нам современных образцов вооружения, - подтверждает военный эксперт Олег Жданов, комментируя ситуацию "Апострофу". – Особенно это касается артиллерии, как реактивной, так и ствольной. Если нам дадут еще танки, о чем сейчас идут разговоры, самолеты, то мы сможем компенсировать количество личного состава огневыми возможностями этого вооружения".
Новые силы
Вторым фактором изменения "потребностей войны" может стать резкое повышение интенсивности боевых действий. Например, повторное открытие фронта на севере Украины со стороны Беларуси.
Сейчас около 700 тысяч человек находятся в ВСУ (данные министра обороны Алексея Резникова). Однако из строя постоянно выбывают раненные и убитые. По официальным данным, безвозвратные потери в ВСУ значительно меньше, чем у оккупантов.
"У нас есть официальные оценки Генерального штаба, верховного главнокомандующего. И они достигают от 10 до 13 тысяч погибших", - отметил советник главы ОП Михаил Подоляк.
Но, тем не менее, потери эти есть. И если интенсивность боев резко повысится, то и погибших, очевидно, станет больше. А значит - потери придется восполнять новыми мобилизованными.
Но чтобы открыть новый фронт, интенсифицировав боевые действия, оккупантам нужны новые силы. И у врага они есть.
"Россияне готовят 200 тысяч новых солдат. Я не сомневаюсь, что они снова пойдут на Киев", - предупреждал в своем недавнем интервью Залужный.
Однако, как сказал "Апострофу" секретарь парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Роман Костенко, существующих сил ВСУ вполне достаточно, чтобы противостоять "чмобикам".
"Все всполошились, после того, как Главнокомандующий сказал про эти 200 тысяч. Но ведь о них объявляли еще несколько месяцев назад. Просто 50 тысяч уже направили на фронт, а остальных готовят. Это было давно известно. В отношении тех россиян, которые уже мобилизованы, Главком сказал, что у нас достаточно сил и средств, чтобы им противодействовать. Но в то же время целью мобилизации, может быть, и создание каких-то новых подразделений. Например, мы договоримся с союзниками о поставках танков, соответственно нам нужно будет создать танковую бригаду. Вот мы и будем набирать в нее людей", - резюмировал Костенко.