Верховная Рада Украины приняла Бюджет страны на 2023 г., в котором предоставлена субвенция Днепровской городской территориальной громаде на завершение строительства метрополитена в сумме 4,582 млрд грн.
Соответственно, 14 декабря Днепровский городской совет принял решение №3/31 "О Программе экономического и социального развития Днепровского городской территориальной громады на 2023 г.". В частности, этим решением предусмотрено направить указанные средства на завершение строительства Днепровского метрополитена в следующем году.
Похоже, история с многострадальной и одной из самых коротких в мире Днепровской подземкой заходит на новый круг, поскольку предыдущий подрядчик нарушил все сроки сдачи проекта и покинул объекты недостроенными.
Напомним, метро в Днепре начали строить в 1981 г., запланировав открытие в 1991 г., но случилось оно только 29 декабря 1995 г. Открыли одну линию — Центрально-Заводскую в 6 станций и протяженностью 7,8 км. В начале 2016 г. было принято решение достроить еще 3 станции в центре города. В июле того же года победителем в международном тендере по строительству метро в Днепре стала турецкая компания Limak. Финансирование проекта происходило за заимствованные у Европейского банка реконструкции и развития средства — кредит в размере 304 млн. евро. Должны были появиться станции "Центральная", "Театральная" и "Музейная", а длина метро — увеличиться до 11 км. Анонсировали старт работ с 2017 г. и завершение в сентябре 2021 г., но что-то пошло не так. Работы над проектом стартовали полтора года назад, а в марте 2022 г., как сообщил мэр Днепра Борис Филатов, строительство новых станций метрополитена законсервировали, Limak остановил работу и эвакуировал персонал. Уже 19 августа Limak сообщил о невозможности выполнения работ и начал процедуру расторжения договора.
Ни для кого не секрет, что Днепр сейчас регулярно подвергается российским ракетным обстрелам. Метрополитен во время этих ракетных атак служит укрытием, ас начала декабря там еще и обустроили “Пункты несокрушимости” для горожан. То есть наличие еще 3 станций в центре города пригодилось бы, но их нет.
“Во время второй мировой войны ни в Европе, ни в СССР не останавливалось строительство метро. Если бы метрополитен в центральной части Днепра был введен своевременно, то большое количество днепрян могло бы находиться в безопасности, когда враг наносит массированные ракетные удары. Это доказали метрополитены Киева и Харькова”, - уверен экс-главный инженер ТО-7 ПАО "Киевметрострой" Евгений Шатайкин.
Кроме того, есть большой вопрос с безопасностью законсервированных станций. Как объясняет Шатайкин, геология города Днепр очень сложна — это водонасыщенные, трещиноватые породы, которые находятся на тектонических плитах, а большинство зданий в центре города построены на ленточных фундаментах, поэтому есть риск возникновения чрезвычайных ситуаций. Если упростить, дома могут просто уйти под землю. “Проблема в том, что по состоянию на сегодняшний день выполнен достаточно значительный объем работ, но это все сделано на временном креплении, речь о перегонных тоннелях, которых сделано 6 км из необходимых 8-ми. И этот временный крепеж отнюдь не учитывает длительного движения горного массива. Эскалаторные тоннели не построены вообще. А из комплексов станций только на ст. “Театральная” выполнена разработка грунта и временное крепление примерно 40% из необходимого. Поэтому не надо забывать о печальном опыте техногенной катастрофы в жилом массиве Тополь 1997 г. (тогда после ливня начался оползень и в воронку с грязью глубиной 20 метров провалились 2-подъездный девятиэтажный дом, школа и частично 2 детских сада, несколько гаражей - Ред.)”, - объясняет эксперт.
Кстати, в апреле 2021 г. против топ-менеджера представительства Limak в Днепре и директора КП "Днепровский метрополитен" возбудили уголовное дело за служебную халатность, повлекшую тяжкие последствия, и подделку документов. Тогда в районе будущей ст. "Музейная" просел фундамент общежития "Днепровского политеха".
И здесь возникает еще один вопрос – финансирование проекта происходит постоянно. По оценкам Шатайкина, хотя сумму израсходованных средств может предоставить только подрядная организация, но объем выполненных работ составляет около 70-75 млн евро. “Если это останавливать или замораживать, зачем с 1995 года тратятся сумасшедшие средства на содержание не введенных в эксплуатацию участков и погашение кредита ЕБРР? (в этом году в Государственном бюджете на Днепровский метрополитен выделили 1,5 млрд грн – Ред.)”, — подчеркивает эксперт.
Руководство Днепра жалуется, что сейчас нет подрядчика, который мог бы завершить строительство Днепровской подземки. Но это не совсем так. Осенью с предложением завершить проект выступил экс-депутат и владелец "Укрбуда" Максим Микитась. Однако мэр Днепра Борис Филатов расценил такую инициативу как предложение ему взятки и обратился в НАБУ. 18 октября Микитась был задержан и дело находится на рассмотрении Высшего антикоррупционного суда Украины.
“Апостроф” получил комментарий адвоката Микитася Артура Габриеляна о том, на какой стадии сейчас рассмотрение дела: “В ходе очередного заседания 14 декабря ВАСУ продлил пребывание Микитася под стражей до 12 февраля 2023 г. и оставил без изменений условие о выходе под залог в 100 млн грн. Факт предложения неправомерной выгоды не доказан и существует целый ряд нарушений в расследовании этого дела. В то же время господин Филатов продолжает рассказывать о героической борьбе со взятками вместо поисков реальных инструментов расширения логистической инфраструктуры города. Это позволяет сделать вывод, что мэр Днепра больше сосредоточен на своем личном пиаре, чем хочет построить наконец метро для днепрян”.