RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество

Вот тебе, бабушка, и Павлов день: почему УПЦ МП осталась в Лавре

Ожидаемого выселения московской церкви не произошло

Ожидаемого выселения московской церкви не произошло Фото:

29 марта – дедлайн, к которому УПЦ МП окончательно должна была покинуть территорию Киево-Печерской Лавры. Однако (спойлер) этого не произошло. Более того, в день выселения московский патриархат провел очередную службу, как ни в чем не бывало. Почему так и не наступил первый день лавры без московских попов, узнавал "Апостроф".

Читайте также: Что происходит в Лавре в день выселения УПЦ МП: фото и подробности

В Лавре "душевно"

Совсем немного предыстории: в декабре 2022 года СНБО принял решение проверить законность пользования УПЦ МП имуществом Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Для этого правительство создало межведомственную рабочую группу. Два месяца она проверяла деятельность УПЦ МП в Лавре и наконец пришла к выводу, что московский патриархат пользовался государственным имуществом Лавры с нарушениями. Это явилось основанием для расторжения договора бессрочной аренды между УПЦ МП и государством в лице заповедника. 29 марта должно было стать первым днем Киево-Печерской Лавры без московского патриархата.

Однако УПЦ МП пошла в наступление. Сначала там запели старую песню о "гонении на церковь и ее верующих", а потом и вообще заявили, что выезжать из Лавры никуда не собираются, мол, всегда здесь были - тут "очень душевно". Впрочем, чемоданы московиты предусмотрительно упаковали: почти весь месяц аскеты вывозили свое имущество грузовиками, а наместник монастыря Павел (Лебедь) вообще был замечен в пункте оформления загранпаспортов. Поэтому на время "Ч" - 29 марта, многие возлагали большие надежды.

Впрочем, накануне выдворения секретарь СНБО Алексей Данилов дал понять, что возможны варианты.

"Мы никому не дадим попирать наши законы. Но при этом я могу сказать, что никто никого не собирается (вытаскивать) оттуда за ноги или применять какое-то насилие", - подчеркнул Данилов.

Да и на сайте Лавры до сих пор висит расписание богослужений УПЦ МП до конца марта и на апрель.

Поэтому 29 марта сработал вариант "московиты пока остаются".

На территории Лавры все работало

Паша на базе

На въезде в нижнюю лавру дежурит наряд полиции. Правоохранители проверяют практически все автомобили, покидающие территорию Лавры. Это нужно для того, чтобы вместе с личными вещами монахи не прихватили принадлежащие государству ценные исторические артефакты. Правда, автомобили выезжают из Лавры каждые несколько минут, поэтому их проверка происходит скорее для проформы: остановился, открыл багажник, проезжай.

Оказавшись на территории нижней лавры, понимаешь, что покидать территорию исторического памятника, никак не записано в расписании московского патриархата на 29 марта. Да, следы "сбора чемоданов" конечно заметны: на дворе стоят неработающие стиральные машины, выставлены старые столы, строительные "козлы", грузовики, однако все работает. Трапезные, церковные лавочки, киоски с чаем и кофе, здание синодальных отделов, дом предстоятеля, митрополия – все работает по-прежнему.

Спускаясь непосредственно в храмы нижней лавры, уже становится слышно, что УПЦ МП таки правят службы.

Площадь перед Крестовоздвиженским храмом заполнена верующими московского патриархата. Из разговоров между ними становится понятно, что это не просто киевляне забежали на службу перед работой – многие люди, вероятно, приехали в Лавру небольшими организованными группами из регионов. Этакая поддержка на всякий случай.

Немного отделена от основной массы верующих – группа людей, которая согласилась дать комментарии СМИ, ведь журналистов в этот день в Лавре также было много. Из этой части толпы от верующих раздаются стандартные нарративы московского патриархата:

- ПЦУ – раскольники;

- государство уничтожает православную веру;

- Томос – фикция;

- бог накажет всех, кто против УПЦ МП.

В самом храме работает церковая лавочка, у верующих принимают записки "за здравие", "за упокой", продаются свечи и совершается причастие. Никто никуда не собирался.

"Верхушки" УПЦ МП вокруг найти не удалось, но возле приемной наместника Лавры митрополита Павла стоит грузовой микроавтобус и тот самый знаменитый автомобиль Mercedes.

Паша и его "Мерседес" – на базе

Чуть позже Павел все же появился на людях, чем привлек внимание объективов десятков камер.

В это же время в Аннозачатьевском храме совершает службу второй человек в УПЦ МП после Онуфрия – митрополит Антоний (Паканыч). Здание митрополии, расположенное напротив, также "живет" своей довольно оживленной жизнью: в дверь митрополии ежеминутно заходят и выходят священники московского патриархата. Все это свидетельствует о том, что "верхушка" УПЦ МП никуда не уехала, да и самая нижняя лавра продолжает находиться под контролем московского патриархата.

Читайте на "Цензор.НЕТ": Выселение УПЦ МП: "Паша Мерседес" придумал повод, чтобы остаться в Лавре

Судебная битва

И будет находиться. В этом уверяют в УПЦ МП. Логика там такова: если государство не согласно с договором аренды, то пусть обращается в суд.

"Если у человека есть договор, с которым он не согласен, то он может обжаловать его в суде. Если не удовлетворен решением, то подает апелляцию, обращается в Верховный суд, использует другие юридические решения", - отмечал ранее представитель УПЦ МП Климент (Вечеря).

А пока суд не вынес решение, то по логике московского патриархата договор аренды считается действующим, соответственно никуда выезжать УПЦ МП не собирается. Более того, московский патриархат сам обратился с иском в суд, в котором просит признать расторжение договора незаконным.

"Информируем всех, что братия Киево-Печерской Лавры не намерена покидать монастырь без соответствующего решения суда", - говорил Павел (Лебедь).

А разве можно так? Рассмотрим договор аренды между государством и УПЦ МП подробнее.

В пункте 8 этого документа сказано следующее: "Договор может быть расторгнут Государственным учреждением В ОДНОСТОРОННЕМ порядке в случае выявления им нецелевого использования имущества или его содержания в ненадлежащем состоянии после соответствующего предупреждения".

Именно это и произошло. Государство расторгло договор в одностороннем порядке.

Однако УПЦ МП оспаривает сделку о расторжении договора в суде. Значит ли это, что до решения суда московский патриархат может находиться в Лавре? По мнению юристов – нет!

"Если договором предусмотрено право его расторжения, а такое расторжение уже произошло, то де-юре и де-факто это произошло. Решение суда может, конечно, все отменить, вернув договор в действие. Но на сегодняшний день расторжение действует и только решение суда может его изменить. Впрочем, до решения суда и вступления его в законную силу помещения должны быть освобождены", - объясняет "Апострофу" юрист, депутат Киевсовета Зоя Ярош.

Кстати, по мнению адвоката Дмитрия Бузанова, у УПЦ МП как ни странно есть шансы, чтобы удержаться в Лавре.

"Договор аренды как для такого объекта очень прост, что дает больше возможностей для суда, – объясняет "Апострофу" Бузанов. – Например, в суде можно долго выяснять, что такое "содержание имущества в ненадлежащем состоянии". Что это значит? Я считаю, именно с этим в суде они будут не согласны, и будут доказывать противоположное, что они удерживали имущество в "должном состоянии".

Впрочем, пока суд не вынесет никакого решения, УПЦ МП должна покинуть Лавру. Единственное, что могло бы им разрешить остаться – это определение суда об обеспечении иска. То есть не совершать резких движений пока идет спор.

"Теоретически, судом может быть вынесено определение и запрещено осуществлять меры по выселению из помещений, но на сегодняшний день общественности неизвестно о существовании определения об обеспечении иска и в реестре судебных решений такое определение отсутствует", - добавляет Зоя Ярош.

"По моему мнению, если суд действительно обеспечит иск, то дело будет рассматриваться несколько лет. Если же иск не будет обеспечен, то выселение будет происходить при поддержке силовых структур", - резюмировал Бузанов.

Читайте также

Новини партнерів